Каннский фестиваль

Канны. День десятый:

Гаспар Ноэ  -  Войди в пустоту                       и                      Элиа Сулейман - Оставшееся время

Терри ГиллиамВоображариум доктора Парнаса 

Итоги

Победители

Каннский фестиваль.  Новости.  Часть 1-я

Каннский фестиваль.  Новости.  Часть 2-я

Каннский фестиваль.  Новости.  Часть 3-я

Каннский фестиваль.  Новости.  Часть 4-я

Каннский фестиваль.  Новости.  Часть 5-я

Каннский фестиваль.  Новости.  Часть 6-я

Канны. День двенадцатый

Канны. День одиннадцатый: Карта звуков Токио и Цай Мин-Лянь - Лицо

Канны. День девятый:          Михаэль Ханеке - Белая лента         и       Ксавьер Джианолли - В начале

Канны. День восьмой:          Квентин Тарантино - Бесславные ублюдки   и   Ален Рене - Сорняки

Канны. День седьмой:          Педро Альмодовар - Разомкнутые объятия и Марко Беллоккьо - Побеждать

Канны. День шестой:                                 Кен Лоуч  В поисках Эрика и Ларс фон Триер Антихрист

Канны. День пятый:                                              Джонни То Месть и Брилланте Мендоза Кинатэй

Канны. День четвёртый

Канны. День третий

Канны. День второй

Канны. День первый

Каннский фестиваль  Новости Часть 1-ая  Часть 2-ая
Каннский фестиваль 2009 в лицах
Каннский фестиваль 2009 в кинокартинах
Каннский кинофестиваль 2009 в подробностях
Статистика, история и подробности фестиваля
                                                               Каннский кинофестиваль по годам:
2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 

Источники:

Роман Волобуев "Афиша"

Ксения Рождественская (Блог film.ru) Всё о Каннском кинофестивале

Валерий Кичин, Канны 

Лидия Маслова Ъ-Online

Блог: Алексей Тарасов  Старший редактор журнала "Афиша"

Юрий Гладильщиков

Алексей МЕДВЕДЕВ Время новостей

Гаспар Ноэ  -  Войди в пустоту

Элиа Сулейман - Оставшееся время

Терри ГиллиамВоображариум доктора Парнаса

Каннский дневник. День десятый, 22 мая 2009-го

May. 23rd, 2009 | 11:14 am

Юрий Гладильщиков

* К концу фестиваля все настолько устают от общения, чтения прессы, собственных текстов, тусовок (кто на них ходит), лестниц (кто по ним поднимается – я не тусуюсь и не поднимаюсь, установил личный каннский рекорд: за весь фестиваль не был ни на одном приеме, даже ни на одном коктейле – пил только за свой счет - и ни на одном званом обеде-ужине), что перед глазами остается кино и только кино. Хотя от просмотров устаешь тоже. Вообще кому ни скажи, никто не поверит: после Канна, если по-хорошему, надо брать отпуск. И элементарно отдыхать. «Вот скотина, - скажет кто-то. – Ему так подфартило, а он еще на жалость напрашивается». Да, подфартило. Но отпуск брать надо.

 

* Так вот про кино. Сегодня ухватил четыре картины, все по той или иной причине любопытные, другое дело, что не все выдающиеся.

 

* В-четвертых, посмотрел второй и последний из наших фильмов (оба во второй по значимости программе «Особый взгляд»)  - «Сказку про темноту» Николая Хомерики. Вот пример того, что Канн верен своим фирменным, однажды избранным режиссерам. Тут в 2005-м показали короткометражку Хомерики, которая получила второй по значимости приз Cinéfondation  - конкурса для киношкол. Через год дебютный – очень странный – полнометражный фильм Хомерики «977». Теперь продемонстрировали «Сказку» с потрясающей Алисой Хазановой в главной роли – дочерью Геннадия Хазанова.

В Дании была «Догма». У нас появился «Коктебель». Кинокомпания, названная в честь первого успешного фильма режиссеров Хлебникова-Попогребского и возглавляемая Романом Борисевичем, производит фильмы Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова и Николая Хомерики. Они безусловно отличаются родственым стилем. Всё это трагикомедии («Простые вещи» Попогребского, «Свободное плавание» и еще не известная нашей публике «Сумасшедшая помощь» Хлебникова, «Сказка про темноту» Хомерики). Приближенные к тому же стилю «Догмы», но заодно и противоречащему ему театрализованному стилю Аки Каурисмяки. Фильмы про самых что ни на есть ординарных людей. Которые живут не на Тверской или Рублевке, а в российской обшарпанности. Реально страдают – хотя зачастую и смешно. «Сказка про темноту» - про одиночество и попытки устоять красивой женщины, не имеющей возможности найти себе хотя бы дурацкого, опасного, неприличного, временного партнера (не говорим уже про мужа). Она молода, но возраст и отсутствие преспектив заставляют нервничать всё сильнее. А опереться вообще не на кого, тут бы думать, как не сорваться. Вдобавок, невезуха: жизнь бьет ключом, но исключительно по голове. Беда в том, что героине ничего и в дальнейшем не светит, разве что случится сказка, которые обычно не случаются.

Беда для нашего проката: это самый насыщенный матом фильм, который когда либо был снят на русском. Попросту энциклопедия мата. И что с этим делать кинотеатрам (а мат для концепции фильма важен)… соответствуя фильму, можно лишь сказать: х.. его знает. Идет, кстати, фильм приятные для утомительных фестивалей с их регулярными трехчасовыми откровениями всего-то 1.12.

 

* В-третьих, поглядел фильм Элии Сулеймана  (конкурсный) The Time That Remains – «Следы прошлого». Сулейман – единственный знаменитый палестинский режиссер и истинный гений. Тоже любимец Канна (даже снял одну из новелл, и очень забавную, с рефлексией и русскими братками,  в продюсированном Канном альманахе «У каждого свое кино»). Его предыдущее «Божественное вмешательство» тоже включен автором этих строк в список лучших фильмов современности - в «Справочнике грез». Включено с оговоркой, потому что за филигранным, иногда божественно смешным абсурдизмом картины критика, особенно западная, не распознала его однозначный идеологический смысл – вполне себе террористический и фашистский. Сулейман делает фильмы про то, что израильтяне – тупые скоты и солдафоны, выродки, которые не вышли даже лицом и ростом, а зато палестинцы – интеллигенты, аристократия, элита с долгой историей и европейским мышлением.

Франция, давно замечено, обожает палестинские антиизраильские высказывания. У нас палестинцев тоже многие обожают. В novom filme Suleimana (pravlyu text v press-roome festivalya) завоеватели-евреи выглядят совсем уже выродками, которые и ходить-то толком не умеют, только маршировать (даже если ходят поодиночке), а жертвы-палестинцы – окончательно высшей человеческой расой.

 

* В-третьих, посмотрел конкурсный фильм Гаспара Ноэ Enter the Void или «Добро пожаловать в пустоту», чья «Необратимость» (тоже отмеченная моим «Справочником грез»), стала в начале 2000-х символом отчаянного киноавангарда. Там действие развивалось от финала к началу и стартовало пущенными наоборот финальными титрами, шло от хаоса к гармонии (анти-хэппи-энд) и включало в себя ставшую знаменитой в узких кругах сцену 10-минутного жесткого извращенного изнасилования героини Моники Белуччи. Теперь понятно, что Ноэ, который стал считаться скандальным французским режиссером (родом он, кстати, из Аргентины), пытается проторить исключительно формальные пути. Его новый фильм, в котором англоговорящие брат и сестра оказываются в Японии, начинается с того, что камера следует глазам брата. Его самого не видно, иногда в кадре появляются его руки и нога, камера – это его взгляд (ход небанальный, но не новый). Через пять минут брат чем-то обкуривается - и в кадре минут на десять возникают его глюки. Интересно, Ноэ экранизирует реальные глюки? В любом случае они похожи на компьютерную анимацию, которая возникает на твоем лэптопе, когда запускаешь музыкальный CD-ROM. Потом брата-наркомана случайно убивает японская полиция, и его дух, оберегая сестру, но одновременно доводя ее до истерики, начинает витать над Токио, запросто проникая сквозь стены и потолки. Этот взляд сверху на происходящее действительно забавен, но все равно не позволяет отнестись к фильму иначе как к формальному эксперименту.

