Два дня вот степенно добирался до ближайшего компьютера, поэтому быстренько по частностям и немного о фестивале вообще.
Очень достойный конкурсный Сальваторес (которого ввиду отсутствия политической необходимости оставили без наград), называется «Как велит Бог», социальный-психологический драма-триллер, тоже о фашистах и о божьем провидении, которое люди, естественно, принимают за молчание. Отлично смотрится, отличный мальчик, играющий начинающего нациста, отличный фильм, короче.
Еще ожидаемо прекрасный «Пророк» Одиара – такой
двух-с-половиночасовой закат Европы, напомню, гран-при последних Канн,
о нем уже подробно до меня написано.
Последний и лучший фильм, который я посмотрел на этом фестивале – в
рамках ретроспективы Феррери «Истории обыкновенного безумия»
с Беном Газзарой и Орнеллой Мути по книге Буковски. Но если я начну про
него сейчас подробно писать, то к собственно фестивалю нескоро вернусь,
наверное.
Ладно, теперь к делу. Призы раздали, если кто еще не знает, можете
полюбопытствовать здесь,
но вообще все это очень грустно. Нет, здесь ни при чем эта милая
бесхитростная идея о воссоединении народов на почве искусства (см. приз
«Перспективы» и приз «За вклад в кинематограф») – так, будем
откровенными, делают не только у нас. Дело не в спецпризе абсолютно
никакому прошкинскому «Чуду» – в том, что этот фильм
очень понравится Лунгину, не было никаких сомнений.
И не в том, что медленно, но верно возвращается советская традиция
отдавать гран-при исключительно картинам отечественного производства.
Не берусь судить, не видел, может, Досталь действительно вдруг снял
что-то грандиозное (вот в прошлом году действительно было
возмутительно). Дело вот в этой му..цкой позиции, которую с присущей
ему краткостью выразил Никита Сергеевич – это его финальное «Не бойтесь
награждать свои фильмы. Почему нельзя? Можно!».
Конечно, можно. Если забыть все, что творилось в этом году с союзом
кинематографистов, который в последнюю очередь занимался собственно
кинематографией, если делать вид, что мы не знаем, кто на самом деле
правит балом на этом кинопразднике, можно втройне. Но все равно
получается, как в гоголевских «Мертвых душах» - посадили два маленьких
кустика, а в газетах напечатали, что вырастили огромный сад. То есть
пока мы бегаем по басманным судам, российское кино само по себе, в
принципе, расцветает. По мне так, эту иллюзию насчет возрождающегося
отечественного кино нужно срочно развеивать, а мы, кажется, так и будет
победно размахивать своими Георгиями, пока окончательно не скатимся в
унылую соборность.
О, только что узнал о различных призах кинокритики. Там повсюду
муратовская «Мелодия для шарманки», совсем с
ума сошли, и, ура, вышеупомянутый «Как велит Бог» Сальватореса.
Подробнее, опять же, здесь,
но не могу не процитировать этот отрывок: "Приз
жюри ФИПРЕССИ получила картина «Мелодия для шарманки», реж. Киры
Муратовой, с хитрой формулировкой «за виртуозное владение звуком и
смелым отображением мира отчуждения, за аутентичное изображение
нисхождения в ад двух сирот»". Очень справедливо - это лучшее
нисхождение в ад двух сирот на этом фестивале.
Ладно, теперь чуть-чуть об этих десяти днях. Самое лучшее на ММКФе - по традиции ретроспективы: в прошлом году Кассаветис, в этом – Феррери. Выбор прекрасный, да и понятно, что не у «Иллюзиона» пленочку одолжили, а старались, везли откуда-то. Плюс, конечно, соцавангард. Все программы действительно очень сильные – я, правда, не совсем разобрался, что там в конкурсе, а что только в перспективах, но и то, и другое любопытно было смотреть. Отдельное спасибо за Канны и Берлинале практически в полном составе. Но обо всем этом как можно более подробно и оперативно мы писали все эти 10 дней.
Что касается остального. Я, кажется, позавчера из любопытства подошел к
кассам «Октября» и с удивлением обнаружил, как пресса далека от народа.
Во-первых, билеты на все сеансы, включая ретроспективы, стоят от 400 до
500 рублей. Во-вторых, их раскупают, видимо, за несколько дней, большую
часть, видимо, спекулянты. В общем, культура, как и полагается,
труднодоступна.
