"Российская газета" -
Федеральный выпуск №4913 (89) от 20 мая 2009 г. |
"Антихрист" Ларса фон Триера был в числе самых ожидаемых. Его ждали как явления юродивого народу - что он там опять начудит. Так не ждут серьезное кино. Пресса была полна материалами о еще никем не виденном фильме, и материалы эти полны иронии.
"Антихриста" Триер сделал в период своей широко объявленной депрессии. Он всегда извещает публику о наступлении какого-нибудь нового периода своей жизни. Был момент, когда он придумал камеру без штатива, - возвестил рождение "Догмы". Потом была эра неприязни к самолетам и следственно к Америке, куда только самолетом можно долететь, - явилась шумная "антиамериканская трилогия". Правда, третья часть "Васингтон" еще даже не брезжит и, скорее всего, трилогия останется дилогией. А теперь Триер два года долгими бессонными днями лежал на кровати недвижно, рассматривая стену, и, как сообщалось в печати, не мог решить, выпить ему стакан воды или не выпить.
Наверное, появление на свет "Антихриста" можно считать первым признаком излечения. Правда, стоять за камерой, как обычно, Триер не отважился: слишком слаб. Понятно: человек выходит из депрессии, и первое, что он видит вокруг, - это фильм ужасов. Впрочем, Триер, согласно его заявлениям, не понимает, что такое жанровое кино: "Как только я делаю жанровое кино, выходит что-то другое", - признается он журналу Variety. И действительно, если вспомнить: в "Танцующей в темноте" он делал пародию на американский мюзикл - получилась индийская мелодрама. Теперь он тоже не вполне уверен, что "Антихрист" - ужастик. Во всяком случае, актриса Шарлотта Гэйнсбур в интервью утверждала, что мазохистские сцены, которые ей пришлось играть, близки к порнографии. Писали, что в картине рекордное количество ужасов. Со сверхъестественными силами Триер уже имел дело в "Королевстве" и считает ужастик жанром "очень комфортабельным": можно забыть о логике и дать волю фантазии. Ползли также слухи о невиданном градусе жестокости и натурализма, и это, пишет Variety, Триер охотно подтверждал со счастливой улыбкой на устах. Значит, вышел из депрессии. И его порноужастик был здесь родом терапевтического средства - он сублимировал на экране видения, страхи и комплексы Триера. Режиссер охотно рассказывал, что восстановился примерно на 50 процентов, но для полного излечения отвел себе ближайшие семь лет.
Своего "Антихриста" он считает наполовину документальной лентой, наполовину - стилизацией, причем с уклоном в романтику. Называет картину "детской", хотя особо оговаривает, что детям ее смотреть нельзя. Судя по пространным титрам, привлек к работе экспертов по паранормальным явлениям, паранойе, порнографии, психоанализу, женоненавистничеству и экзорсизму. Подчеркивает, что это его главный фильм жизни, говорит о своих родовых связях со Стриндбергом, Бергманом и Ницше, чей "Антихрист" был настольной книгой его детства. Но категорически отвергает связь этой дьяволиады с религией: "Я человек нерелигиозный и все более чувствую себя атеистом. Религия - дерьмо, я это слишком хорошо знаю". Вступать в ту же воду принципиально не хочет, а хочет каждый раз изобретать себя заново. По поводу Канна Триер не обольщался: "Наверное, это будет ужасно, но это часть моей работы". Иными словами, к провалу мастер был заранее готов, но втайне надеялся на чудо.
Чуда не произошло. Картина действительно оказалась детской в том смысле, что только детям могут прийти в голову столь оглушительно наивные образы, существующие вне логики и даже вне общечеловеческой мифологии. Это плоды творчества младенца, который разрывает куклу на части и пытается бессистемно приспособить ногу к носу или задницу - к причинному месту.
Картина открывается черно-белым прологом, целиком снятым в рапиде: движения на экране заторможены как во сне - страшном или эротически сладостном. В прологе любящие супруги лишаются единственного маленького сына: пока они в ванной под шум стиральной машины занимаются любовью, он выпадает из окна. Потом начинается собственно фильм, уже в цвете. Там супруги, пережив первые страшные дни отчаяния, решают отправиться в заброшенный лесной домик под названием "Рай", чтобы там оттаять душой. Но в лесной глуши с ними начинают происходить какие-то жуткие изменения: рай становится адом, из-под земли являются говорящие волки с разверстыми кишками, из чащи - лань, на ходу исторгающая осклизлый плод. Композиции начинают отсылать к образам Босха. А в любящую супругу, по-видимому, вселяется бес: она обращается в истеричную фурию, пытается мужа зверски насиловать и потом даже убить.