 

* В-четвертых, увидел еще один и последний французский конкурсный фильм A Lorigine или же In the Beginning и «Причиной было это» режиссера Ксавье Джанноли. Это двух-с-половиной-часовая (но оторваться невозможно) история французского Хлестакова, который совсем не собирался им быть. Мелкого, только что вышедшего из тюрьмы вора, приехавшего в бегах от полиции во французский городок, принимают за представителя крупной строительно-дорожной компании, которая пару лет назад заморозила тут проект хайвея. В городке – куча безработных. На проект делают ставку. Поначалу наш Хлестаков, как и его гоголевский прототип, собирается слупить с местных большие взятки – за то, что отдаст им право на строительный подряд. И слинять. Но слинять по разным причинам не получается. И он вдруг начинает чувствовать ответственность за людей, с которыми познакомился и у которых, как у героини нашего Хомерики, нет будущего. А заодно проникается желанием сделать хоть что-то реальное в своей жизни, тем более что компетентен в строительных работах. Хайвей вдруг начинает активно строиться, город оживает. Как и где главный герой найдет финансирование, проблема отдельная. Другое дело, что дорога ведет неизвестно откуда непонятно куда. Фильм с огромным количеством психологических и социальных подтекстов основан на реальной истории и запросто может получить в Канне призы за сценарий и лучшую мужскую роль Франсуа Клузо.

Призы, кстати, в воскресенье ранней ночью.

Роман Волобуев "Афиша":

Dellamorte Dellamore

В общем, «Войди в пустоту» Гаспара Ноэ — это не то что бы хорошее кино (есть масса здравых аргументов, почему оно плохое, мы их скоро прочтем в периодике), просто так не бывает, так не бывает, так не бывает.

Американские мальчик и девочка, брат и сестра живут в Токио; он мелкий дилер, она стриптизерша, оба немножко зациклены на е...ле, оба перманентно или бухие, или под чем-то, притом чисто внешне — абсолютные ангелы, уши на солнце просвечивают. В самом начале мальчика не то по ошибке, не то с умыслом убивает местная полиция, после чего его душа два часа нарезает круги над городом, пытается сдержать данное девочке обещание «я тебя никогда не покину», но ее все время (видимо, по каким-то правилам физики) засасывают источники света, и вообще она потихоньку на молекулы распадается. Есть некая предыстория, объясняющая убийство, которая, как в «Необратимости», вспоминается задом наперед, но это вторым планом, а на первом (кроме попыток выбраться из очередной лампочки) — собственно дефрагментация умирающего сознания: лезут какие-то детские воспоминания, неосуществленные фантазии, перемешиваются будущее и прошлое etc.

Все, за вычетом пары сцен, снято как пролог бигелоувских «Странных дней», то есть субьективная камера, лицо героя — только в зеркале и в редких флешбэках. Пока герой еще живой, камера тоже как живая и все время моргает (в моргания смешно спрятаны монтажные клейки), когда гибнет, все правила отбрасываются, кроме того что взгляд на все — строго сверху вниз. Закрывающие полчаса (на которых в зале уже начали строить баррикады) — невероятный по мощи эротический трип, такой финал «Космической одиссеи» (Ноэ ее упоминает все время), только на запредельном техническом уровне и про секс; показана кроме прочего сцена зачатия новой жизни, снятая с точки зрения самой жизни.

Причем хвалить фильм за радикализм (а тут правда взято несколько новых планок: моду на несимулированный секс в арт-кино, например, можно сворачивать, то, как здесь сделано, уже ничем не перебьешь) — это как-то мелко. Он в отличие от «Необратимости» совершенно неструктурированный (точнее, структра такая сложная, что ее, считай, нет), плюс есть пара  раздражающих попыток дать на словах культурно-исторический контекс — какой-то необязательный, натужный разговор про тибетскую «Книгу мертвых» есть, еще что-то. Но ключевой прием Ноэ — когда он базовые понятия определяет через их противоположности: любовь — через смерть, счастье — через какой-то тотальный п...дец, тут даже мощней, чем в «Необратимости», работает.

Поскольку билет домой купить не удалось, попробую завтра второй раз сходить вместо Койшет, проверим себя и картину на прочность.

Канны. День 10: Гиллиам, Ноэ  festival de cannes

кто тебе доктор

«Воображариум доктора Парнассуса» - визуально самая совершенная картина Терри Гиллиама, а градус безумия в сюжете, как обычно зашкаливает. Музыкант Том Уэйтс появляется в роли дьявола, который заключает сделку с кудесником Парнассусом: он ему бессмертие, а тот ему свой дочь, божественную Лили Коул. Переход от Леджера к Деппу, от Деппа к Лоу, от Лоу к Фаррелу, которые одного и того же арлекина играют, очень изящно оформлен. Колин Фаррелл смертельно похож на музыканта Фагота. В определенный момент появляется русская бабка в платке, говорящая «Русский человек, иди сюда!» Подробнее писать пока что времени нет, извините.

 

 

Треть психоделической неоновой драмы «Войти в пустоту» Гаспара Ноэ снята, как клип Smack my bitch up ансамбля Prodigy, то есть ты смотришь на происходящее глазами главного героя, ушастого британского джанки в Токио, к которому переехала любимая сестра. Амбиции у режиссера чуть ли не кубриковские: десять минут показывает приход под ЛСД, еще пять – переход из одного мира в другой. Экран то сияет белым, то мигает красным, по небу летит сиреневый туман и пурпурные облака.

 

 

Почти никакого отношения к режиссуре «Пустота» не имеет, это в большей степени путешествие оператора. Камера ныряет в пулевое отверстие, выныривает из девичьего пупка (и еще кое-куда, и кое-откуда; сами при случае посмотрите). Как на мой вкус, выглядит все очень круто, но слишком уж длинно. Реально где-то час в середине лишний, и плачущих детей можно было бы поменьше. После «Необратимости» было ясно, что Ноэ - формалист, у которого рассказывать истории не очень получается, и тут он снял «Необратимость-2»: начинает со стрельбы в туалете и постепенно отматывает сюжет назад. В конце в зале в равных пропорциях хлопали и свистели. Ноэ сидел в партере и, похоже, ужасно расстроился. Он даже детей с собой привел – вот же им было интересно.

Взгляд из параллельных миров

В Канне показали "Воображариум доктора Парнаса"

Валерий Кичин, Канны
Опубликовано на сайте rg.ru 22 мая 2009 г.

Обычно в финальных титрах картины пишут: фильм режиссера такого-то. Эта каннская премьера закончилась титром: фильм друзей Хита Леджера. Наконец мы увидели фантазию Терри Гиллиама "Воображариум доктора Парнаса", где свою последнюю роль сыграл умерший в начале прошлого года Хит Леджер.

После смерти своего главного героя автор фильма сделал почти невозможное: он переписал сценарий, бережно сохранив всю работу Леджера, а недоигранные им эпизоды попросил сыграть Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фарелла. Они сыграли все волшебные "перевоплощения" Тони  и весь гонорар перечислили осиротевшей дочери Хита Леджера Матильде.

