Московский кинофестиваль

ММКФ-2009: Победители

ММКФ-2009. Перед открытием.

ММКФ. День 1

ММКФ. День 2

ММКФ. День 3

ММКФ. День 4

ММКФ. День 5

ММКФ. День 6

ММКФ. День 7

ММКФ. День 8

ММКФ. День 9

ММКФ. Итоги

25 июня 2009

ММКФ. День 7

Вчера вот тоже за неимением других альтернатив глянул "Рейчел выходит замуж". Довольно пустячковая, но чертовски здорово сделанная мелодрама (драмой это можно назвать с большой натяжкой) о том, как позор семьи (Энн Хэтуэй) невольно портит семейный праздник. Она выходит из тюрьмы, приезжает домой, дома вся семья готовится к свадьбе ее более законопослушной сестры, героиня Хэтуэй очень хочет быть подружкой невесты и пытается доказать свое право на это звание, посещая все эти высмеянные в каждом втором фильме о наркоманах и алкоголиках собрания анонимных алкоголиков. Семья, тем временем, всячески пытается казаться милой и гостеприимной, но вместо гостеприимства удается выдавить из себя какую-то вялую политкорректность. В фильме запоминается главный прием, который действует, надо сказать, безотказно - весь он снят на манер трогательного home video (моментами недалеко даже до триеровской золотосердечной трилогии) - поздравления, тосты, слезы умиления, и тут, бац - любимая дочурка дает маме по морде. Но, в принципе, кроме прекрасной, прекрасной, прекрасной Энн Хэтуэй, которая здесь словно ненадолго сбежать от Гарри Маршалла покурить за угол, режиссеру, на секундочку, "Молчания ягнят" предъявить особо нечего.


Еще вот сегодня наконец понял, чем мне так категорически не нравится ханекевская "Белая лента", которая, как известно, всем должна нравится непременно. Попробую объяснить как можно проще. Ханеке - он ведь, конечно, большой художник, и наблюдать за тем, как он заботливо малевал свои картины, было действительно интересно, поскольку со зрителем велся какой-никакой диалог. Вот, допустим, если взять его лучший, по моему мнению, фильм "Скрытое" - он там в удивительно точных пропорциях смешивает все эти холодные-прехолодные цвета с различными оттенками серого, чтобы ближе к концу, в удивительно точно выбранном месте вдруг ляпнуть красного. Здесь же он таким занудным экскурсоводом подводит нас к огромному двухсполовиночасовому полотну типа "Последний день Помпеи" и давай разбирать ее по деталям - вот здесь женщина замерла в ужасе, здесь дети пытаются спастись от стихии, а это вот символ того-то. И так и хочется сказать: "Ну, понятно, понятно, пойдемте к следующей". Экскурсовод, конечно, отличная профессия, но в музеях запоминаются все- таки художники.


Ладно, хватит, надо поспать, сегодня еще фон Триера смотреть.


Леонид Марантиди, 25 июня, 7.42


*

Одним из главных критериев хорошего фестивального кино следует официально признать хронометраж, хотя бы потому что в режиме нон-стоп смотреть картины, длящиеся больше 100 минут – мучение. Такие монстры кинематографа, как Ханеке и Муратова способны измучить только тем, что надо отдать им 2,5 часа времени, сосредоточенного внимания и полной концентрации душевных и физических сил. На их фоне гораздо легче и яснее воспринимаются фильмы рангом пониже, но зато по длительности не превышающие час двадцать.

Но и в этом правиле случаются фантастические исключения. Привлекший меня именно хронометражом (60 минут) фильм конкурсной программы «Перспективы» «Дама с собачкой» оказался таким скучным, что я выдержала только две его трети. Картина снята в виде фотофильма, в котором двое отвратительного вида актера (мужчина и женщина) и еще более отвратительное (даже фантасмагорическое) чучело собачки иллюстрируют известный рассказ Чехова, который читает за кадром актер Сергей Дрейден. Читает изумительно, так, что хочется закрыть глаза, чтобы не видеть изображения и просто слушать. Но не сегодня. Не на кинофестивале. Не в конкурсе.