Надо сказать, что зал принимал явление такого кинематографического экстрима в высшей степени весело: хохотом был встречен уже первый устрашающий титр, потом иронический смех то и дело нарушал трагическое развитие событий. Титр, посвящающий картину Андрею Тарковскому, вызвал новый взрыв веселья, а в финале зал наградил автора таким громовым дружным буканием, какого в Канне я не припомню. Это был скандальный провал режиссера, потерявшего вкус, чувство меры и, увы, кажется, разум. И он это подтвердил на утренней пресс-конференции, гордо объявив: "Я - лучший режиссер мира!"
* Однако, середина пути. Перепутья не заметно. Но заметны жесткие тенденции Канна-2009: секс и насилие. Это отнюдь не любовь и кровь. Это принципиально другое. На сей день в конкурсной программе был только один фильм без насилия и даже, как ни странно, секса. «Даже», потому что речь о фильме Энга Ли про Вудсток, где в реальности секса было, сами понимаете, выше крыши. Но, как ни странно, это пока самый слабый фильм конкурса.
* Должен признаться в грехе: из-за хлопот, в том числе самообязательства вести этот дневник, пропустил одну конкурсную картину – «Месть» Джонни ТО. Надеюсь поймать ее в последний фестивальный день, воскресенье, когда все конкурсные картины повторяют в разных залах еще раз – для нерадивых. Но в фильме ТО – опять-таки секс и насилие. Кстати, каждое утро идя к фестивальному Дворцу, вздрагиваю возле одного магазина прессы. Перед дверьми выставлена крупная реклама обложки какого-то из главных французских журналов. Какого – никак не запомню, потому что взгляд притягивает изображенное на обложке лицо, снятое в профиль: сильно постаревший морщинистый Путин. Знаете, кто это на самом деле? Джонни Холлидей, который сыграл у ТО главную роль. Поскольку фильм пока не видел, а рапортовать о конкурсной программе подрядился, процитирую аннотацию из фестивального каталога: «A father comes to Hong Kong to avenge his daughter, whose family was murdered. Officially, he’s a French chef. Twenty years ego, he was a killer». Сумрачно, нуарно, очень ТОшно, не правда ли?
* Коли уж заговорили про секс и насилие, должен признаться, что спустя сутки фильм фон Триера «Антихрист» начинает мне нравиться. Хотя я естественно никогда не рекомендовал бы его людям с неустойчивой, то есть нормальной, не испорченной и не закаленной просмотром актуального фестивального кино психикой. Больше того: я даже готов допустить, что ошибался. Что Триер не стебался, а действительно желал снять серьезное кино. Про то, скажем, что Антихрист – это даже не природа и не женщина, а сексуальное влечение как таковое. Посвящение фильма Тарковскому – тоже, возможно, не стеб и не прием, чтобы раздразнить и без того разъяренных недоброжелателей. В фильме можно найти непрямые цитаты из того же «Зеркала», а на сегодняшней пресс-конференции Триер очень много говорил о Тарковском.
* На другую тему. Вдруг подумал о странном парадоксе. Все фильмы делятся на две категории. Одни кажутся хорошими исключительно в том случае, когда ты почему-то был вынужден прервать просмотр на середине: ушел с сеанса или остановил диск, а потом долго к нему не возвращался. Другие гениальны, только если посмотрел их полностью, хотя в середине хотелось сбежать. Пример фильма, который явно будет недооценен по вине этого Канна (потому что многие серьезные люди с него сбежали) - внеконкурсная длиннющая (2 часа 21 минута) «Агора» Алехандро Аменабара. Того самого испанца (родившегося, кстати, в Чили) Аменабара, который сделал Open Your Eyes, «Других» и «Внутреннее море».