Гиллиам даже умудрился сказать в фильме свое прощальное слово Леджеру. Он ввел эпизод, когда по реке вечности плывут кораблики с портретами Рудольфо Валентино, Джеймса Дина и других звезд, ушедших в расцвете жизни и таланта. И герой Хита Леджера Тони, уже в облике Джонни Деппа, говорит о том, что все они вовсе не ушли от нас, они остались с нами - молодыми.

Тони, пересекая границы воображаемых миров Гиллиама, теперь легко меняет обличья. Потому что в этой картине возможно все. Это одна из самых фантазийных лент и Гиллиама и всего современного кино. Развернутая метафора, в основе которой вполне философская тема выбора: он всегда труден для человека, ошибка чревата трагедией.

Это вариант Зазеркалья, воплощенного в закулисье волшебного уличного театра - Воображариума доктора Парнаса. И если сам театр путешествует по Лондону сразу всех эпох, то, оказавшись в закулисье, мы можем попасть куда угодно, хоть в заоблачные миры, хоть в ад, хоть даже в Россию, наводнившую чинный Лондон своими разнузданными гангстерами и их разбитными подружками. Стиль фильма - причудливая смесь Сальвадора Дали и рекламных постеров, которые ведь тоже достаточно сюрреалистичны. А сам доктор Парнас в изображении Кристофера Пламмера - вариант доктора Фауста, много веков назад заключившего сделку с дьяволом, купившего себе бессмертие ценой судьбы еще не рожденной тогда дочери Валентины. Обрел он и волшебный дар инспирировать в окружающих пылкое воображение, чем и занят его театр, патронируемый самим Сатаной - он теперь выступает под именем мистера Ника и терпеливо ждет, когда созреет обещанный ему плод - девственница Валентина, несчастная дочка Парнаса. Есть в этой театральной труппе саркастичный карлик Перси (Верн Тройер) и парнишка Антон, безответно влюбленный в Валентину. Думаю, что исполнитель этой роли, восходящая звезда Эндрю Гарфилд, после "Воображариума" должен проснуться абсолютно знаменитым.

Но сам этот театр, при всей своей бравурности и способности дарить счастье, никому не нужен - дополнительный и очень важный для Гиллиама мотив фильма. Включить свое воображение приходят считанные зеваки, задуматься о жизни им некогда: в современном мире слишком много суррогатов, отвлекающих внимание от насущных проблем. Вполне возможно, что такая же странная судьба ждет и сам фильм Гиллиама: придут посмотреть на еще живого Леджера, подивятся красивым картинкам, а о чем и для чего все затеяно - не задумаются

Канны. День 10: Ардан  festival de cannes

Блог: Алексей Тарасов  Старший редактор журнала "Афиша":

фанни, изнт ит?

Перед румынами силком затащили к Денни Гловеру, который привез в Канны свой продюсерский проект Soundtrack for Revolution. Я-то хотел о «Смертельном оружии» или хотя бы «Пиле» говорить, а пришлось о странах третьего мира, Великой французской революции и фильме Crash.

 

Сходил на «Пепел и кровь», режиссерский дебют Фанни Ардан – вопиюще несовременную загородную драму о семейных тайнах. В кадре снова румыны, никуда от них не денешься. Метафоры подчеркнуто старомодные: лошади в кругу огня, глухая девушка с графином воды. Ничего особенного, но если бы у нас такие фильмы Ада Роговцева снимала, цены бы ей не было.

 


Предпредпоследний участник конкурса Элиа Сулейман дает Бастера Китона в «Оставшемся времени», комедии абсурда об арабо-израильском конфликте. Предыдущую работу Сулеймана я к своему стыду не смотрел, поэтому мне его заторможенная ирония напомнила скандинавов – Бента Хамера, например.

 

 

Из-за румынов (а они, кстати, рассказали много прекрасного) был вынужден пропустить «Панику в деревне», сумасшедший мультфильм про игрушечную лошадь, индейца и ковбоя, эпизоды из которого у нас показывали в программах Future Shorts. Ужасно жалею, ужасно.

 

Единственным утешением стало то, что Денис Иванов из «Артхаус Трафика» показал нам место силы – наливайку Le Petit Martinez на рю какой-то, где после полуночи собирается полторы сотни веселых бездельников с фестивальными бейджами. Выпивали и говорили о судьбах украинского кинематографа и японском римейке "Чебурашки". Язык заплетается, но пальцы послушно стучат по клавишам.

Роман Волобуев "Афиша":

Тащи меня в ад

Уф, ну все, не зря съездили. На «Войди в пустоту» одна половина зала чуть не убила вторую, Ноэ взяли в кольцо и не выпускали минут 10, интеллигентные англичанки в очках, сидевшие со мной на балконе в какой-то момент решили, что просто хлопать это несерьезно и начали биться о перила. При этом сзади фоном раздаются свист, вой и непристойности.

Страшнее всего было за девочку и мальчика семи, кажется лет, которые у Ноэ играют героев в детстве. Они зашли в зал в начале, потом их специальная тетенька куда-то вывела, а на финальных титрах ввела обратно; и вот они среди этого кошмара стоят, глаза как блюдца, мальчик опомнился первым, подпрыгнул и сделал какому-то французскому критику high five.

Я пожалуй пойду выпью капель, посмотрю, что с Гаспаром на пресс-коференции сделают, и расскажу.

Night train

К вопросу о воображариумах, покончила с собой телочка, которая играет Джейн Биркин. Ее звали Люси Гордон. Это ужасно, неправильно, и так не должно быть.

Mortel transfert

«Воображариум» Гиллиама прекрасен каким-то бессмысленным абсолютно никчемным, не конвертируемым ни в какие умные мысли, и вообще ни во что не конвертируемым образом. 

С одной стороны Гиллиам совсем зациклился на себе, и у него появилось вот это вот, немножко в духе Эльдара Рязанова: «ах, мир жесток, люди оскотинились, никому не нужны мои прекрасные сказки» (хотя странно, что у него это только сейчас появилось, учитывая творческий путь). С другой — ну, черт, там в какой-то момент появляется механическая бабушка, которая (я клянусь) кричит: «Сюда-сюда, русские люди!», а в голове у нее сидит Том Уэйтс и дергает за рычаги. Очень трогательно обыграны швы между тем, что сыграл Хит Леджер, и тем, что доснимали уже без него: он проваливается сквозь какую-то шторку — и бац, стал Джонни Деппом, круто. Потом еще раз — бац, тепрь Джуд Ло, такое уже на лице легкое недовольство появляется, что за фигня. А когда он вместо себя Фарелла видит, реально уже глаза на лоб, типа: господи ну за что мне это.

Ну и чорт, чорт, чорт:

(с) Вест

Господи, они, оказывается, Верна Троера привезли, только что по коридору пробежал. Пойду догоню (далеко ли он на таких ножках), возьму автограф, Зельвенский удавится.

Дыра вместо морды

Текст: Ксения Рождественская, 22.05.2009 13:34:49

Тем, кого интересуют быт и обычаи аборигенов. Прямо у Дворца Фестивалей стоит фигурка Человека-паука с дырой вместо морды, чтобы каждый желающий мог сфотографироваться в виде героя настоящего кино, а не всякой фигни, которую показывают внутри Дворца. На Круазетт стоит такая же фигурка Капитана Воробья. Удивительно, но ни одного безлицего героя "Восьми с половиной", "На последнем дыхании" или "Летят журавли" на Круазетт нет.

Теперь о деле. Критик "Кайе дю синема" поставил Мендоcе низший балл, а высший - Джонни То, Тарантино и Алену Рене. Дрожащая камера окончательно вышла из моды.

