Московский кинофестиваль


ММКФ-2009: Победители

ММКФ-2009. Перед открытием.

ММКФ. День 1

ММКФ. День 2

ММКФ. День 3

ММКФ. День 4

ММКФ. День 5

ММКФ. День 6

ММКФ. День 7

ММКФ. День 8

ММКФ. День 9

ММКФ. Итоги

24 июня 2009

ММКФ. День 5

«Кислороду» Ивана Вырыпаева отчаянно не хватает кислорода – дурацкий каламбур, неизвестно откуда родившийся у меня на первых (шикарных) минутах фильма оказался пророческим. Главный вопрос, как и ожидалось, «зачем?», но теперь еще больше хочется получить на него внятный ответ. Зачем надо было делать фильм по и без того популярной отличной пьесе, каждым своим отфотошопленным кадром, каждой надписью поверх изображения, каждой монтажной склейкой кричащий, как ему неуютно в этом экранном пространстве.


Причем, Вырыпаев, молодец, сразу же начальными титрами дает понять, что полноценным х/ф «Кислород» считать не следует. Но вот идея крутить видеоперфомансы в кинотеатрах мне лично представляется сомнительной.

Перфоманс, конечно, очень интересный и содержательный и трампампам (как и пьеса, как и спектакль). Но вот сквозь фильм «Кислород» как-то слишком проглядывается эта заветная мечта Вырыпаева, стать культурным героем. Но для героя он слишком озабочен не столько идеями (напомню, правильными, живыми, остроумными), сколько тем, как и подать. И это даже не старый разговор о форме, берущей верх над содержанием, а такое парадоксальное явление, когда бесформенная форма уничтожает содержательное содержание (см. финал – от него вообще веет банальной самопародией).


Пьеса «Кислород» – возможно лучшее, что произвела на свет новая драма, скатившаяся сейчас до всех этих «Июлей», где за дурацкий текст должна одна Полина Агуреева отдуваться. Но вот попробуй вякни, что это преступление, тем более для автора, делать из лучшей пьесы последних лет любительский коллаж, тебе тут же скажут, что, мол, хватит, консервативная сука, наезжать на новые формы в искусстве.


Леонид Марантиди, 24 июня, 0.57

*


Триумфатор последних Канн, «Белая лента» Ханеке (покажут 25 июня в 22.00 в «Октябре») – такая идеальная мхатовская пьеса, в которой есть все, но отчаянно не хватает антракта. Но пьеса правда очень хорошая. Интонации Бергмана плюс обширный социальный комментарий. Только в отличие от Бергмана, и, что удивительно, впервые у Ханеке режиссеру его герои абсолютно безразличны.

Вообще страшно, что открывший новый киноязык Ханеке вслед за тем же Форманом скатывается в унылую академичность, но, похоже, все идет именно к этому. К тому же единственная черта, которая меня лично всегда раздражала в этом режиссере, здесь доведена до абсолюта – этот вот торчащий в каждом кадре ярлык «умного, очень умного, умнющего фильма». Казалось, что Михаэль Ханеке, работающий Бертраном Расселом – это прекрасно, ура, лучший фильм вообще, но вместо этого какая-то красиво оформленная тоска.

Вообще мне везет на этом фестивале с фильмами, меня никак не вдохновляющими. В смысле тут имеется обратная связь. Ведь как выходит: не нравится «Мелодия для шарманки» - бесчувственный ублюдок, не нравится «Чудо» - циничный ублюдок, не нравится «Кислород» - консервативный ублюдок. Теперь вот вышли на интернациональный уровень, и здесь все еще понятнее: не нравится «Белая лента» - ну, дурак, значит просто.


Леонид Марантиди, 24 июня, 2.07

*


Стивен Фрирз, поставивший эталонную экранизацию "Опасных связей" Шодерло Де Лакло, вновь обратился к костюмной истории. На сей раз, как и в "Белой ленте" Михаэля Ханеке, перед нами запечатлены нравы общества незадолго до начала Первой мировой войны.

"Дорогушу" объединяет с триумфальной лентой австрийца не только время, но и подача материала от автора. Правда, закадровые тексты отличаются как небо и земля. Если у Ханеке все мертво и зловеще, то у Фрирза рассказчик ведет повествование с умеренным оптимизмом и сарказмом.

Разные и истории у этих двух режиссеров. Но я не буду говорить сейчас про "Белую ленту", а немного порассуждаю на тему любви и других страстей, показанных в "Дорогуше".

Как вы помните, в "Опасных связях" жертвой интриг маркизы де Мертей и Вальмона стала госпожа де Турвель в исполнении Мишель Пфайффер. Теперь именно эта актриса воплощает в себе порок, играя Леа, в прошлом знаменитую куртизанку. Под конец своей жизни она наконец-то познала, что такое любовь, но из-за возраста, который все больше дает о себе знать, все ее хрупкое счастье в конце концов рушится...

Это если рассматривать фабулу. Но Фрирз всегда был и остается режиссером, которому удается в привлекательной форме затронуть проблемы современного ему мира. В каждом персонаже узнается знакомый тебе типаж (особенно хороша в этом плане героиня Кэти Бейтс). Ситуации также носят вневременной характер. Люди никогда не меняются, и все их страсти всегда одинаковы. А нам остается лишь удивляться, насколько мы просты в своих желаниях.

"Дорогуша" - размышление не только о превратностях любви, которой нет дела до возрастных и прочих рамок. Это взгляд на нас через призму начала двадцатого века, изучение наших не меняющихся нравов и почти видимая горькая усмешка по поводу человеческих устремлений.

И, почти как всегда, у Фрирза блестящий актерский состав, великолепная музыка (Александр Деспла) и потрясающий визуальный ряд (Дариус Хонджи). А главное, после просмотра его фильма остается ощущение тог, что ты не зря потерял время.


Макс Милиан
Хостинг от uCoz