Про слабость конкурсной программы ММКФ говорить стало уже общим местом, и все-таки с этим надо что-то делать. Пусть уж лучше будет три фильма, но приличных, чем 40, но никаких. На месте жюри я бы вообще не стала присуждать гран-при. Нельзя давать награду Муратовой только потому, что все другие фильмы еще хуже.


Я по-прежнему хожу на ретроспективу Феррери и документальное кино, которое просто замечательное. Если и эта программа будет в следующем году конкурсной, то будет совсем грустно. Посмотрела самый именитый и самый лучший по мнению составителя программы фильм «Рене». Автор снимала его не много, не мало – 20 лет. Герой фильма проводит всю свою жизнь, отсиживая сроки за воровство. Срок за сроком, год за годом, начиная с 16-ти лет, и так до 36-ти (столько ему сейчас), год в тюрьме, полгода на свободе, шесть лет в тюрьме, три месяца на свободе. Никаких трюков, реальный человек, две книги написал, не выходя из тюрьмы, симпатичный мужик, с мозгами. Гениальное кино, и в конце замечательный вопрос ставится о взаимоотношениях автора и героя. «Я тебя в 10 раз чаще вижу, чем мать, ты мне родная уже», - говорит Рене, - «А я для тебя всего лишь объект изучения, объект твоего кино». И это действительно так. Документальное кино – самый циничный вид искусства. Фиксировать жизнь такой, какая она есть надо с хладнокровием летописца, безжалостно.


Пойду сегодня Ханеке пересматривать. А то я с ним засыпаю и просыпаюсь второй день.


Екатерина Визгалова, 25 июня, 13.19


*


Сегодня мой день начался со столицы. Сначала я, как обычно, битый час добирался на московском метро до кинотеатра "Художественный". А затем полтора часа смотрел картину, в чьем названии присутствовало избитое-перебитое слово "Москва".

"Малая Москва" - это польский фильм, снятый на польские деньги, но в нем очень много наших родных лиц. Это и немудрено - по сюжету действие происходит в советском гарнизоне, базирующемся в польском городке с красивым наименованием Легница.

История, послужившая основой для фильма Вальдемара Кшистека, довольно известная. Но режиссер использует любовные отношения между женой русского офицера и поляком для того, чтобы рассказать о своих детских впечатлениях и приоткрыть завесу над прошлым, которое еще совсем недавно так тщательно скрывалось обеими странами (никаких официальных документов, а также писем и прочих доказательсв после тех событий не осталось).

На пресс-конференции, посвященной фильму, Кшистек признался, что очень долго не мог найти денег для реализации своего проекта. Русские продюсеры отказывались из-за того, что в сценарии показана в невыгодном свете российская армия. А в Польше не хотели этого фильма, потому что история включает в себя слишком много русских персонажей (а куда ж без них?!). Но с этим создатели справились. Мало того, "Малая Москва" получила главный национальный приз - "Золотого Орла", а Светлана Ходченкова была награждена как лучшая актриса. И, разумеется, награды абсолютно заслуженные. Это уже потом кто-то из польских критиков высказался по поводу того, что в их стране "не должны снимать про любовь"...

Фильм очень красивый (особенно на фоне тусклых конкурсных работ), в нем много прекрасных кадров, а большинство славянских лиц не раздражают, так как они выражают по большей части одно чувство - любовь. Много интересных деталей, раскрывающих эпоху. Несколько сюжетных линий, связанных с основной, не ввергают в недоумение из-за своей неуместности. Прекрасные актерские работы, включая роли Алексея Горбунова и Артема Ткаченко. И, конечно же, фильм бы не состоялся, если бы не "святая троица": Ходченкова - Журек - Ульянов. Святая в буквальном смысле. На могилу прототипа героини, сыгранной Светланой, приходят влюбленные и просто люди, желающие поразмыслить о своей жизни. Персонаж Дмитрия, как правильно выразился Кшистек, - "святой", так как любит свою жену несмотря ни на что. А герой Леслава является жертвой бездушной системы.