"Сказка про темноту" Николая Хомерики оказалась гораздо лучше, чем его "977", но все равно очень обидно: вот режиссер вроде прекрасно понимает, как надо снимать в рамках одного эпизода, и кадр выстраивает, и псевдорумынский грязноватый стиль держит, а в целом фильм разваливается. Зато Алиса Хазанова прекрасна.

Каннский дневник. День девятый, 21 мая 2009-го

May. 22nd, 2009 | 12:17 am Юрий Гладильщиков

Добрый Лоуч и жестокий Ханеке

* Опять с сожалением уведомляю, что не смогу – теперь уже, видимо, до конца фестиваля – реагировать на комментарии к этому дневнику. На все вопросы отвечу на той неделе, вернувшись в Москву. Слишком плотные дни. И слишком паршивый интернет в отеле. Именно этим объяняется тот факт, что кому-то я ответил, а кому-то нет. На самом деле я отвечал всем. Но отправляешь ответ – бац, вырубился сигнал. А ты ответ не скопировал. Пишешь заново, отправляешь – глядь, в блоге стоят оба ответа. Убиваешь первый – исчезли оба, и сигнал опять пропал. В итоге в бешенстве вырубаешь компьютер. Без крайней нужды я впредь не буду покупать интернет, если он от swisscom. Ситуация комичная. Открываешь доступные сети – ловится безумное количество запароленных сетей, а твоего факаного swisscom’a, за который ты заплатил сумасшедшие деньги, нет как нет. Исчез с лица земли. (Про сумасшедшие деньги все точно. Я жил в разных отелях, в том числе очень высокого класса, когда платил за комнату не сам. Так там интернет дешевле, чем swisscom в середняцком отеле Канна.) А эта компания рулит, между тем во многих европейских гостиницах – во Франции, Германии, Нидерландах.

 

* Кстати не без радости сообщаю, что не слишком облажался, напророчив социальный бунт на Круазетт. Канн стал пиком для всеобщей забастовки энергетиков. Они использовали всю свою силу, поэтому не только устроили бурную демонстрацию, но и вырубили ток в каннских залах. Несколько часов те трубили на запасных генераторах. Меня бунт отчего-то миловал. А вот коллега Кичин умудрился прийти на просмотр, на котором экран погас – и с концами. Наступила полная тьма. Только минуты через три на потолке зарделся тусклый прерывающийся огонь. Подождав еше минут десять, коллега Кичин с просмотра ушел.

 

* Невозможно отвлечься от наших дел. Для вас это уже, наверное, не новость, а я вот только что узнал из сегодняшней Variety, что Михалков создал комиссию по этике, обладающую правом исключать из союза кинематографистов нехороших членов. Ага, у нас теперь, значит, чисточки начнутся! У меня такое ощущение, что скоро стыдно будет оставаться в этом союзе.

 

* Который день пытаюсь понять: все-таки «Антихрист» фон Триера – деградация или шедевр? Плаховы, которых встретил сегодня второй раз за весь фестиваль (вот вам Канн – можно ходить совершенно разными тропами), считают его очень серьезной картиной. В любом случае (подумал об этом еще вчера), наверное, я неправильно трактовал его смысл, что дьявол – это женщина. Скорее, смысл в том, что секс – это зверь. Оттого все эти звери и птицы на экране: ворон, лань, лисица. Ну да, а раз зверь, то и природа. А раз зверь, то и Антихрист. На пресс-конференции, оказывается, какой-то из западных журналистов попытался типа того что вызвать фон Триера к доске и заставить прямо ответить на вопрос, о чем его картина. Фон Триер его на три буквы послал. Не прямо, но внятно.

 

* Тарантино отметил вчерашний вечерний смокинговый показ «Бесславных ублюдков» тем, что сплясал на красной лестнице. И сам, и с одной из своих звезд, роскошной в фильме Мелани Лоран. Вчерашняя лестница была, конечно, самой звездной за весь фестиваль: Бред Питт со своей вечной миссис Смит Анджелиной Джоли, Диана Крюгер, которая тоже играет в «Ублюдках», Вирна Лизи, непременная в Канне Шарон Стоун (потому что обязательно проводит тут вечер по сбору средств на борьбу со СПИДом), Энг Ли и даже новый кумир кинодевушек Роберт Паттинсон из «Сумерек».

Сегодняшняя каннская пресса особенно отмечает, что немцев в «Ублюдках» играют немцы, французов – французы, американцев – американцы. Редкое исключение – два канадца (включая комика Майка Майерса) в эпизодических ролях англичан. Это вам не китаянки в ролях японок в «Дневниках гейши» и не японец в роли Чингисхана в «Монголе». Уж тем более не араб Омар Шариф в роли типичного русского доктора Живаго.

Между тем баллы, которые фильм Тарантино обрел сегодня от пятнадцати ведущих французских критиков в Le film français, приличные, но не самые высокие. Эти критики гораздо выше оценивают одияровского «Пророка», «Разомкнутые объятия» Альмодовара и пропущенный мной (надеюсь поймать в воскресенье, в день повторов) фильм патриарха Алена Рене Les herbes folles.

 

* Высоко – по традиции – оценили французские коллеги и фильм англичанина Кена Лоуча. На сей раз «В поисках Эрика» - Looking for Eric. Вот фильм, который абсолютно выбивается из каннской программы этого года: ни секса, ни насилия, ни эпатажа, ни провокации. И вот пример изумительного режиссера, который работает в своей нише и снимает кино, к которому, по идее, все должны быть равнодушны, но которое все обожают (под «всеми» понимаю фестивальную аудиторию – многие из вас, уверен, о Лоуче до сих пор не слышали). Все фильмы Лоуча обязательно попадают в каннский конкурс. У него гигантское количество каннских наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» за «Ветер, который качает вереск». У него бывали и масштабные проекты – всегда про революционный войны: тот же «Вереск» про антибританское сопротивление в Ирландии или более ранняя «Земля и свобода» про гражданскую войну в Испании. Оба фильма были, кстати, про то, что революционные движения, по некой странной логике, всегда заканчиваются тем, что начинают расстреливать своих. Что начинается чистка прямо как в михалковском союзе кинематографистов (правда, в случае Михалкова речь не о революции, а о контрреволюции).

Но большинство фильмов Лоуча – про обычных английских людей. Про их неудачи. Про их удачи. И это почему-то так трогает, оставляет потом такое позитивное впечатление, как редко какое другое кино. Лоуч, мне кажется, один из реально лучших, самых искренне доброжелательных людей, живущих на этом свете. При этом он реальный человек – не идиот, не слюнтяй, не святоша, не моралист. Но и не аморалист. Он свой какой-то. Удивительно, но оказывается, что когда в кинематографе присутствует такой человек – это уникально и неповторимо.

В «Поисках Эрика» - про очередного фирменного героя Лоуча, стареющего почтальона, который спустя тридцать лет удачно и не очень пытается возобновить роман с давней любимой и разобраться с криминальными проблемами сына. Один из фокусов фильма в том, что герой - болельщик «Манчестер юнайтед» и, когда решает очередные жизненные проблемы, представляет в качестве своего альтер эго бывшего форварда «Юнайтед» Эрика Кантона. Ударный эпизод: когда три автобуса болельщиков «Манчестера» приезжают отмстить подонкам за главного героя и, чтобы скрыть лица, надевают резиновые маски с лицом Кантона. После разборки один из них снимает маску – а там настоящий Кантона. Ну, тоже не настоящий Просто герой придумал, что это было бы классно.