Сбегали с фильма потому, что показалось, будто Аменабар снял типичный до самопародийности пеплум, исторический супербоевик: англоязычный, с Рейчел Уайц в главной роли (а, кстати, одна из моих любимых актрис). Но, досмотрев до конца, понимаешь, что это очень умный, без банальностей красивый фильм о том, как человечество в ходе революций постоянно уничтожает культуру, мораль и демократию, которые достигли определенных высот. Чтобы потом начать отчаянно воссоздавать те же культуру и мораль, которые, обретя прежние высоты, будут уничтожены очередными революционерами-варварами. Речь, в данном случае, о том, как христиане завоевывали Александрию IV века, как христианская религия постепенно превращалась из религии рабов в религию господ, как в итоге погибла интеллектуальная элита Александрии, а заодно – в пламени местного крестового похода – легендарная Александрийская библиотека. Фильм не против христиан, он просто показывает, что всякая религия, особенно в своей юности, ведет себя варварски. Уайц, между прочим, играет реальную женщину, знаменитую как математик и астроном, многие открытия которой были подтверждены только в XVII веке, в частности, Кеплером. Но новой революционной религии, которая побивала несогласных камнями, ни она, ни ее открытия нужны не были.
При этом «Агора» фильм вполне массовый – хорошая любовная мелодрама и столь же хорошо продуманный боевик.
* Еще одна картина, которую оцениваешь только в ее финале, конкурсный «Кинатай» филиппинца Брильянте Мендозы. Не помню, писал ли о том, что президент Канна Жиль Жакоб считает этот год юго-восточно-азиатским: по его словам, мир прирастает прежде всего тамошним кино. Такое заявление крестного отца фестивального движения кажется категоричным. Не только потому, что в Канне есть недурственное кино из других регионов, но и потому, что азиатский год в Канне уже был. В 2004-м тогдашний председатель жюри Квентин Тарантино принципиально наградил только фильмы из Юго-Восточной Азии. Если не считать «Золотой пальмовой ветви», присужденной Майклу Муру за «Фаренгейт 9/11». При этом он принципиально проигнорировал «2046» Вонга Кар-вая. Судя по всему, Тарантино счел этот фильм спекулятивным, слишком адаптированным для европейского и американского сознания, подделкой под истинный кино-Восток.
Про Тарантино я вспомнил не зря. Он редкий режиссер, который смотрит фильмы других, причем конкурентов. Обычно режиссеры являются в Канн только на представление своих картин. Тарантино же, чьих «Бесславных ублюдков» надеюсь увидеть в среду, прибыл на весь срок и подчеркнуто смотрит лишь картины из Юго-Восточной Азии. Когда он явился на моих глазах на дневной показ фильма Мендозы, зал устроил ему овацию. Надеюсь, Квентину фильм понравился. Потому что в итоге понравился и мне, хотя часа полтора я проклинал всё на свете.
Там поначалу полчаса филиппинского общественного транспорта и тамошней же свадьбы, снятых ручной камерой а-ля датская «Догма» на пределе звука. А потом час, когда вообще ни черта не видно: действие теплится в салоне микроавтобуса, в котором несколько мужиков едут ночью неизвестно куда и зачем, бросив на пол избитую связанную проститутку, а камера еще и мечется как обезумевшая.
А потом – жесточайшее изнасилование, жуткое убийство и подробная расчлененка трупа. Нет-нет, мне не нравится расчлененка. Просто все становится на свои места. Картина, собственно, социальная. Она о том, что в условиях новейшего материального неравенства, которое на Филиппинах такое же, что и в России, простые хорошие пареньки ввязываются в сомнительные дела. Надеясь, что ничего страшного. Люди, с которыми они встречаются по сомнительному делу, тоже вроде бы ничего: гоняют за пивом, спрашивают о семье, делятся жизненным опытом. А жизнь-то, на самом деле, перевернулась вмиг и навсегда. Потому что дело не швах и даже не ужас, а реально - ужас-ужас-ужас.
* Длинно чего-то пишу. Про два других фильма – коротко (ха-ха! – сказал я себе, проглядев задним числов следующую запись). Посмотрел «Царя. Ивана Грозного и митрополита Филиппа» Павла Лунгина. Отечественные коллеги-критики после просмотра заявили, что фильм, по крайней мере, лучше «Тараса Бульбы». Но лучше «Тараса» быть несложно. Так что остается вопрос: как эту старообрядческую (я не про религию, а про уровень киномышления), предельно идеологизированную мутотень мог отобрать Каннский фестиваль? Лунгин входил в 90-е в престижный круг каннских авторов. Но симптоматично, что среди его картин в каннском каталоге не значится даже «Остров». То есть в Канне о нем подзабыли.
