Текст: Иван Куликов, 26.06.2009 17:43:50
Два дня до окончания ММКФ, а конкурсный расклад остается тем же. Если не случится сюрпризов (а что-то подсказывает, что не случится — по части приятных сюрпризов ММКФ в этом году не щедр), то главным событием конкурса останется муратовская "Мелодия для шарманки". Что делать с этим событием — решать жюри. Лет семь назад точно таким же единственным событием были "Чеховские мотивы", и жюри тоже что-то решало, но так ничего и не решило.
В российском департаменте перестановки исключены точно: из трех позиций вдумчивого зрительского взгляда без разрушительных последствий для души достоин "Петя по дороге в Царствие Небесное" Досталя. После "Чуда" Прошкина и шахназаровской "Палаты №6" голову с душой нужно хорошо проветривать холодным июньским воздухом. На Шахназарова ходили веселою толпой, но по окончании сеанса все больше крякали и гукали. Также и с фон Триером: фигня ваш этот "Антихрист", а смотрят ведь. Не попавшие на "Антихриста" вчера смотрели "Сити 24" лучшего китайского режиссера Цзя Чжан Ке (некоторые, впрочем, пересматривали — фильм приехал из Канн с опозданием на год), и остались весьма довольны. Как-то неловко называть эту картину, которую весь мир давно увидел, еще одним после "Шарманки", событием ММКФ.
"Луна" Данкана Джонса, о которой сайнс-фикшн гики громко жужжат последние месяцев пять после премьерного показа на "Сандэнсе", оказалась прилично скроенной, традиционной, твердой фантастикой в семидесятническом духе. Тогда люди еще не морочили себе голову трансформерами и айрон-мэнами, а задавались живыми, нормальными вопросами: как будет выглядеть лунная база, например, и что делать простому американскому рабочему, проторчавшему три года на космическом руднике. Не Дик, скорее Шекли.
После "Луны" показали еще одного рабочего, на этот раз германского, уволенного с металлургического завода в связи с кризисом, и давшего интервью Александру Клюге. "Известия из идеологической античности" — даже и не фильм, а скорее опыт реконструкции нереализованной идеи Сергея Эйзенштейна экранизировать "Капитал" "по сценарию Карла Маркса". Но жизнь опережает искусства и сама без всяких режиссеров все экранизирует, что в 1929-м, что в 2009-м. Тогда, правда, была еще иллюзия, что базисом можно вдарить по надстройке. Сейчас безработный металлург чувствует себя очень хорошо, ходит на вечерние курсы по переквалификации, где изучает марксизм, и спрашивает Александра Клюге, не родственники ли Марксу братья Маркс.