Правда, каннскую пресс-конференцию Лоуча именно актер Кантона и сломал. Нечаянно. Многие вопросы, понятно, были обращены именно к нему. Его тупо допытывали, что он думает по поводу исхода финального матча Лиги чемпионов «Манчестер» - «Барселона».

 

* Сегодня посмотрел один из самых загадочных фильмов, какие видел в жизни – «Белую ленточку», Das weisse Band европейского гражданина, урожденного австрийца, еще одного живого классика Михаэля Ханеке. Пожалуй, только давний «Пикник у Висячей скалы» Питера Уэйра порождал такое же количество загадок. С «Пикником» фильм Ханеке роднит еще и то, что он тоже о строгой провинции прошлого, где вдруг начинаются события, которые противоречат нравам и стилю жизни. Какого времени это прошлое, понимаешь не сразу, а это важно. Но обозначим и отличие фильма Ханеке от «Пикника»: картина Уэйра была не идеологической – метафизической. Как и почему пропали в ней викторианские девушки (пишу «викторианские», хотя действие происходило в Австралии), неведомо, но понятно: они хотели и должны были вырваться из этой жизни. Картина Ханеке – идеологическая. Он продолжает развивать тему, которая волновала его всегда: в чем природа насилия, агрессии, зла.

Анализируя картины Ханеке, приходишь к несколько комичному выводу, что причины упомянутых насилия, агрессии и зла он видит во всём, что видит. Во всем, что существует в мире. Но может, он иправ, и его взгляд – истинно радикальный. Всё порождает зло и психологических монстров. Зло и монстров порождают масскульт и прежде всего кинематограф – см. «Забавные игры» в оригинальном немецком, а не переснятом недавно Ханеке для Голливуда англоязычном варианте. Зло порождает классическая музыка, то удушение ею, те гаммы, которыми с детства убивают девочек-пианисток – см. экранизацию романа Нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек «Пианистка».

(Черт! Вдруг подумал о том, о чем надо было подумать раньше: что нынешний президент Каннского жюри Изабель Юппер, сыгравшая главную роль в «Пианистке», должна симпатизировать Ханеке!).

Зло порождает конфликт метрополий и бывших колоний, конфликт между людьми первого и второго сорта – см. «Скрытое». Зло порождает религия, особенно строгая протестантская – см. «Белую ленточку». Ханеке продолжает снимать строго, классически – в таком классическом бергмановском ключе. Фильм черно-белый, без закадровой музыки, начальные и финальные титры идут в тишине на черном фоне. Длина фильма, между прочим. 2 часа 24 минуты. Но нисколько не скучаешь. Действие происходит в идиллической протестантской деревне на севере Германии, где вдруг начинают твориться страшные вещи. Доктор скакал домой – и напоролся на натянутую кем-то невидимую веревку. Погибает,  рухнув под гнилые доски, немолодая женщина, нанятая местным бароном, главным работодателем, для уборки. Потом кто-то отволакивает маленького кудрявого блондина-бароненка в лес, связывает и бросает. Потом исчезает маленький местный дурачок – его нашли в лесу изуродованным, почти ослепленным, хорошо, что живым. Потом куда-то деваются две семьи, имеющие сложные внутренние конфликты и связи с происшедшим.

А потом, оказывается, начинается Первая мировая. Местное сумасшествие становится родственным общемировому – первой истинно дикой всечеловеческой войне.

Целый день хожу сегодня и думаю: кто, что, кого, почему?: Всякая трактовка не идеальна. У всех свои противоречия. В фильме полуозвучивается версия, будто во всем виноваты преправильнейшие и вроде бы послушные дети местного пастора. Думаю, они виноваты, но не во всем. Во всех преступлениях, явленных в фильме, виновны разные. Но дети пастора очевидно виноваты в последнем и главном. Прочие преступления порождены местью – чувство хотя бы понятное. Последнее и главное в фильме – истинной злобой и этаким сатанинским любопытством: а что будет, если с человеком обойтись вот так. Ясно, что Ханеке обвиняет на сей раз именно религию. Строгие, подавляющие личность и тело, правила поведения. Строгие наказания. Строгую мораль. Строгое воспитание моралью приводит к тому, что в итоге мы имеем злобу, агрессию, протест, аморальность. Священник-протестант, воспитывая своих детей, заставляет носить их на плече белую ленточку – знак невинности и чистоты. А дети ненавидят эту чистоту, потому что она их строит и подавляет, и вынашивают гнусные планы отмщения.

Этот сильный слабый пол

В конкурсе Канн показали новый фильм Педро Альмодовара – о любви, ревности и кино

Опубликовано на сайте rg.ru 22 мая 2009 г.

Репутация Педро Альмодовара, наверное, уже несокрушима. Новая мелодрама "Разорванные объятия", прошедшая в конкурсе Каннского фестиваля, почти всеми признается как признак усталости режиссера и, по сравнению с его лентами последних лет, - шаг назад. И тем не менее фильм занял третье место в критических рейтингах, уступив первенство только французской картине "Пророк" Жака Одияра и новозеландской "Яркой звезде" Джейн Кэмпион.

Впрочем, для синефила в картине Альмодовара много пищи. Действие происходит в кинематографической среде, и есть даже "фильм в фильме" - его снимает герой картины Матео, и стиль этой его работы сильно смахивает на "Женщин на грани нервного срыва" самого Альмодовара. Кроме того, будут цитаты из Росселлини, которые сыграют в сюжете решающую роль, и еще много разных кинематографических ассоциаций.
Герой мелодрамы, драматург и режиссер Матео Бланко (Луис Хомар) после автокатастрофы потерял зрение и любимую женщину - актрису Елену (Пенелопа Крус). Он теперь живет под своим литературным псевдонимом Гарри Кэйн. А история того, как он влюбился в Елену, и как красавицу будет ревновать к нему ее любовник-продюсер, пройдет традиционным флэшбеком. Он и позволит Альмодовару в сентиментальную и даже душераздирающую историю любви, расчета и потерь ввести свой фирменный юмор.

Почему-то этого режиссера всегда рассматривают строго в контексте соотношения в его фильмах полов. Теперь снова упрекают за то, что доминируют прекрасные дамы, так что Альмодовар вынужден был поклясться на пресс-конференции, что в следующих фильмах будет больше мужчин. "Мужские персонажи меня пугают, - признается он. - Может, потому, что всегда есть соблазн взять в прототипы себя. Я до восьмилетнего возраста рос среди женщин, может, поэтому сильный пол в моих фильмах - всегда женщины. А мужчин беру, когда надо изобразить каких-нибудь гадов".

Закулисная жизнь кино тоже составляет приманку этого фильма - мелкие интриги и утонченные пакости, которые подстраивают коллеги коллегам. Так, один из персонажей (мужского пола, понятно) подкладывает режиссеру Матео свинью, взяв для монтажа самых худшие, самые провальные дубли. "Если бы кто-то попытался сделать подобное с моим фильмом, я бы его убил", - честно признался Альмодовар.

Гитлер капут - версия Тарантино

Фюрера взорвали в миг наслаждения

"Российская газета" - Федеральный выпуск №4916 (92) от 22 мая 2009 г.

Квентин Тарантино верен себе: на этот раз он переписал историю II мировой войны и уничтожил Гитлера со всей его камарильей в миг, когда те в Париже наслаждались кино. Естественно, нацистским. Свой новый фильм о нацистах и тех, кто с ними борется автор нашумевшего "Криминального чтива" представил в конкурсе Каннского кинофестиваля.

Фильм об этом называется Inglourious Basterds, и такую демонстративную безграмотность переводить надо тоже безграмотно - что-то вроде "Безславные ублудки". Или "ублютки". Или как кому взбрякнет. Бред Питт в роли лейтенанта Альдо Райне там говорит на таком невероятном сленге, что это перевести невозможно, и я боюсь, в русском дубляже из фильма получится совсем не то.

