Московский кинофестиваль


ММКФ-2009: Победители

ММКФ-2009. Перед открытием.

ММКФ. День 1

ММКФ. День 2

ММКФ. День 3

ММКФ. День 4

ММКФ. День 5

ММКФ. День 6

ММКФ. День 7

ММКФ. День 8

ММКФ. День 9

ММКФ. Итоги

18 июня 2009

ММКФ. День 1. Часть первая

Еще раз напоминаю, что 19 июня открывается 31 ММКФ. На открытии показывают "Царя" Павла Лунгина. В полную силу фестиваль начнет работать уже на следующий день. Так как сегодня уже состоялся пресс-показ фильма, я подумал и решил дневник фестиваля открыть чуть раньше запланированного срока. Напоминаю, что пополняться он будет в течение дня неоднократно, поэтому следите внимательно.


Ладно, переходим к делу. К «Царю» будут предъявлять массу претензий этического-эстетического толка, но фильм удивительно мощный. Да, да, да, здесь постоянно хохочущая царица похожа на персонажа фильма "Грайдхаус" (впрочем, если так и задумано, это даже довольно круто), да, с митрополита здесь после молитвы падают кандалы (лунгинское чувство меры), да, здесь есть странноватая рифма с «Островом», когда у Грозного начинается раздвоение личности.

Но фильм прекрасен именно тем, что сыгран на такой высокой-высокой ноте, и при этом в любой момент может съехать либо в светланадружининскую экранизацию учебника истории, либо в разухабистую тарасбульбовщину. Несколько раз, увы, так и происходит. Но к счастью Лунгина у него в арсенале на этот раз такой сильнейший сценарий (вспомним чудовищную драматургию того же «Острова»), что чтобы испортить его надо было сильно постараться (а пушкинский финал – отдельные аплодисменты). Портить его особо некому, разве что отцу Иоанну Охлобыстину, участие в фильме которого (учитывая его роль скачущего по углам экрана бесенка) можно расценивать, не знаю, как обряд экзорцизма.


Что касается остальных. Мамонов, несмотря на расставленные по сценарию капканы, почти не переигрывает. То, что творит в кадре Янковский, даже просто хорошей игрой называть несправедливо. Самая гениальная находка – роль Малюты Скуратова отдать Юрию Кузнецову (всегда знал, что в этом актере есть что-то инфернальное) – обладатель самого доброго лица и самого мягкого голоса в отечественном кинематографе здесь подчас страшнее солиста «Звуки Му» с его испепеляющими очами.

И все равно, уверен, «Царя» критики-опричники будут бичевать, бичевать страшно. Объективно говоря, «Царь» далеко не безупречен в художественном отношении, но уж как-то сильно превзошел мои ожидания. Отрадно, что сквозь первоканальский асфальт пробиваются ростки более-менее национального кинематографа, очень медленно, робко, но все же… Но все же, но все же «Царь» с его апологией христианства и сугубо западной кинограмматикой очень точно иллюстрирует вечный вопрос России – на какой ноге ей лучше прыгать...



На открытие простые зрители вряд ли попадут, посмотреть фильм можно будет 25 июня в Киноцентре на Красной Пресне в 19.00. Либо уже после официальной премьеры аж 4 ноября.


Леонид Марантиди, 18 июня, 21.00



*

После плотного и однообразного потока артхаусных проектов на "Кинотавре" мне хотелось вкусить чего-нибудь банального и заведомо успешного. Поэтому когда я услышал, про что будет "Кадиллак Рекордз" Дарнелл Мартин, то поспешил на пресс-показ.

Честно говоря, мои ожидания оправдались. Я, действительно, отдохнул после плохого звука и зубодробительных сюжетов. За историей развития звукозаписывающей компании было интересно и свободно наблюдать, а сам сюжет не подразумевал никаких подтекстов и надтекстов.

Так как фильм будет демонстрироваться на ММКФ в рамках "Гала-премьер", то не стоит утруждать себя вопросами о его целесообразности участия в фестивале. А посему сосредоточусь на некоторых деталях, которые мне показались важными.

Во-первых, появление этого фильма - это своеобразный "тревожный звонок". Если американские киношники из-за сценарного дефицита уже обращаются к историям известных компаний и брэндов, то дела, похоже, совсем плохи. Разумеется, все это пока не сильно бросается в глаза, но, тем не менее, я не удивлюсь, если скоро нам будут показывать, как возникли "Пепси", "Макдональдсы" и прочие известные марки.

