Тему, объединяющую две заключительные картины "Кинотавра" мы сформулировали, как "фильмы о надежде на новую жизнь".
Действие картины "Скоро весна" происходит в монастырском хозяйстве, куда стекаются бомжи, бышие наркоманы, там они живут, работают, строят храм. В этой православной общине многие из них приучаются к труду и молитве. Фильм снимали под Псковом, где находится большое количество таких хозяйств. Тема весны в картине Сторожевой - это ожидание обновления, перерождения. После предыдущего фильма Веры "Путешествие с домашними животными", ставшего довольно известным и получившего много призов, ожидания от новой картины были несколько завышенными, и можно сказать, что не все они оправдались. "Скоро весна" - фильм притчевый, иносказательный, снятый в полудокументальной манере. Из большинства других конкурсных картин фильм Сторожевой отличает доброта и сердечность.
Фильм "Бубен. Барабан" Алексея
Мизгирева, дебютировавшего два года назад картиной "Кремень"
стал квинтэссенцией всей фестивальной программы, вобрав в себя черты
всех конкурсных фильмов. Это типичное "перестроечное" кино, в котором
присутствует и одинокая женщина, и плохие социальные условия, и мат, и
"ментовщина", и поиск любви, и тяжелый финал, и нехватка кислорода.
Героиня - провинциальная библиотекарша, классический образ русского
интеллигента, оказывается вывернутой наизнанку. Она ведет двойную
жизнь: днем читает пионерам в школе стихи, вечером - торгует
библиотечными книгами в поезде. Ее одиночество выглядет как
романтический поиск настоящей любви, на самом деле то, что творится у
нее внутри и вылезает наружу совершенно случайно, пугает людей.
Европейский аналог "Бубна. Барабана", первый,
который приходит в голову - "Пианистка" Ханеке,
а вообще - это не новая тема. Но интересно то, что рассказана история в
той же самой художетсвенной эстетике и тем же киноязыком, которым
пользуются сегодня Хомерики, Хлебников, Сигарев и
другие поколенческие режиссеры. Главную роль в фильме сыграла Наталья
Негода, звезда главного перестроечного фильма "Маленькая Вера".
Анализируя программу фестиваля, которая с одной стороны очень сильная в
этом году, действительно приходим к выводу, что современное российское
авторское кино выглядит по словам киноведа Александра
Шпагина как
"красивая, художественно содержательная, беспросветная чернуха".
Фантастика: у нас вдруг появилось социальное кино, режиссеры бросились
снимать, как живут люди в России, но на выходе - кино 90-х. Это знание
шокирует. Ведь нам кажется, что мы далеко ушли от этого времени, и
сегодня мы увидели на экране не наши диагнозы, но придется признать,
что это не так. Никуда мы не ушли, не продвинулись. Страхи те же, те же
сказки, нехватка любви, чистоты, самоопределения, честности. Нехватка
кислорода. Дышите глубже, Господа: вдох-выдох, бубен-барабан. Все будет
хорошо. В России снимается много интересного, проблемного, прекрасного
кино.
Спасибо тебе, Кинотавр!
Сегодня вечером состоится торжественная церемония закрытия фестиваля и награждение победителей.
Напоминаем всех участников конкурсной программы: "Кислород" Ивана Вырыпаева, "Европа-Азия" Ивана Дыховичного, "Миннесота" Андрея Прошкина, "Сказка про темноту" Николая Хомерики, "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова, "Я" Игоря Волошина, "Сынок" Ларисы Садиловой, "Волчок" Василия Сигарева, "Похороните меня за плинтусом" Сергея Снежкина, "Непрощенные" Клима Шипенко, "Скоро весна" Веры Сторожевой, "Бубен. Барабан" Алексея Мизгирева.
Следите за дневником фестиваля.
Несмотря на удачно подобранную конкурсную программу, где каждый фильм темой и оформлением как бы продолжает предыдущий, есть на «Кинотавре» и «белые вороны». Например, практически никак не вписывается в общую структуру фильм Клима Шипенко «Непрощенные».
Его представили искушенным зрителям перед блестящей адаптацией книги Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Многие критики и журналисты просто не выдержали просмотра, так как от него катастрофически пахло «американщиной».
Дело даже не в цитировании и заимствовании сюжетных ходов. Прежде всего, бросается в глаза операторская работа, выполненная в стиле «Криминального чтива». А самое главное, актеры играют не так, как всегда. Они все время акцентируют внимание на себе, и каждый перетягивает на себя одеяло. Концентрацию внимания им также обеспечивает оператор, построивший картину сплошь из крупных планов.