Еще этот фестиваль отличился грамотной организацией. Грамотная
организация резко контрастировала с публикой. Люди, нанося друг другу
увечья, ломились в залы, в итоге оказывавшиеся полупустыми. Люди
спокойно разговаривали по телефону во время просмотра. Люди заходили и
выходили в середине сеанса, при этом непременно хлопнув дверью. Люди до
сих пор не знают, что в кинотеатрах принято молчать и смотреть, а не
смотреть и комментировать происходящее все полтора часа. Про работников
фестиваля распространяться не буду, тем более, ниже про них есть одна
интересная история. Мне только запомнился мальчик-билетер, сказавший:
«Зрители проходят, аккредитованные – на два метра назад, к стене»,
через секунду по его голове прошлись и зрители, и аккредитованные.
Без сомнений, отечественное кино возродится скорее, чем отечественный зритель. И можно я не буду говорить, что с энтузиазмом смотрю в будущее?
Леонид
Марантиди, 29 июня, 2.03
*
Что-то не везет мне в этом году с фестивалями.
На Кинотавре умудрились из штаба фестиваля своровать мои личные вещи (правда, я искренне жалею воров - им не досталось ничего стоящего внимания).
А на ММКФ меня под конец вовсе выставили за дверь, как подзаборного щенка.
И было бы за что (за пьянство или как неугодную прессу типа районной малотиражки)! так нет, просто не понравилась, видать, моя физиономия одной девочке (надеюсь, ей хоть 18 исполнилось?).
Хотя были до этого и договоренность, и созвон, и вроде пустили за кордон, ограждающий "Пушкинский". Но, возможно, не понравилось, что меня пустили другие, а она вроде как не у дел оказалась. Теперь это уже все равно. Сделанного не поправишь.
Естественно, теперь не может быть и речи ни о пресс-конференции с Майклом Манном, ни о Кристофе Барратье...
Вообще-то с самого начала начались какие-то нестыковки и недопонимания. Мало того, какие-то бессмысленные обвинения в том, что "нас слишком много" (ну, правильно, если учитывать, что на открытие набрали какую-то дикую молодежь с "мыльницами"!). На ковровую дорожку не пустили, хотя обычно мы с нашим фотографом работали там на пару: он - как профессионал в своем деле, я - на подхвате и с критическим осмыслением.
То, что меня могли выгнать за критику, я отметаю, как несущественное. Всем известно, как главный идеолог фестиваля относится к прессе - она для него просто не существует. Впрочем, как и те, для кого этот фестиваль, в принципе, существует: участники конкурса, зрители, гости.
Этот фестиваль, похоже, нужен только для самоудовлетворения и сегодняшним фактом лишь подтвердил свою несостоятельность и недальновидность. Что ж, посмотрим, как ММКФ будет сам себя удовлетворять на голой земле, как героиня "Антихриста". Без отзывов и критики. Без прессы и зрителей. Хотя это только мечты. Людям хочется смотреть новое кино, несмотря на презрительное отношение к ним организаторов фестиваля и прочих, кто имеет отношение к этому вялому киносмотру. А журналисты ни за что не захотят потерять свой хлеб насущный, тем более, в кризис. Но все-таки было бы весьма занятно понаблюдать за реакцией оргкомитета, если бы их фестиваль бойкотировали.
Я бы все понял, если бы меня не пустили на закрытие Каннского фестиваля или Берлинале. Но это всего лишь Московский кинофестиваль, раздутый донельзя специальными программами и абсолютно необязательными к просмору фильмами. Организаторы забыли о главном. Зрителя надо привлекать не количеством, а качеством. но нет. Нам пихают все больше и больше фильмов, и люди, естественно, отдают предпочтение знакомым и проверенным именам, чем неизвестным. И что в результате? В результате побеждают наши фильмы, да еще и просят, чтобы именно наши фильмы всегда отмечали. А про мировое кино забудьте! Оно же несет сплошной пессимизм!
Естественно, я не расчитываю на чьи-либо извинения. Да никто, разумеется, и не удосужится принести мне извинения - такое бывает только в снах и мечтах. И, конечно же, меня теперь вряд ли позовут на этот фестиваль. Впрочем, если честно, не очень-то и хотелось. Если там будет такое же отношение и такая же конкурсная программа, вызывающая противоестественные рефлексы, то мне на этом фестивале делать нечего. Хотя мы, скорее всего, обоюдно подошли к экрану и плюнули в него, как тот зритель, которому не понравился фильм Соловьева.
ММКФ мало того что обидел меня. Организаторы своей выходкой оскорбили еще и наш сайт, а вместе с тем и моих коллег. А самое главное, они нанесли оскорбление той касте людей, к которым я принадлежу не по своей воле. А эти люди еще больнее, острее и ярче реагируют на негативное к себе отношение.
Я уже не раз писал, как некоторые театры относятся к инвалидам. Теперь к этим недалеким присоединился и Московский кинофестиваль.
Что ж, счастливого пути тебе, ММКФ, среди пустыни и ветра.