Во-вторых, "Кадиллак рекордз" держится исключительно на музыке. Если бы не было бесподобных песен Мэдди Уотерса, Литтла Уолтерса, Чака Берри и других великолепных мастеров гитары (и гармошки!), то картина лишилась бы обаяния и привлекательности (хотя мне известны люди, которые умудрились заснуть на фильме даже под рок-н-ролл).

В-третьих, мне показалось, что в умелых руках Бейонс Ноулз выглядит довольно-таки убедительно. Или мне все-таки показалось, как Лео Чеззу...

И, наконец, в-четвертых, картина как-то плавно избежала прямого показа всевозможных криминальных эпизодов из истории блюза и рок-н-ролла (если не считать важной для сюжета сцены избиения Литтла Уолтерса полицейскими и еще пары эпизодов).

А в остальном это типичная картина о музыкальном бизнесе. Герои рок-н-ролла жили, как в собственной песне. Женщины, выпивка, наркотики, бандитские разборки. И угарные песни, создающие почти у каждого позитивное настроение. Как сказал Петр Шепотинник на конференции, посвященной фильму, "50-е были гораздо романтичными, чем нулевые".

Макс Милиан, 19 июня, 01.00


*

Еще одна картина из программы "Гала-премьеры" - "Клиентка французского жиголо" Жозианы Баласко демонстрировалась сегодня журналистам. Режиссер фильма - мадам Баласко является одновременно автором романа, по которому снят фильм и исполнительницей одной из основных ролей. Главную же роль исполняет замечательная французская актриса Натали Бей.

Целевая аудитория этой комедийной драмы - женщины после 40. Героини фильма - сестры, находящиеся в поиске любви. Все бы ладно, но возраст дам весьма впечатляющий - Ирэн (Баласко) 53 года, Жюдит (Бей) - 51. В нашей стране в такие годы уже беляшики внукам пекут, а у француженок это, оказывается, самый сок. Ирэн выскакивает замуж в первой половине фильма, а вокруг Жюдит раскручивается весь насыщенный эмоциями сюжет. Дама она преуспевающая, работает в телемагазине, развлекается тем, что спит с мужчинами по вызову. Один из ее молодых людей, 30-ти-летний Патрик вынужден кормить огромную семью и скрывать ото всех источник дохода. Никто из близких не знает, что он жиголо, и клиенткам он представляется как Марко. У Патрика и Жюдит завязывается роман, затем активным участником событий становится жена Патрика, ради которой он пошел на эту работу, и ради которой же готов все бросить.. На самом деле интересный и очень женский сюжет: одинокие бабы, любовь, секс, деньги, у одного семья кретиническая, у другой ничего кроме работы.

История рассказывается с разных точек зрения, тремя разными людьми - Жюдит, Патриком и его женой, есть хорошие шутки, персонажи смешные, прекрасный портрет сильной женщины, умной женщины, независимой, с чувством внутреннего достоинства.

Желающие смогут увидеть этот фильм 21 июня в 22.00.

А на "Кадиллак Рекордз" я, извините, уснула. Слишком много негритянской музыки и рок-н-ролла. Целевая аудитория - негры и фанаты Броуди.


Екатерина Визгалова
19 июня 2009

ММКФ. День 1. Часть вторая

Программу "Перспективы" завтра, 20 июня, открывает фильм "Первый отряд" режиссера Йосихару Асино и художника-постановщика Хирофуми Наката, культовых авторов жанра "анимэ". Эта картина будет особенно интересна русским зрителям благодаря сюжету, почерпнутому из российской истории. Авторами идеи и продюсерами фильма выступают русские ребята, в титрах обозначенные Алеша Климов и Миша Шприц, сами художники, увлечения которых предопределили художественный замысел проекта.

Действие фильма происходит в 1942 году в Тульской губернии во время особо тяжелых боев с фашистами. Героями картины выступают русские солдаты, монахи, пионеры-герои Валя, Зина, Марат и Леня, а также девочка Надя с паранормальными способностями.

А дальше - подвяжите чем-нибудь челюсть, когда будете смотреть: вас ждут ледовое побоище, девочка с самурайским мечом на станции метро Маяковская, пионеры-зомби, некропортация, ясновидение и гипноз на вооружении у Советской армии, живые ветераны, комментирующие события, вход в царство мертвых в виде разрушенного ВВЦ и многое другое.