Фильм с плохой драматургией, ужасающей массовкой и отчаянно банальной закадровой пафосной музыкой оправдывает только одно: возможно (но не уверен), Лунгин хотел намекнуть нашей современной церкви, что она должна вести себя с набирающей абсолютный вес властью как Филипп вел себя с Грозным: говорить ей правду в глаза, а не вылизывать пятую точку. Но не факт, что трактую фильм правильно. Худшее в нем: Иван Охлобыстин в роли царского шута. Я искренне не понимаю, как человек может быть батюшкой – и постоянно играть преомерзительные роли, которые кажутся кощунством даже мне (за Господа не отвечаю). Во время просмотра мне искренне захотелось абсолютной власти минут на пять. Нет, я не казнил бы Охлобыстина, хотя он, право, того достоин. Но я подписал бы указ о его бесповоротном отлучении от экрана.
Впрочем, в фильме хороши Петр Мамонов и особенно Олег Янковский: соответственно Грозный и Филипп.
* При этом интерес к русской истории в мире сохраняется – в том числе истории ближайшей. Её (я об этом пару раз писал) почему-то как черт от ладана сторонится новорусский кинематограф.
Итальянцы анонсировали в Канне начинающиеся 8 июня съемки фильма Gorbaciof (of на рекламе явно отваливается, намекая на закат карьеры последнего советского лидера): Il cassiere col vizio del gioco. По-английски The Cashier Who Liked Gambling, то бишь «Уволенный, который любил азартные игры». В роли Горбачёффа актер с изумительной фамилией Тони Сервилло – типа Тони Низкопоклонник.
Но итальянцы, в отличие от нас, внимательны и к своей истории. Только что посмотрел конкурсный фильм Марко Белоккио (дебютировавшего в 60-е классическими теперь «Кулаками в кармане») Vincere – скорее всего, надо интерпертировать как «Победитель». Знаете, о ком фильм? О Бенито Муссолини. Точнее, о женщине, родившей от него сына: обоих он не признавал, сделал тайной фашистской истории. В сюжете интереснее всего то, что Муссолини начинал как ярый социалист и сторонник демократии. По форме же фильм (что тоже нестандарт) – этакий оперный, напоминает о главном перестроечном фильме СССР «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Всё в нем чрезмерно, персонажи, включая Муссолини, не упускают случая спеть гимн великой Италии либо оперную арию. Еще фильм сделан в традициях классической сатиры, а также советского киноагитпропа времен немого кино.
Кстати, и в этом фильме полно крови и обязательного для Канна-2009 секса. Дуче разгуливает голым и ведет себя как парень-не-промах. Иногда даже вздрагиваешь: а вдруг его очередной любовницей окажется Шарлотта Гензбур? С ее лопатой, сверлом, гаечным ключом, ножницами и прочими, по мнению Ларса фон Триера, пригодными для любовного акта инструментами?
Мне
было интересно.
Текст: Ксения Рождественская, 19.05.2009 16:41:49
Фон Триер, похоже, надеялся, что у всех будет шок и ужас, а все просто пару дней поговорили о его клиторе и забыли. Сегодня говорят уже о Кене Лоуче. Его "В поисках Эрика" — милое, доброе, гуманистическое (терпеть не могу это слово) кино, профессионально сделанное, с футболистом Эриком Кантоной в роли футболиста Эрика Кантоны. Кантона — кумир немолодого лузера, проэтосамившего свою жизнь и до сих пор вспоминающего поход на футбольный матч десятилетней давности как главное счастье. В семье у лузера проблемы, постепенно переходящие в полный криминал, но у него есть друзья — в том числе воображаемый друг Кантона. С футболистом он покуривает гаш перед сном и выслушивает его мудрые советы. Все бы хорошо, и фильм действительно несет свет и радость людям, хотя, в сущности, это просто расширенная лоучевская короткометражка из альманаха "У каждого свое кино". Там отец с сыном предпочитали кинематографу футбол, здесь футбол — сама идея футбола — оказывается даже больше кинематографа: это основа всей жизни, своеобразная религия, футбол помогает найти счастье и (слегка криминальным, но увлекательным способом) восстановить справедливость.