Сюжетно фильм напоминает, прежде всего, «Бешеных псов» (режиссер сам признается, что любит творчество Тарантино). Все разбито по новеллам (но без названий), в которых повествуется про каждого персонажа. Преступление остается за кадром, а в финале нас, разумеется, ожидает что-то вроде мексиканской дуэли. Но разбитый хронометраж и множество второстепенных персонажей мешают воспринять сюжет.
Из плюсов картины можно отметить сюжетную линию, рассказанную от первого лица – пироманьяка в исполнении Олега Долина. Хороша, как всегда, Татьяна Васильева – в роли хозяйки борделя (сразу вспоминается замечательная постановка пьесы «Трактирщица» с ее участием).
Но в остальном фильм довольно сыроват и легко предсказуем, что для жанрового кино означает провал.
Провалы провалами, а уже сегодня мы узнаем, кто же победит на фестивале.
Вчера стали известны предпочтения критиков. «Белого слона» вручат сразу двум картинам: «Кислороду» и «Волчку». Из этого можно было бы сделать вывод, что и жюри отдаст призы им же.
Но у меня на этот счет есть сомнения из-за того, что конкурсные фильмы в общем-то однородные и схожие по стилистике. Я бы отдал предпочтение произведениям Хомерики и Мизгирева, а за режиссуру обязательно отметил бы Снежкина или Сигарева. Последнему, возможно, дадут приз и за лучший дебют.
В случае же с актерами несложно предсказать, так как невозможно пройти мимо блестящих работ Виктора Сухорукова («Сынок») и Светланы Крючковой («Похороните меня за плинтусом»). Хотя среди женских ролей возможны и варианты. Например, Наталья Негода («Бубен, барабан») или Яна Троянова («Волчок»).
Насчет операторской работы также нет больших загадок. Либо Андрей Найденов («Кислород»), либо Дмитрий Яшонков («Я»). Хотя не исключены и другие варианты – это лишь мои предпочтения.
Сценарий и музыку мы, пожалуй, не будем рассматривать. Пусть хоть что-то останется для нас загадкой…
Следите за дневником фестиваля, а главное,
за его закрытием, потому как такого сильного конкурса мало кто может
припомнить.
Первыми подвела для себя итоги Кинотавра Гильдия Кинокритиков. Трудное решение о вручении "Белого слона" было принято на заседании, продолжавшемся до двух часов ночи. Каждый член Гильдии высказывал свои предпочтения, агитируя других голосовать за его фаворита. Кроме того, критики высказались об однородности всей программы фестиваля. Леонид Павлючек назвал ее "Сказки про темноту", поскольку большинство картин посвящены проблемам маленького человека в российской глубинке, его сложным взаимоотношениям со властью и друг с другом. Действительно, многие на фестивале отмечают преобладание "киноментовщины" в новом авторском кино, которая волей-неволей выражает протест против бесчеловечного отношения государства к личности.
Основными фаворитами после обсуждения стали картины "Волчок",
"Сумасшедшая помощь", "Сказки про темноту" и "Кислород".
Голосование
было очным, поименным, подсчет голосов проводили неоднократно. В итоге
голосования две картины набрали равное количество голосов - по 11 - "Волчок"
и "Кислород". Повторное
голосование решили не устраивать, поскольку многие "измученные
нарзаном" члены Гильдии стали просто расходиться. Слишком долгим и
трудным было обсуждение.
В итоге Белых слонов получат оба фильма - "Волчок" Василия Сигарева и "Кислород" Ивана Вырыпаева. В адрес этих картин было высказано огромное количество теплых слов от наших уважаемых критиков. Вырыпаева благодарили за новую эстетику, свежесть, "лабораторное исследование", поиск. Сигарева - за смелую режиссуру, честность, энергию дебюта, художественную интуицию.
Кроме того, критики прочат гран-при "Волчку" от основного жюри. Мы же
осмелимся предположить, что актерские призы увезут домой Виктор
Сухоруков за роль отца в "Сынке" и Светлана Крючкова за бабушку в
"Похороните меня за плинтусом", за сценарий будет награжден скорее
всего Александр Миндадзе, а за режиссуру Василий Сигарев. В этом году
прогнозы делать особенно сложно, потому что многие работы выглядят
равновеликими и по содержанию, и по форме, киноязыку.