Текст: Иван Куликов, 24.06.2009 18:26:35
"Петя по дороге в Царствие Небесное" удивил безошибочной, скрупулезной, какой-то любовной детализацией среды, а действие, напомним, происходит в 1953-м в Кандалакше, где лагеря, поселенцы, клуб с красным кумачом, суровые мужчины с папиросами, много-много снега, а под снегом — "НЕВАГЭССТРОЙ". Чаще достаточно одной детали, чтобы мир бутафории заиграл по Станиславскому, и у Досталя запомнилась болтавшаяся на бельевой проволоке чья-то заледеневшая тельняшка, благополучно перевесившая все полуторки, ватники и валенки. И царствие небесное в некотором смысле тоже.
Тут невольно возникают сравнения с "Чудом". У Прошкина бутафория вроде та же, но ощущение, что бабушкин шифоньер только что выволокли из реквизиторской на сцену, а потом заволокут обратно до следующего фильма, не оставляло все полтора часа просмотра. И понятно, что шифоньер этот древний не прошибешь никакими чудесами, тем более если и сами чудеса оттуда же — из реквизиторской. Предметы тоже думают свою не всегда хорошую и очень медленную мысль, и есть люди, которые эту мысль выслушивают — тогда есть некоторая вероятность, что выйдет чудо-фильм, а есть, которые волокут на сцену, чтобы обставить нужной мебелью фильм про чудо. Досталь понял, что заиндевевшей тельняшке, болтавшейся на лагерном ветру, известно про царствие небесное и его отсутствие много больше, чем ему самому, поэтому задачей режиссера остается этот разговор поддерживать. Пока что лучший фильм в русской части конкурса.
Текст: Иван Куликов, 22.06.2009 9:38:55
Похоже, сценарист Юрий Арабов крепко взялся за проблему выпадения русского аршина из общемирового стандарта мер и весов, известную в народе как "небывальщина". В "Юрьеве дне" оперная прима в мехах доводит себя в провинциальной дыре до ручки, красит волосы в попугайный сурик и подпевает бабушкам в церковном хоре.
В "Чуде" Александра Прошкина другая небывальщина: краснощекая дурында, кровь, понимаешь, с молоком, танцует буги-вуги с иконой Николая Чудотоворца и застывает столбом с прижатым к груди пятого размера предметом культа на целых 158 дней в позе "Дочери советской Киргизии". Кстати, написанной соцреалистом Чуйковым примерно в ту же эпоху, что и "реальный случай", легший в основу фильма (так называемое "Стояние Зои", считающееся среди части православных чудом). Оставшуюся часть времени группа граждан в лице уполномоченного по делам религии, чекиста, попа, интеллигента-журналиста и Никиты Сергеевича Хрущева, свалившегося на самолете с неба аки ангел (или deus ex machina, как кому угодно), пытаются вывести барышню из этой жуткой позы, попутно решая проблемы в диапазоне от сугубо личных до государственных.
Звучит аппетитно, но "Чудо" — очень неудачный фильм. Небывальщина, несмотря на всю свою лубочность, жанр рафинированный, и люди, которые в этом жанре преуспели — Сергей Овчаров, Луцик с Саморядовым, тот же Юрий Мамин — точно знали, как отделять первач от продукта, от которого телу и душе не становится мучительно неловко друг за друга на следующее утро. За режиссера Прошкина становится мучительно неловко уже на 10-й минуте фильма, когда голубь-самоубийца, выпущенный явно из сверхзвуковой катапульты, пробивает навылет двойную форточку с вестью о скором чуде. Фильм, впрочем, продолжает подавать слабые надежды на благополучный исход дела вплоть до финальных титров. В первую очередь — линией Хабенского, в чьи уста Арабовым вложена пара-тройка действительно убойных реплик — но она необоснованно резко обрывается, переключаясь на линию уполномоченного по делам религий Маковецкого. Во вторую — собственно с Хрущевым, доведшим картину до полного чуда в перьях, наглядно подтверждающим, что церковь в этой стране действительно невозможно отделить от государства. Потому что с народом, который танцует буги-вуги с Николаем Чудотворцем, действительно надо что-то делать: или гнать в монастырь, или сдавать в психушку, или бить, как Никита Сергеевич, палкой по голове.