Точно так же нельзя здесь дублировать все подряд. Потому что придумана сплошная языковая чересполосица: с французского перескакивают на английский с заездом в немецкий и с включениями итальянской мовы - это придает всему привкус абсурда и поддерживает идею стилевой чересполосицы, ставшей ноу-хау этого фильма. Действие происходит, вы догадались, во время II мировой, время обозначено точно, как у Лиозновой, и как у нее же, есть закадровый справочный комментарий a la Копелян.

Я не уверен, что Тарантино ориентировался на Лиознову, но он совершенно точно ориентировался на весь мировой кинематограф, пародируя все на свете, от немецких военных боевиков до стиля то ли Марлен Дитрих, то ли Милицы Корьюс, а сама идея взята из итальянской ленты 1978 года с одноименным, но грамотным названием.

Фильм получился абсолютно синефильским - с многими приятными ассоциациями. При этом остроумным, лихо скроенным, эпическим и комедийным, лирическим и шпионским одновременно. Прежний Тарантино проглядывает в макабрических кадрах, когда с людей (иногда живых) снимают скальп. Но есть и новый Тарантино: синефильская игра обрела смысл и какой-то совершенно новый мстительный, т.е. осмысленный драйв.

"Ублудки" состоят из четырех глав - на взгляд самостоятельных сюжетов, которые к финалу должны сойтись в одной точке. Начавшись как спагетти-вестерн (музыка стилизована под Морриконе), картина развивается как комедия, чуть пародия, очень накаленный боевик, шпионская драма и романтическая лента 50-х. В первой главе полковник SS Ланда (отличный австрийский актер Кристоф Уолтц), человек с иезуитскими наклонностями, в феерическом диалоге с французским фермером допытывается, где спряталась еврейская семья Дрейфусов. Во второй лейтенант Альдо (Питт) формирует команду из лихих американских евреев с задачей наводить ужас на наци, снимая с них скальпы. В третьей бежавшая от Ланды девушка Шосанна Дрейфус (Мелани Лоран) под чужим именем держит в Париже свой кинотеатр (тут Тарантино окончательно в своей стихии!). Далее возникнет обворожительная немецкая звезда, она же Мата Хари в пользу Британии, Бриджет фон Хаммерсмарк (Диана Крюгер), и с ней несколько больших сцен из шпионского боевика (опять же феерических -  столь же остроумных, сколь и накаленных). Все сконцентрируется вокруг "Операции "Кино" - боевого плана взорвать Гитлера и компанию в этом кинотеатре по ходу торжественной премьеры патриотической ленты о национальном герое Германии. Я в курсе того, как закончилась Вторая мировая, но редко в кино переживал такой азарт и так хотел, чтобы операция удалась. Уже после сеанса сообразил, что Тарантино отнял у нас нашу победу, но обиды не почувствовал - столько в этой фантазии азарта.

Но этого мало. Тарантино все гарнирует милейшей романтической историей, где немецкий супергерой, ставший киноактером, пытается закадрить еврейку-француженку Шосанну, словно и нет нацистской оккупации. И никак не может сообразить, отчего та столь неприступна. Дальше рассказывать опасно - украдешь удовольствие от жуткой интриги. В этой роли немецкий актер Даниэль Брюл, звезда фильма "Гуд бай, Ленин".

Феноменален кастинг: ни одного посредственного исполнителя. Тарантино умеет актеров на съемочной площадке поджечь так, что все становятся гениальны. У Питта, к изумлению многих, роль не главная, но очень колоритная, и сыграна великолепно. Женщины фильма красивы до невероятности, композиции стилизованы безупречно, каждая - отдельный шедевр. Картину режиссер заканчивал рекордными темпами, торопясь поспеть к Каннскому фестивалю. Результат ошеломляет: фильм огромен, но изумительно изящен одновременно. Это тот редкий случай, когда на часы посматриваешь не от тоски, а от опасения, что скоро кончится. По мне, надо вручать Тарантино Золотую пальму, дать хороший приз французскому "Жучку-пророку" и на этом с фанфарами закрыть неудачный 62-й Каннский фестиваль.

Правда, впереди еще Михаэль Ханеке…

P.S. Как стало известно, 70-летний итальянский режиссер Энцо Кастеллари, чей старый фильм "Бесславные ублюдки" вдохновил Тарантино, не только снялся в его картине в роли нацистского генерала, но и сам собирается снять фильм под названием "Карибские ублудки". Квентину Тарантино он объяснил свою затею просто: "Ты же вдохновился моим фильмом, вот и я теперь могу смело копировать тебя"

Старость до слез  // Мультфильм "Вверх"

На время открытия 62-й Каннский кинофестиваль превратился в филиал Диснейленда. Разодетые звезды фотографировались на фоне моря воздушных шариков и, вооружившись цветными очками, смотрели 3D-новинку студии Pixar/Disney — анимационную ленту "Вверх". Кинокритик Роджер Эберт в своем блоге пускает слезу: "Я всегда говорил, что поверю даже в летающие дома, если Канны когда-нибудь откроются 3D-мультфильмом". Анимационным фильмом фестиваль открывался впервые: обычно честь стать фильмом-открытием выпадает какой-нибудь французской ленте, тяжеловесному доброкачественному арт-хаусу. Момент подобран самый что ни на есть правильный: кино предвкушает очередное возрождение в рамках грядущей Великой депрессии, мультфильмы с их обещанием доброго и вечного — в арьергарде этого возрождения, а студия Pixar просто-таки снимает лучшие мультики на свете, что доказано двумя шедеврами прошлого года — "Вольтом" и "ВАЛЛ-И". Кстати, Пит Доктер, создатель и режиссер мультфильма "Вверх", начинал работу над "ВАЛЛ-И", прежде чем передать проект Эндрю Стентону. Он же придумал и нарисовал маленького мрачного старичка, героя "Вверх", и груду воздушных шариков за его спиной, 20 тыс. гелиевых шаров, необходимых для того, чтобы перелететь вместе с домом из Северной Америки в Южную.

Старичка зовут Карл Фредриксен, он отставной продавец воздушных шариков, престарелый мизерабль с дурным характером, тоскующий по умершей жене Элли. Карла и Элли свела общая мечта о путешествии в тропики, теперь, когда жены больше нет, он решает отправиться туда самостоятельно. Нечаянно прихватив с собой восьмилетнего рейнджера Рассела, назойливого недотепу, но, как и сам Карл Фридриксен, страстного любителя природы. Путешествие к тропическим лесам Венесуэлы будет необычным, опасным и чрезвычайно интересным и, конечно же, в итоге превратится в поиски дороги домой.

