Посмотрел-таки фонтриеровского «Антихриста». Весь этот предпремьерный пафос, который я здесь нагнал, смело засовываю обратно. Виновата, в первую очередь, конечно, пресса, по частям пересказавшая весь сюжет. Кому понятен предмет обсуждения, точно читал эти заметки, перегруженные спойлерами и ключевыми словами – «разводной ключ», «клитор» и «Тарковский» (кто не читал, вы – счастливый человек, обязательно сходите с семьей) и смысл просмотра в итоге – соединить эти части. Пресса, которая от возмущения или восторга телеграфировала из Канн тексты неизменно с восклицательными знаками после каждого предложения, так что перед фильмом я был уверен, что ближе к середине, по меньшей мере, покроюсь струпьями.
Ну что сказать, чтобы впечатления не испортить? Говорить, что фильм
плохой – глупо, что все понял и могу судить трезво и беспристрастно –
еще глупее. Никакой это не самый страшный фильм в истории. Один из
самых физически невыносимых, точно, но не самый страшный. Тем более, не
главный, как тоже было заявлено, фильм Триера. Главным его можно
назвать лишь постольку, поскольку одна из важнейших художественных
задач Триера – подавлять-возбуждать-раздражать – логично выполнена на
самое высокое в мире «отлично». И этим, в принципе, все должны быть
довольны. Особенно те, кто ходил на Триера исключительно с целью
получить бревном по яйцам, и последние два фильма бесились, что у них
еще встает на человечество.
Что еще? Не помню, чтобы кто-то так подробно со времен Бертолуччи экранизировал труды Фрейда. Тем более не помню, чтобы это делалось таким вопиюще прекрасным образом.
Но если о самом главном… Попробую это как-то выразить человеческим
языком. Во всех фонтриеровских фильмах, которые так никому и не удалось
охватить полностью, всегда находилось что-то очень маленькое, свое,
личное, очень важная для тебя сокровенная мысль, очень правильно
подмеченная. И для меня это мысль, уже отчетливо звучавшая у Триера,
хотя и абсолютно по-иному и, как ни удивительно, в абсолютно
противоположных по форме «Идиотах» – людям ни в коем случае нельзя
расставаться со своими комплексами, фобиями и неврозами. И если в
«Идиотах» он говорил, что по-другому быть просто не может, ибо все наше
существование, общение и т.д. базируется на взаимодействии этих
комплексов, то здесь прямо утверждается, что по-другому быть вообще не
должно, по-другому смертельно опасно.
И для меня это гораздо важнее спекулятивных диспутов, женщина ли
антихрист (есть и такие, которые из этого фильма делали такие выводы, и
вообще-то их надо упекать в дурку, а не Ларса), природа ли антихрист
(это да, но здесь важен контекст). Фрейд умер и вместе с ним толкование
сновидений, трое нищих – лисичка, олень и ворон, все это уже, как
говорит героиня Гензбур, давно не имеет значения. Да и вообще, лисичка
– символ страдания, вы издеваетесь? Все это годно для компьютерной игры
по мотивам фильма, дата выхода которой уже, кстати, назначена. Кажется,
так полагает и сам Триер. Явно не вылечившийся от депрессии, но
смирившийся с ней как с необходимым условием существования. Посвятивший
свой самый противоречивый фильм режиссеру Тарковскому, тоже
злоупотреблявшему самокопаниями и во многом из-за этого умершему, как
напоминает финальный титр, в 54 года. Режиссеру Ларсу фон Триеру
недавно исполнилось 53.
смотреть: сегодня, 26 июня в 20.30 в "Октябре". В прокате со 2
июля.
Леонид
Марантиди, 26 июня, 3.32
*
Сегодня наступило затишье перед бурей, и поэтому я воспользовался
короткой передышкой, чтобы посмотреть что-нибудь из программы "Свободная
мысль".
Этим "что-нибудь" стала картина американского документалиста Алекса Гибни "Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе!".
Сказать, что мне понравилось, это все равно что промолчать.
Фильм построен на использовании хроники, анимации и игровых элементов. В нем много высказываний главного героя - писателя и, в первую очередь, журналиста Хантера С. Томпсона. Основатель гонзо-журналистики, автор культовой книги "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", культовая фигура бурных 60-х, а в конце жизни исписавшийся наркоман. Томпсон покончил с собой, как неоднократно и обещал, и поэтому картина представляет собой расследование причин, подтолкнувших его к этому шагу.
Нашлось место и Ангелам ада, и его беспрецедентной попытке стать шерифом, и президентской кампании Джорджа Макговерна. Конечно же, текст читает Джонни Депп, сыгравший Рауля Дюка в экранизации романа Томпсона "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Визуальный ряд дополняют незабываемые картины Ральфа Стедмана, а за кадром звучит рок-н-ролл.
Разумеется, перед нами не только биография скандально известного писателя, но и срез истории и общества эпохи Вудстока и Вьетнама. Все честно и прямо, как и в прозе Гонзо. Но, главное, за бескомпромиссным показом действительности не теряется художественная сторона фильма.
Жаль, что "Гонзо" не участвует в конкурсе, иначе он бы точно победил в "Перспективах".
Макс Милиан, 26 июня, 21.47.
*
В высшей степени странный альманах «8» о том,
что никто не соблюдает права человека. Сделано вроде по заказу ООН,
чтобы проиллюстрировать главные цели человечества на ближайшие годы. На
восемь новелл приходится одна действительно достойная, ее снял (вообще
здорово, после «99 франков» снимать про охрану материнства). Но все
равно любопытно наблюдать какое-то удивительное явление – собралось
несколько очень известных людей, которым рассказали о проблеме, но явно
не уточнили, что конкретно им нужно делать. В итоге Гас
Ван Сент сделал социальный рекламный ролик (кажется, в
полной уверенности, что всЯн Коунене сделают то же
самое, и что это вообще для кинотеатров не предназначено), естественно,
со скейтерами, Мира Наир – короткометражную
мелодраму, Джейн
Кэмпион – какую-то кислотную притчу о нехватке воды, у Гаэль
Гарсиа Берналя
банальная, но очень красивая новелла о проблемах образования, и если он
поймет, о чем конкретно ему интересно говорить, он, по-моему, вполне
себе может стать достойным режиссером, Гаспар Ноэ с
выражением читает текст о СПИДе, причем, подозреваю, время, затраченное
на съемки новеллы, в точности соответствуют ее хронометражу. Каким-то
образом в эту компанию затерся некий Абдерахман Сиссако,
у него вводная новелла.
Закончил же это гуманистическое безумство, ура, Вим
Вендерс.
Ура-ура. Вот вы все говорите, что, дескать, у Вендерса вот уже двадцать
лет творческий кризис, гений потерял вдохновение, ля-ля-ля. Ни фига
подобного. Кажется, он просто сошел с ума. Иначе как объяснить тот
факт, что в его короткометражке пока журналисты, освещающие саммит
Большой Восьмерки вышли покурить, из рабочих мониторов вылезают люди из
бедных стран и на полном серьезе поют песню про кредитование? В финале
Боно из U2, обращаясь к главам государств, скандирует «Keep the
promise», и хотя бы ради этого стоит вытерпеть этот неповоротливый
альманах.
В общем, вышел я такой недовольный с этого сборника, а навстречу мне
поднимается такая шумная толпа народу, идущая на «Антихриста». Среди
них там Николай Расторгуев, какие-то девочки, кажется из группы
«Блестящие», дамы с кавалерами, все улыбаются, все пришли смотреть
интеллектуальное кино. Очень интересно, конечно, что там с ними со
всеми произошло.