Главная проблема "Чуда" — не история, которая в правильных руках стала бы вполне живой, а неправильный выбор интонации. Впечатление, что автор "Холодного лета 53-го" и "Русского бунта" полез напролом не в свою степь. Там, где у Арабова слышен сардонический хохоток над русскими вопросами, Прошкин напускает на себя такой серьезный вид, что, право, даже не знаешь, как лучше воспринимать происходящее — как амбициозный китч про русскую духовность и некоторые ее издержки, или как еще одну после "Острова" попытку снять житие святых.
Текст: Иван Куликов, 29.06.2009 14:57:21
Ник Пауэлл, вручая Прошкину спецприз жюри за "Чудо", решил, как вежливый англичанин, продемонстрировать осведомленность в местной внутренней политике и выдал порядком озадачивший всех пассаж, что "согласно вчерашним СМИ" то ли русская православная церковь призвала всех возвращать долги, то ли русское государство приказало всем рассчитаться по долгам с духовной властью, но, как бы то ни было, Пауэллу новость показалась такой же "чудесной", как и фильм Александра Прошкина. В отличие от которого, заключил член жюри, "британские режиссеры, которые долгов не возвращают, будут точно гореть в аду".
Второй фаворит и главный (пока) фильм конкурса — "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой, у которой вновь открылась чакра, или нет — много чакр, притом в местах для этого режиссера очень и очень неожиданных. Во-первых, это фильм про детей, которые мелькали у Муратовой и раньше, но все с какими-то макабрическими намерениями подсыпать крысиный яд в чай Олегу Табакову (сыгравшему в фильме Деда Мороза), или испортить, даже не родившись, жизнь Ренате Литвиновой (сыгравшей здесь Снегуручку на паланкине). Во-вторых, это рождественская сказка, притом рассказанная каким-то отстраненным, местами просто условным языком. В третьих, превалирующей эмоцией на фильмах Муратовой всегда был не самый добрый смех над адским человеческим паноптикумом, который она знает хорошо и чувствует очень тонко.
Здесь же, много и недобро отсмеявшись, захотелось просто встать, закрыть лицо руками и выбежать из зала в слезах, отдавливая чужие ноги. Из зала, впрочем, все выходили в некотором оцепенении, а плакали, наверное, уже потом: никто не подозревал, что Муратова будет расстреливать публику не острыми сардоническими стрелами, а тяжелыми моральными императивами, тикающими где-то там, внутри, как часовая мина.
Текст: Иван Куликов, 25.06.2009 17:00:23
"Пропавший без вести" — единственный американский фильм в конкурсе и второй, после грузинского "Посредника", нуар. Но если с грузинами на предмет соответствия их жанру ясно все не окончательно, то у американца печати на справках все проставлены. Не фильм-нуар, а... нуа-нуар. С хмурым утром и несвежей головой, выслушивающей телефонную трубку с голосом заказчика: в общем, нужно-то всего ничего — проследить за каким-то парнем, путешествующим через всю страну в Лос-Анджелес. Поездами за окном. Ритуальным курением табака. Вдумчивым алкоголизмом. Фам-фаталь. И финальным чувством легкой горечи, когда концы сходятся, вроде бы, с концами.
К печатям на справку Ноа Бушел, режиссер, присовокупляет хорошенькую дозу самоиронии — вообще-то взятку, чтобы его не приняли за очередного американского арт-хаусника, свихнувшегося на родимой классике. Главного героя, вынимающего ламинированную корочку с лицензией, всю дорогу мучают вопросом "как, а частные детективы еще не вымерли?". На каждом углу требуют потушить сигарету. Заставляют купить мобильник с фотокамерой: представьте Богарта, отправляющего по мобильнику фотку пустынного хайвея из такси, где ему запретили курить, и почувствуйте разницу.
Бушел сочинил свой фильм в 2001-м, когда жил в Бруклине, читал Чандлера и ходил на "граунд-зеро" читать объявления о пропавших без вести. Обретение жанра заново рифмуется в фильме с розыском одного из таких пропавших, но Бушел идет еще дальше и показывает, что от пропавших без вести, как и от великих жанров, остаются лишь воспоминания, с которыми надо как-то жить дальше.