Тут только одна проблема. В январе на фестивале Сандэнс показали гениальное кино Роберта Сигела "Фанат", и слово "гениальное" тут не преувеличение. Но в широкий прокат фильм не вышел, на фестивалях особо не засветился, так что теперь все будут считать, что Лоуч в этом году первый, а значит, главный. И это очень жалко, потому что фильмы сюжетно схожи, такое ощущение, что Лоучу и Сигелу дали набор из одних и тех же предметов — футбол, фанат, пистолет, лузер, краска — но только первый сделал профессиональное крепкое кино, а второй сотворил чудо.
На том же Сандэнсе победил фильм Ли Дэниэлса "Push" (сейчас название
изменили на "Прешес", по имени главной героини). В Канне эта
слезовыжималка участвует в программе "Особый взгляд". Так вот, на
Сандэнсе во всех пресс-материалах и во всех газетах публиковали кадр из
фильма, где толстая, мрачная девка с ненавистью смотрит на своих
одношкольников, а здесь в газетах предпочитают кадр, где героиня,
одетая в вечернее платье, ослепительно улыбается в камеру. Вот вам и
разница между американскими независимыми и каннскими зависимыми.
"Побеждать" Марко Беллоккьо — это такая изобретательная, но излишне попсовая постановка про жену (хочется написать "внебрачную", и это будет правдой) Муссолини. Белоккьо замешивает свое кино на черно-белых фильмах, кинохронике, пишет всякие лозунги большими буквами во весь экран, — и совершенно, кажется, не понимает, зачем он это делает, помимо того, что "это просто красиво". Актеры тоже красивые. И страсти: в фильме периодически кто-то поет или страдает. Бессмысленно.
"Kinatay" Бриллианте Мендосы — зрелище абсолютно традиционное в своем стремлении к радикализму. Мендоса в прошлом году представил липкое и выпендрежное кино "Сервис". Сейчас он привез темную и вызывающую омерзение историю студента полицейской академии, который со своими друзьями и наставниками похищает проститутку, потом коллеги ее насилуют, расчленяют (герой носит пакеты, чтобы складывать части тела) и выкидывают в разных местах города. Все это показано с отрешенностью стороннего наблюдателя или даже кинозрителя, вынужденного смотреть скучное кино. Мендоза — один из тех, о ком будут говорить после фестиваля, и журнал "Кайе дю синема" назовет его (а может, после "Сервиса" уже и назвал, не знаю) открытием. По мне, это подростковые эксперименты человека, который пока (или вообще?) не может управлять простыми эмоциями на экране и вынужден пользоваться "шокирующими" костылями.
Гораздо интереснее "Independencia" Райа Мартина, показанная в "Особом взгляде". Филиппинец вышел на сцену перед фильмом и сказал, что готов умереть за кино. Его фильм о семействе, спрятавшемся в лесу от войны, — последовательная стилизация под кино начала века, с вырисованными задниками, мерцающим светом и рвущейся пленкой вместо титра "прошло десять лет".
И давно хотела сказать пару слов про "Мать" Бон Джун-хо. Это такой чернушный детектив, где, как в нашем любимом "Хосте" того же автора, действуют дурачки и блаженные. Городского дурачка обвиняют в убийстве школьницы, и мать дурачка, не веря, что сын на такое способен, предпринимает собственное расследование. Ее просят "никому не верить", потому что все вокруг все придумывают, а сын не в состоянии ничего вспомнить. Самое интересное, что все важные события происходят в правой части экрана. Куда там надо смотреть, когда вспоминаешь, налево? А когда выдумываешь — направо? Зрители "Матери" смотрели направо. Все это выдумки.
Вчера зеваки оккупировали заграждения вокруг входа в отель «Карлтон», который посыпали искусственным снежком в честь презентации «Рождественской песни» Роберта Земекиса с Джимом Кэрри. Лично я даже не стал забирать приглашение на круглый стол. Джим Кэрри? На це немае часу.
Вместо того чтобы еще раз искупаться, черт дернул пойти на «Царя» Павла Лунгина, рассказывающего о том, как царь Иван Грозный (Петр Мамонов), вконец осатаневший от паранойи, возвел в сан московского митрополита соловецкого игумена Филиппа (Олег Янковский), у которого от злодеяний государя полезли глаза на лоб.