Как спросил один журналист на пресс-конференции: "Мы много смеялись, удивлялись абсурду, а в конце я расплакался. Объясните мне, что за жанр у картины?"

"Мы очень рады, что наш фильм вызвал у вас столько разных эмоций. Мы стремились делать развлекательное кино", - ответил режиссер Йосихару Асино.

Продюсеры поделились грядущими планами: "Мы уже работаем над продолжением. В нем мы планируем открыть другие аспекты оккультизма Третьего рейха в борьбе с Советской Армией, которая будет противостоять им во главе с секретным магическим Шестым отделом".


Екатерина Визгалова, 19 июня, 12.56.


*


После истинного праздника, овладевшего нами на показе анимэ "Первый отряд", наступил Момент Истины в лице Виктории Исаковой. Точнее, фильма "Посредник", в котором она сыграла одну из ключевых ролей.

Новое творение грузинского режиссера Дито Цинцадзе, обласканного на международных киносмотрах, повествует о людях, чьи судьбы прихотливо перемешались из-за убийства англичанина (как всегда, блестящая работа Бремнера). Структурно "Посредник" напоминает картины Иньярриту, но у Цинцадзе отсутствует пусть и своеобразный, но все-таки оптимизм мексиканского гения.

В данный момент не очень-то хочется залезать в дебри режиссерских идей, но, тем не менее, главная мысль о том, что все мы - посредники между своим внутренним "я" и окружающим нас миром, не прошла мимо меня. Да и финальная фраза о том, что для нас нет здесь места, говорит о многом. Налицо очередные размышления о некоммуникабельности, чем в свое время увлекался Антониони.

К сожалению, режиссер не смог приехать на конференцию, состоявшуюся сразу после показа картины, но на вопросы журналистов (довольно скудные, должен заметить) сумели ответить актеры Виктория Исакова (помимо нее, кстати, в фильме занята еще одна русская актриса - Дина Корзун), Георгий Накашидзе, Нуца Кухианидзе, а также продюсер Гука Рчеулишвили. Не обошлось и без политики, но от нее, похоже, никуда не деться, если дело касается Грузии. Участники встречи много благодарили фестиваль за теплый прием и русских актеров за то, что рискнули поработать 80% съемочных дней на родине Цинцадзе (остальные 20 снимали в Германии).

Сегодня в кинотеатре "Художественный" также состоялся пресс-брифинг с великой немецкой актрисой Ханной Шигуллой. Она приехала в Россию с целью представить нашей молодежи творчество итальянского маэстро Марко Феррери, с которым ей посчастливилось поработать на двух фильмах ("История Пьеры" и "Будущее - это женщина").

Шигулла много рассказывала про Феррери, Фасбиндера и других режиссеров, у которых она снималась. Когда ее спросили про Годара, то актриса честно призналась, что не очень хорошо с ним ладила. Лишь на съемочной площадке она забывала про его характер.

Конечно, очень интересно было пообщаться с человеком, работавшим с гениями кино, но организаторы как всегда торопились, и Шигулла успела ответить только на пару вопросов.

А жаль. Могли бы и не торопиться - не каждый день мы слышим умные вещи...


Макс Милиан, 19 июня, 22.47.


*


На церемонию открытия на этот раз мне не удалось попасть. Причина - слишком рано отправил запрос на аккредитацию и слишком поздно вернулся с Кинотавра.

Правда, я не жалею об этом.

Всех именитых гостей я уже насмотрелся на пресс-конференциях и в Сочи, а мое отношение к организации ММКФ вам, я думаю, известно. Так что вчера я спокойно вернулся домой и посмотрел церемонию в записи.

Удивляет, что многие участники везде - и в "Художественном", и в "Пушкинском" - говорят одно и то же. Словно они учили текст не один месяц и просто не могут сказать ничего другого. Что очень печально...

Сама церемония и ее ведущий Дмитрий Дибров выглядели вполне ничего. По крайней мере Дибров неплохо прочитал свой текст, а Броуди бодро бегал на сцену и назад.

Конечно же, как и на Кинотавре, специальный приз за вклад в мировое кино достался посмертно Олегу Янковскому. Но на сцену также поднималась и Ханна Шигулла, чтобы признаться, что у нее "русская душа".

После церемонии состоялся показ фильма открытия "Царь", о котором вы уже прочитали в нашем фестивальном дневнике. Но это уже осталось за кадром, и нам остается теперь с нетерпением ожидать закрытия, чтобы узнать имена победителей.


Макс Милиан
Хостинг от uCoz