В Богом забытом итальянском городке, в горах, вдали от шоссе и торговых центров, в ветхом доме живут двое — одиннадцатилетний Кристиано Дзена и его безработный отец Рино, жестокий, озлобленный и сильно пьющий человек. Рино любит сына и, как умеет, воспитывает в соответствии со своим пониманием о том, каким должен быть настоящий мужчина. Они совершенно не похожи и странно смотрятся вместе, дополняя друг друга — худенький интеллигентный мальчик и его брутальный отец. Единственный человек, с которым Дзена поддерживают отношения — это слабоумный по кличке Кваттро Формаджи (Четыре сыра). Для него в целом мире есть два непререкаемых авторитета: Рино, которого он почитает и боится как отца, и порнозвезда Рамона Суперстар, в которую он страстно влюблен. Когда Кваттро Формаджи случайно видит Фабиану, девушку из школы Кристино, то принимает ее за Рамону Суперстар. Он становится буквально одержим Фабианой, и однажды ночью его наваждение влечет за собой череду фатальных событий.
По мотивам романа Никколо Амманити.
Режиссёр
Ёсихару
Асино
"С мест сообщают", как пишут на сайте одного легендарного человека.
Совсем недавно началось закрытие ММКФ, и нам уже известны победители.
Итак, в конкурсе "Перспективы" победила грузинская картина Вано Бурдули "Зона конфликта".
Приз "За вклад в мировой кинематограф" - Реваз Чхеидзе.
Лучшая женская роль - Лена Костюк ("Мелодия для шарманки").
Лучшим актером, что неудивительно, признан Владимир Ильин, сыгравший у Карена Шахназарова в "Палате № 6".
Лучший режиссер - Мариана Ченийо ("Пять дней без Норы").
Специального приза удостоилась картина Александра Прошкина "Чудо" (как говорится - ура, товарищи!).
Гран-При - "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя.
Никита Михалков по окончании церемонии вручения подвел итоги фестиваля фразой: "Не бойтесь награждать свое кино. Почему так нельзя? Можно!".
Подробности читайте в нашем дневнике.
Тремя часами раньше церемонии закрытия, состоялись пресс-конференции и
вручение призов от различных общественных организаций, работающих в
рамках фестиваля.
Приз жюри ФИПРЕССИ получила картина «Мелодия для шарманки», реж. Киры
Муратовой, с хитрой формулировкой «за виртуозное владение звуком и
смелым отображением мира отчуждения, за аутентичное изображение
нисхождения в ад двух сирот». Это не первый приз ФИПРЕССИ, полученный
Кирой Муратовой. Наряду с Андреем Тарковским, Александром Сокуровым,
Кеном Лоучем, Тео Ангелопулосом, она является фавориткой международной
критики.
Жюри ФИПРЕССИ оценило конкурс довольно высоко, в частности Беат Глур сказал, что «конкурсная программа действительно соответствует уровню фестиваля класс А, и для всех для нас было сюрпризом высокое качество картин, особенно интересны были фильмы из Восточной Европы».
Приз российской Гильдии кинокритиков «Белый слон» за лучший фильм
конкурсной программы присудили «за поиск новых художественных форм в
решении нравственных проблем» фильму «Как велит Бог», реж. Габриэле
Сальватореса.
Председатель жюри критиков Андрей Шемякин прокомментировал решение. «Поскольку мы дома, пусть нас хвалят другие», - начал он и, спохватившись, добавил, - «Тем более, если есть за что». «Присуждая свой приз, мы руководствовались соображениями поддержать поиск в области киноязыка или нащупать возможные перспективные тенденции в области развития кинематографа. Кроме того, мы искали кино, которое соответствует словам Достоевского о всемирной отзывчивости».
Критики вручили также специальные дипломы еще двум картинам - «Пропавшему без вести», реж. Ноа Бушел, как фильму, способному примирить многих, поскольку он стоит на стыке зрительского и фестивального кино и «Событию» Андрея Эшпая за «уникальный эксперимент и поиск новых форм».
Международная федерация киноклубов вручила две награды – лучший фильм
основного конкурса ММКФ «Мелодия для шарманки», реж. Кира Муратовой.
Лучший фильм российской программы – «Сумасшедшая помощь», реж. Борис
Хлебников.
Издательский дом «Коммерсантъ», являющийся в этом году информационным
спонсором фестиваля тоже вручил свой собственный диплом совместно с
журналом Weekend. «Мы выбрали фильм оригинальный, интересный, оцененный
как критиками, так и публикой. Речь идет конечно же о картине «Первый
отряд», реж. Ёсихару Асино», - сказал Андрей Плахов.