Обойдетесь без меня. Я больше не ваш.
Макс Милиан, 29 июня, 2.22.
*
Ну, вот, коллеги-мужчины разгромили ММКФ, а мне
и добавить практически нечего. От дружелюбия нашего ничего уже не
осталось. Оказывается, работать на фестивале – не всегда радость,
иногда это еще и унижение, когда тебя чуть не разуваться заставляют при
входе в кинотеатр, когда надо выпрашивать то, что тебе по статусу и так
положено. Это невероятно - сначала аккредитовывают 3000 человек
журналистов от разннобразных изданий (от газеты "Вечерний Урюпинск" до
ежемесячника "Гламур"). А потом не знают, что с этой ордой делать.
А еще работа на фестивале – это зачастую стыд. Перед авторами за вопросы коллег, перед гостями за лицемерие принимающих, перед всем миром за церемонии открытия и закрытия, перед зрителями за то, что к ним фестиваль повернут неприличным местом.
Как человек сердобольный, я все свои приглашения (мне их было положено по три в день) раздавала страждущим. Не тем, которые ими торгуют втихаря, а людям, которые пришли в кино, и билетов нет. Никаких. Ни на хороший фильм, ни на плохой. Ни по 400, ни по 450 рублей. Нельзя было попасть также простым людям без приглашения на сеансы в Дом Кино, люди приходили и разворачивались.
Конечно, такой ажиотаж организаторы объясняют высоким уровнем
фестиваля. Но на самом деле просто другого у нас нет. У зрителя нет
выбора, и он пойдет обязательно. Но получит ли он удовольствие –
неизвестно. Если получит, то вопреки, а не благодаря. Зрителю
предлагается радоваться, что хоть куда-то попал, что хоть на ступеньках
место осталось и вообще что разрешили прийти. Конечно, информационные
пункты в этом году организованы лучше и солидней, под конец фестиваля
даже программок напечатали на всех, девушки на контроле как правило
очень любезные, особенно в 5 зале, на программе документального кино.
Но все-равно, совершенно ясно, что никому ты здесь не нужен, ни как
зритель, ни как журналист. Не нужны критики, не нужны авторы и гости.
На открытии Никита
Сергеевич над Броуди
смеялся, и зал смеялся вместе с ним. Броуди ничего не понял, и это
выглядело кошмарно. На закрытии, Никита
Сергеевич
сказал, фразу, исконный смысл которой «сам себя не похвалишь, ходишь
как оплеванный». Даже если наши фильмы лучшие объективно (что на мой
взгляд не совсем так), выглядит все, словно иностранные фильмы нужны
нам только для самоутверждения. А ведь участие фильма в фестивале -
дефлорация, не меньше. Надо быть очень осторожным в выборе партнера.
Такого беспардонного, уверенного в своей непогрешимости, величавости,
исключительности, надменного и эгоистичного партнера, как ММКФ
я бы никому не пожелала. Такие замечательные, настоящие фестивальные
фильмы, как «Как велит Бог», «Биби»,
«Пропавший без вести», «Первый отряд», «Я тебя съем», «Красота»
- пролетают. Зато для «Чуда» придумывают спецприз, а
лучшую Женскую роль отдают маленькой девочке из фильма Киры
Муратовой.
Все это не скандал, все это закономерность. Хотя против «Пети на пути..»
я ничего не имею. Мне нравится этот фильм. Он человечный, добрый,
светлый. Также ничего не могу сказать плохого про программу фестиваля в
целом. Программа очень неплохая. Кирилл Разлогов
вместе с коллегами Андреем Плаховым, Петром
Шепотинником
героически потрудились. То, что такие люди работают на фестивале –
внушает надежду. Красивая программа, специальные буклеты, особенно к
программе 8 ½ фильмов – подробнейшая, с интервью. Раздавали зрителям
перед просмотрами – прекрасно. Моя любимая программа «Свободная мысль»
- вообще верх совершенства. Такого классного документального кино разом
нигде никогда не увидишь. Леонид уже отметил шикарную перспективу Феррери
– одну из немногих программ, показанную на пленке. Отдельное спасибо за
Фон Триера и Ханеке (которого я единственная,
наверное, на фестивале посмотрела два раза).
И все-таки, в будущем от фестиваля хотелось бы, чтобы он боролся не
только за поддержание звания "фестиваль категории А", а за любовь
зрителей, за уважение коллег, за участие в конкурсе хороших картин, за
то, чтобы была возможность этим картинам дать, помочь им. "Фестиваль
для фильмов, а не фильмы для фестиваля". Понятно, что хочется
невозможного. Когда слишком много денег и власти, никакого дела нет до
конкретных людей.