Русские «Царя» очень хвалят (ну еще бы), а я, может быть, сидел слишком близко к экрану, но не увидел ничего, кроме бутафорских бревен, оглушительно орущей массовки и одномерных персонажей в исполнении выдающихся актеров. Мамонов все время делает страшные глаза. Янковский играет монотонный испуг. Охлобыстина можно было бы и пораньше спалить на костре.
Как-то не очень верится, что господин Лунгин, всю жизнь снимавший светское кино («Такси-блюз», «Свадьба», «Олигарх»), вдруг неожиданно переменился и теперь второй фильм подряд тычет зрителю иконами в лицо и сочиняет диалоги на основании Святого Писания. Возникает ощущение, что он просто следует конъюнктуре рынка, после того как «Остров» с его быстрорастворимой духовностью неожиданно стал большим хитом.
Оно-то ладно, Лунгин в «Особом взгляде», а вот как в конкурсную программу попал «Преодолеть» Марко Беллоккио – тайна сия великая. Это средней руки коммерческая драма, типа «Папы Джованны» из прошлогодней Венеции, о женщине, которую до такой степени очаровали пылкие речи Бенито Муссолини, что она родила ему сына. Первую треть фильма дамочка целуется с Муссолини взасос, прерываясь только на то, чтобы продать недвижимость и драгоценности и принести любимому мешочек денег, а оставшееся время умоляет медсестер разных психушек передать ее письма Дуче лично в руки. На фоне Беллоккио не взятые в конкурс «Тетро», «Мать» и новый Джармуш выглядят просто издевательством.
У меня требуют подробности о последнем Кене Лоуче. Что ж, извольте.
Почтальону Эрику Бишопу за пятьдесят. Его приятель по работе приносит книжку по медитациям: нужно закрыть глаза и представить, что стоишь лицом к лицу со своим кумиром. У почтальона это Эрик Кантона, легендарный форвард «Манчестер Юнайтед» французского происхождения, которому он перессказывает свои беды. В кульминации два автобуса вооруженных битами футбольных фанов в масках Кантона обливают краской двух бандитов с намерением выложить запись этого действа на ютьюб. Вряд ли это вторая Пальм д’ор, но все очень радовались и смеялись.
Пойду-ка я на Альмодовара."
Видел живую Анну Карину — очень старенькую, какую-то совсем неприкаянную, до неприличия счастливую от того, что про нее кто-то вспомнил; пришла смотреть отреставрированного «Безумного Пьеро», просидела до конца, вцепившись в локоть Косты Гавраса. Совсем не хочется знать, что у нее в голове творилось.
По идее, надо было почувствовать какой-то банальный набор прекрасных вещей: вот сидит через два ряда старушка, смотрит на себя двадцатилетнюю, человек недолговечен, кино бессметрно, ля-ля-ля. Но штука в том, что «Пьеро», который как бы кульминация годаровского штурм-унд-дранга, библия дебютантов и так далее, удивительно с годами раздражать начал. Они его еще вычистили идеально, вернули все эти анилиновые цвета, убрали зерно; полное ощущение, что его не Годар сорок лет назад снял, а режиссер, не знаю, Волошин только что.
Там осталось, конечно, обаяние физиономий, танцы, все сцены с карликом по-прежнему прекрасны. Но главное, святая святых — годаровская семантика, выглядит каким-то хипстерским фуфлом. В недавнем «Я всегда хотел быть гангстером» (замечательном) в эпилоге Анна Муглалис и носатый человек с усами гениально играют годаровскими тропами — он на нее наставляет пистолет, она предлагает поменяться и наставляет на него, потом они идут по обочине, и это так остроумно, легко, здорово. А в оригинале все те же игры, ничего, кроме желания зажать уши, не вызывают. Эти разговоры обывателей, это «это я не тебе, это я обращаюсь», эта «История изобразительного искусства» — весь фильм открытая на одной странице. Знаменитая сцена с Сэмом Фуллером — «кино это поле боя» etc. — в детстве это воспринималось (как Годар и планировал, видимо) как передача эстафеты, а сейчас почему-то кажется, что еще секунда — и Фуллер Бельмондо вломит: он же стоит с телочкой, устал, курит, думают про дела, а тут какой-то французик с фамильярностями: «Я хочу знать в точности, что такое кино» — черт, да за это сразу в лицо бить надо, ну или отойти в другой угол с недоумением.