Не надо особо углубляться в историю Pixar, чтобы приметить: эта величайшая из киностудий не очень-то любит снимать кино про людей. Сентиментальные рыбки, говорящие собачки, монстры, игрушки, айподоподобные роботы, неайподоподобные роботы, в крайнем случае карикатурные супергерои — вот приблизительный набор ее персонажей. Люди вообще в 3D получаются не очень, и даже у великой Pixar, даже в свежих "Вольте" и "ВАЛЛ-И" на фоне предельно настоящих собачек и роботов людские персонажи — самые неестественные и нелепые. Пожалуй, единственная удачная работа Pixar с людьми — короткометражный фильм режиссера Яна Пинкава "Geri`s game", получивший в 1997 году премию "Оскар", где одинокий старичок играет сам с собой в шахматы. Старички, очевидно, являются особой для Pixar темой, ее тайной страстью. Пинкава говорил, что снял фильм про самого себя в старости, Пит Доктер срисовывал своего Карла Фридриксена с престарелых голливудских звезд. К его старости, одиночеству, палочке и скверному характеру мы испытываем море сострадания. Не только потому, что Фридриксен — самый живой из людей, когда-либо изображенных в 3D, и даже восьмилетний миляга Рассел кажется рядом с ним восторженной матрешкой. За первые пять минут фильма нам показывают всю историю этого чудеснейшего из старичков: как он встречает будущую жену после лекции их общего кумира, естествоиспытателя Чарльза Мунца, как они живут вместе, обставляют дом, работают в зоопарке, мечтают о детях и о том, как отправятся вслед за Мунцем в Венесуэлу. Pixar всегда снимает про любовь, и в этом ее сила. Карл Фридриксен, разговаривающий со своей умершей женой, — такой же мощный образ большой любви, как робот-мусорщик, выгуливающий спящее беременное яйцо.

"Вверх" уже наловчились сравнивать с фильмами Миядзаки, но у Миядзаки, конечно, совсем другие отношения между сердцем и машинерией. Машинерии "Вверх" лишен вовсе, а напоминает он прежде всего приключенческие книги Жюля Верна: сначала "Пять недель на воздушном шаре", потом, когда путешественники встречают отринувшего мир Чарльза Мунца, одиноко путешествующего на своем дирижабле, — "20 тысяч лье под водой". Герои Жюля Верна отличаются невероятным упорством и невероятным же объемом знаний, герои "Вверх", как и любого диснеепиксаровского мультфильма, могут похвастаться только большим сердцем. Удивительные краски сельвы, фантастический вид на самый высокий в мире водопад Анхел — для них только пейзажи на пути домой, и давно запланированное бегство оказывается всего лишь началом возвращения. Любовь и дорога домой — главные темы Pixar, именно об этом "Игрушечная история", "ВАЛЛ-И", "Вольт", "В поисках Немо". Сердце и юмор — формула, придуманная еще Диснеем. Он же говорил, что не бывает улыбки без слез. "Вверх" — как раз из тех историй, которые нельзя смотреть в 3D, потому что плачешь от первого до последнего кадра, а плакать в 3D очках ужасно неудобно.
В прокате с 28 мая
Время новостей 22.05.2009:
Осторожно, дети

Новый фильм Михаэля Ханеке в конкурсе Каннского фестиваля


Вчера в Канне прошла премьера «Белой ленты» австрийца Михаэля Ханеке. На мой взгляд, это лучшая картина в конкурсе этого года из тех, что продолжают традиции европейского авторского кино. А ведь именно это кино и является rasion d'etre Каннского фестиваля на протяжении всей его истории. Не будем забывать и о том, что председатель жюри Изабелль Юппер лучшую из зрелых своих ролей сыграла именно у Ханеке в «Пианистке» и получила за нее актерскую «Пальмовую ветвь». Так что сочувственное и пристальное внимание Ханеке гарантировано, а там и до приза недалеко. Возможно, главного.

Маленькая протестантская деревушка на севере Германии, канун начала первой мировой войны. Большинство населения трудится на полевых работах у Барона (Ульрих Тукур); селяне дружно гуляют на празднике урожая; в местной церкви под руководством школьного учителя (Кристиан Фридель) репетирует детский хор... Словом, полная идиллия образца 1914 года. Но Ханеке, моралиста и истового пророка по темпераменту, идиллии не интересуют. Раз за разом в деревне начинают происходить странные и жестокие происшествия. То лошадь доктора (Райнер Рок) споткнется о натянутую кем-то проволоку, то сына Барона кто-то похитит, привяжет в лесу к дереву и высечет до полусмерти. Что это -- наказания за грехи? Ведь доктор потихоньку растлевает собственную дочь, а Барон косвенно виноват в несчастном случае, происшедшем на лесопилке. Но тогда почему кто-то выкалывает глаза несчастному слабоумному пареньку? Может быть, потому, что дети должны платить за грехи отцов до четвертого колена?

Кажется, что вопросов больше, чем ответов. Но на самом деле в фильме практически все ясно с самого начала. С детьми что-то не так. В самом начале фильма школьный учитель видит, как мальчик идет по перилам моста через глубокий овраг. Обычная шалость? Так уже не кажется, когда тот в ответ на расспросы и упреки серьезно объясняет: «Я дал Богу шанс убить себя, но он этого не захотел. Значит, он хочет, чтобы я жил». Мальчик -- сын местного пастора (Бургхарт Клауснер), продукт строгого протестантского воспитания. По ночам руки его привязывают к кровати, чтобы не предавался подростковым грехам. Днем детям повязывают белые ленты (отсюда и название), чтобы не забывали о чистоте и непорочности.

В общем, детство -- это возмездие. Кажется, фильм выруливает на привычную дорожку триллера о детях-злодеях (вот и у нас «Юленьку» недавно сняли), а в конце нас ждет какое-нибудь сенсационное разоблачение с сатанинской сектой, тайными ритуалами и проч. И тут Ханеке делает умный ход, уже примененный им в «Забавных играх». Он заманивает нас в жанровую структуру и бросает на полдороге, без ключей и разгадок. Конечно, было бы удобно и приятно, если бы дети оказались злобными уродцами. Но нет, история рассказана от лица школьного учителя, а ему мало что известно. Никаких доказательств, признаний, разоблачений -- только загадочное бегство нескольких людей из деревни и известие об убийстве эрцгерцога Фердинанда. Лишь однажды мы увидим, как один подросток сбросит малыша в реку, а другой его вытащит.

Фильм снят с последним аскетизмом, вызывающим воспоминания о Робере Брессоне. Начальные титры, белые на черном фоне, идут в оглушительной тишине. Никакой музыки, кроме той, что звучит в кадре. Изображение черно-белое и очень жесткое, без пластичной игры света и тени. Кажется, его цифровая природа намеренно подчеркнута (а не замаскирована «под кино», как это обычно бывает), чтобы придать «картинке» большую документальность, если не натуралистичность. Поначалу во всем этом чувствуется некий холодок формализма, но и здесь Ханеке удается избежать тупиков авторского кино. Рассказ школьного учителя, его закадровый комментарий, его история сватовства к девушке из соседней деревни подаются с таким спокойным простодушием и искренностью, что вся претенциозность мгновенно улетучивается, и в фильме правит простота, достойная Брессона и Бергмана. При этом отдельные сцены, вроде бы не имеющие отношения к сюжету, поражают своей жестокостью, но не телесной, как в «Пианистке», где Юппер кромсала себя бритвой, а словесной, психологической. Такова сцена объяснения доктора со своей немолодой сожительницей (Сюзанна Лотар), которая жертвует для него всем и цепляется за него как за единственного мужчину своей жизни: «Ты мне отвратительна. Ты некрасива, неопрятна и у тебя плохо пахнет изо рта. Я пытался представлять себе другую женщину, когда я с тобой, но в конце все равно ты оказываешься рядом, и меня блевать тянет. Уж лучше бы я трахнул корову». И все это спокойным, деловитым тоном.

И кто после этого во всем виноват? Во всем, в смысле ВО ВСЕМ -- войне, фашизме, двадцатом веке? Моралист Ханеке не дает ответов, и даже в пресс-релизе нет традиционных режиссерских пояснений и интервью. И все это для того, чтобы переключить наше внимание с обвинительного уклона на аналитический. Когда рушится мир, первое, что мы теряем, -- это дети. Мы перестаем понимать их, наши «воспитательные меры» порождают чудовищ неизвестных доселе разновидностей. Именно поэтому ни школьный учитель, ни зрители так и не узнают о том, что конкретно замышляли деревенские пай-мальчики и девочки. Контакт уже потерян, примирение невозможно.