В целом, мне фильм напомнил "Одиночество в Сети", участвовавший в одной из внеконкурсных программ прошлогоднего ММКФ. Правда, "Малая Москва" - более светлый и жизнеутверждающий. И, я надеюсь, у него будет в России такая же удачная прокатная судьба, как и в Польше.


Макс Милиан, 25 июня, 16.05.


*


Только что видел долгожданный английский фильм "Луна" Данкана Джонса (можно будет посмотреть 26 и 28 июня в "Октябре" в 20.00 и 19.00 соответственно), благоразумно поставленный у нас в конкурс "Перспективы". Неплохая перспектива, надо сказать, - сын Дэвида Боуи снял ностальгическую фантастику с единственным актером в кадре (Сэм Рокуэлл). Конечно, все мои наивные надежды на великий фильм не оправдались, но все равно безумно интересно. Подробнее позже, сейчас бегу на "Антихриста", если останусь жив, сообщу.


Леонид Марантиди, 25 июня, 19.11


*


После "Малой Москвы" я посмотрел и "Луну", и "Антихриста", но о них, как вы понимаете, напишет мой коллега.

У меня только одно замечание...

Все это время, начиная с "Кинотавра" и заканчивая ММКФ, я ловлю себя на том, что практически каждый фильм заранее предсказываю по кадрам. Не знаю, с чем это связано (обсмотрелся фильмов или они действительно легко предсказуемы), но мне такое положение абсолютно не по нраву. Похоже, меня теперь просто трудно удивить и шокировать ("Антихрист" все равно представляет собой детский лепет по сравнению с короткометражкой Клайва Баркера "Запретное"). А я жду хоть какого-то откровения... Но будет ли оно или следует забыть про подобные слова?!

Между делом я побывал сегодня на пресс-конференциях создателей фильмов "Луна" и "Кромовъ". На первой Дункан Джонс с увлечением рассказывал о своей любви к фантастике и будущем фильме про Берлин будущего (простите за каламбур!). А вторая беседа началась с того, что Владимир Вдовиченков и Михаил Горевой начали вести разговор вместо запоздавшего Кирилла Разлогова. При этом я почему-то вспомнил недавнюю конференцию с Юраем Якубиско, который в конце рассказал смешную историю про обнаженных статисток в его блокбастере "Батори". Но я, пожалуй, воздержусь от его шутки, иначе вы подумаете, что я обсмотрелся Фон Триера.


Макс Милиан, 25 июня, 23.15.


*


Если уж говорить о фильме "Луна", то, в первую очередь, стоит похвалить за смелость. Режиссерский дебют - фантастика, только с одним актером в кадре (Сэм Рокуэлл - очень хороший актер, но не всегда вытягивает периодически провисающую картину своим похмельным лицом) да Кевином Спэйси, озвучивающим здесь модернизированный компьютер ХЭЛ. Более того, здесь такой намечается интересный диалог с самим Кубриком, у которого Джонс просто, кажется, вырезал некоторые кадры и вставил в свой фильм.


А вообще имя этого Данкана Джонса мы еще обязательно услышим. Уж очень толковый дебютный фильм вышел. Видно, что человек посмотрел всю возможную фантастику, затер до дыр, разумеется, "Чужого" и "Космическую одиссею" с "Солярисом", все это как-то своеобразно понял и, по возможностям бюджета, подал. Вы уж простите, что все так расплывчато, просто сразу же после "Луны" показали "Антихриста", и чувство радости за молодое дарование сменилось... хрен знает чем, честно говоря, сменилось. Но об этом в следующем выпуске, скоро, очень скоро.


Леонид Марантиди
Хостинг от uCoz