Считается, что Годар свои старые фильмы не любит обсуждать, потому что ревнует к себе молодому. А мне почему-то кажется, ему за какие-то их моменты просто немножко стыдно.
Выдержал 40 минут конкурсного Кена Лоача; называется «В поисках Эрика», лирическая комедия в духе позднего Данелии: мизантропу-пролетарию, который просрал свою жизнь, является призрачный футболист Кантона и учит его быть счастливей. Ужасно мило все, четверть метража отдана под повторы любимых голов, в зале все дико умилялись. Я за этот фестваль только с одного фильма ушел (про иранских хипстеров) и тут до последнего держался, но когда Кантона сказал: «А вообще я люблю играть на трубе» — и начал ее вытаскивать из-за пазухи, решил, что все, к дьяволу, хватит. Лучше еще посмотрю, как расчленяют кого-нибудь, это как-то проще выдержать.
Кстати, про расчленения — вот два как бы полярных абзаца про Триера, если кому интересно:
Медведев во «Времени новостей»: «Когда позвонки Бьорк хрустели в петле, мы содрогались от ужаса. Когда Грейс уничтожала подлый Догвиль, мы торжествовали. Сейчас просто хихикаем» —
И то и другое вполне правда.
На вопрос, какую реакцию на «Антихриста» он ожидает, Триер ответил: «Нас, наверное, убьют». И действительно, сейчас многие от него отвернутся.
Вспомним, с чего все начиналось. Пошли слухи (их, я думаю, распространял сам Триер), что «Антихрист» станет самым коммерческим проектом режиссера, чуть ли не хоррором для мультиплексов, потому что ни «Мандерлей», ни «Самый главный босс» денег не собрали, а жить на что-то надо. Можете быть уверены, что «Антихрист» не двинется дальше полуночных сеансов в артхаусных залах в Париже, откуда разгневанная публика будет выбегать, размахивая кулаками.
Фильм открывается сценой секса в душе и летящим из окна ребенком под арию из «Ринальдо» Генделя. Убитую горем мать (Шарлотта Генсбур) ее муж психолог (Уиллем Дефо) отвозит в домик в лесу, где пробует вправить ей мозги, но вместо этого мозг и другие части тела ему выносит она. Выглядит эзотерическим хоррором с цитатами из «Пилы» и «Некромансера-2», по факту являясь глумливой многослойной притчей о подлой женской природе, «Молотом ведьм» новых времен.
Понятно, что Триер стал заложником своего образа провокатора и шокотерапевта, которому приходится все дальше выходить за рамки, push the boundaries, но если хладнокровно разобрать кино, получается, что шокирующих сцен всего-навсего две: Генсбур с ножницами и Генсбур с поленом. Триер мог бы запросто обойтись без сопутствующих этим сценам крупных планов, но делать этого не стал, и самое обидное, что он решил выступить вот так в лоб
Нетрудно представить, как Триер хихикал, когда все это сочинял – посвящение Тарковскому (оператор действительно один в один «снимает» Рерберга) и какую-то дурацкую мифологию с вороной, оленихой и лисицей, говорящей «Всем правит хаос». Да и название «Антихрист» - тоже для смеху, детей пугать. Впервые за хихиканьем, которым Ларс всегда прикрывался, почти никто ничего не расслышал.
На пресс-конференции у Ларса нервно тряслись руки, он перво-наперво провозгласил себя лучшим режиссером на Земле и не ответил серьезно ни на один вопрос.
На крыше соседнего трехзвездочного отеля ночью была вечеринка с визгливой рок-группой, которая до самого рассвета играла кавер-версию When I Was Seventeen Фрэнка Синатры. Как же они достали.
Только что в «Люмьере» искупали в овациях «В поисках Эрика» Кена Лоуча, нетипично духоподъемную для этого автора гуманистическую историю о влюбленном в свою первую жену почтальоне, который спас своих сыновей от бандитов, следуя советам воображаемого друга, футболиста Эрика Кантона.
А «Антихриста» фон Триера вчера освистали. На премьере было смертоубийство – пришли вообще все, у кого есть пресс-бейджи, а все начался с того, что солнце, палившее целый день, вдруг зашло за тучи.
Подробности позднее. Я побежал к Бон Джун Хо.