А ведь дети еще и вырастают. И к 33-му году будут в самом расцвете сил.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн

Часть мундира 1 ]

Антон Долин, автор «Эксперт», «Эксперт Украина»

На 62-м Каннском кинофестивале Россию представляет женщина-милиционер

В «Сказке про темноту» роль милиционера Гели исполнила бывшая балерина Алиса Хазанова

В «Сказке про темноту» роль милиционера Гели исполнила бывшая балерина Алиса Хазанова

Фото: РИА Новости

За последние годы все выучили: участие в Каннском фестивале — вопрос национального престижа. В этом году наших в конкурсе нет. Пришлось смириться — в самом деле, не так много в России режиссеров, способных стать в один ряд с нынешними конкурсантами Ларсом фон Триером, Квентином Тарантино, Педро Альмодоваром или Михаэлем Ханеке. В параллельном «Особом взгляде» присутствует Павел Лунгин с «Царем», красочным эпосом об Иване Грозном и митрополите Филиппе, — тут все понятно, Лунгин в Каннах бывал не раз, за «Такси-блюз» и «Свадьбу» даже получал награды. А откуда этот вылез? Николай Хомерики — и фамилия странная, и возраст едва за тридцать, и публика наша его плохо знает, а в Каннах уже третий раз! «Сказка про темноту», второй полнометражный фильм Хомерики, участвует в фестивале наравне с «Царем» — там же, в «Особом взгляде», показывали его дебютный «977», а чуть раньше наградили дипломом короткометражку «Вдвоем», представленную в программе «Синефондасьон». Столь внушительного каннского стажа нет и у самых именитых российских режиссеров. За что такая честь?

Недоброжелатели вспомнят, что мастерству Хомерики учился во французской киношколе La Femis, а потом успел поработать ассистентом культового режиссера Филиппа Гарреля. Однако ведь не каждый выпускник этого престижного вуза попадает в Канны, да и сам Гаррель там бывал весьма редко, а в последний раз его освистали. В отличие от Хомерики, которому аплодировали.

Забывать про La Femis тем не менее тоже не стоит. Несмотря на имидж раздолбая, который даже «Камера!» и «Снято!» громко прокричать не в состоянии, Хомерики один из очень немногих режиссеров, способных снимать по-европейски: ненавязчиво, но внятно, без русской размашистости и бравурности. При этом снимает он именно о том, что интереснее всего Европе, — о реальной сегодняшней России. Понемногу формируется элитный клуб молодых кинематографистов, сочетающих два этих ценных качества: Бакур Бакурадзе и Валерия Гай-Германика, представлявшие Россию в прошлогодних Каннах, Алексей Герман-младший, получивший два приза в Венеции. А еще сценарист Александр Родионов, писавший для Гай-Германики и Бориса Хлебникова («Свободное плавание» побывало в Венеции, «Сумасшедшая помощь» — в Берлине), и оператор Алишер Хамидходжаев: он снимал «4», «977», сразу два фильма из программы Канн-2008 («Тюльпан» и «Все умрут, а я останусь»), «Бумажного солдата», за которого получил специально учрежденный по такому случаю технический приз в Венеции. В «Сказке про темноту» — точные, парадоксальные, сочетающие поэзию с нецензурной бранью диалоги Родионова и уникальная камера Хамидходжаева, способного вдруг выцепить неповторимую деталь из мнимо-документального хаоса.

Но все вышеперечисленное — тактико-технические характеристики, не более. А ведь «Сказка про темноту» не просто кино, удачно удовлетворяющее всем невысказанным требованиям каннского оргкомитета. Это отличный фильм о самом-самом важном персонаже постсоветского кино: милиционере. Крайние полюса в истории вопроса обозначили Кира Муратова в «Чувствительном милиционере», где страж порядка оказывался носителем трогательной, неофициозной гуманности, и Алексей Балабанов в «Грузе 200», где человек в погонах и фуражке воплощал собой властную вертикаль в самом жутком ее обличье. Над загадкой милиционера бьются и телевизионщики, бесконечно блуждающие по улицам разбитых фонарей, и интеллектуалы — из последних удачных попыток вскрыть образ вспоминается «Кремень» Алексея Мизгирева. Никто тем не менее не догадался до сих пор сделать то, что удалось Хомерики — снять фильм о любви с ментом в главной роли. Причем мент — женского пола.

В начале «Сказки про темноту» сотрудница детской комнаты милиции города Владивостока, носящая ангельское имя Геля, — типичная чувствительная милиционерша: забитых родителями деток из неблагополучных семей кормит мороженым и катает на аттракционах в местном парке развлечений. Один из них в ответ на слащавое «ты мое солнышко-золотце-рыбонька» хладнокровно посылает заботливую тетю забористым матом (увы, каннские зрители должны будут удовольствоваться невыразительным титром «old cunt» — эх, далеко английскому языку до русского). Тетя реагирует неожиданным образом: не озлобляется, не смиряется, не рыдает в углу, а задумывается: может, мальчик прав? Красивая, молодая, одинокая, она без аппетита жует по утрам яичницу, а потом, напялив китель, отправляется на работу. В свободное время ходит на танцы, где ей никогда не достается партнера. Сколько можно? Геля решает забыть о социальной ответственности, как Хомерики — об обязательном для фестивального кино общественном пафосе, и отправляется на поиски неведомого счастья. То бишь мужика.

Трагикомические авантюры Гели сводят ее с тремя бойфрендами. Сперва — обитатель низов, кавказец из овощной палатки, воспринимающий свою щетину как основной признак мужественности и не снимающий кепки даже в постели с женщиной. Потом — равный по положению: лысый и пузатый флегматик-оперуполномоченный, отношения с которым сводятся к традиционным русским заменителям секса: неразборчивому матерному диалогу и совместному распитию водки. Наконец, персона из высших сфер, предприниматель и поэт-самоучка, разъезжающий по улицам в белом кабриолете. Ему Геля для низменных целей не нужна, он любуется девушкой, как художник моделью, но и ей с того — ни тепла, ни прибыли.

В пересказе может показаться, будто героиня этой мелодрамы лишь случайно числится милиционером; штука в том, что именно проклятая профессия не позволяет ей расслабиться, превратиться из функции — мундира, возбуждающего одних и пугающего других, — в женщину. Она лишь придаток к метафизическому образу милиционера. Единственная любовь, которую ей суждено испытать, — нежность камеры, влюбленной в героиню Алисы Хазановой, фиксирующей ее трогательную пластику, любующейся естественностью и простотой этой актрисы-модели (в прошлом балерины).

Обаяние манеры Хомерики — в ее ненавязчивости, необязательности. Не называя вещи своими именами, он избегает очевидных символов и метафор, предпочитая высшую математику как бы небрежного и достоверного в этой небрежности изображения: цифра (например, 977) задана, а что она значит — пойди догадайся. В демократичном пространстве бытовой поэзии жуткие новостройки Владивостока гармонично сочетаются с живописными океанскими просторами, Розенбаум звучит не хуже Галича, а Хазанова — красотка с задумчивым взглядом — куда натуральнее выглядит в форме младшего сержанта, чем в штатских шмотках. Хомерики то ли не желает, то ли попросту не умеет строить линейную сюжетную структуру с экспозицией, кульминацией и развязкой. Структура фильма циркулярная, события и персонажи движутся по кругу, финал при желании можно приклеить к началу и крутить в режиме нон-стоп. На любом месте останови — и получишь узнаваемый фотографический портрет той темноты, в которой так или иначе пребываем мы все. Включая милиционеров.









Хостинг от uCoz