Каждый новый день "Кинотавра" посвящен отдельной теме. Сначала нам поведали об особенностях национального менталитета ("Кислород", "Европа-Азия"). Затем вспомнили про человеческие взаимотношения ("Сказка про темноту", "Миннесота"). А сегодня разговор зашел о разнообразных формах безумия.
Первая картина дня - "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова - сразу раставляет акценты. Хотя поначалу кажется, что тебе показывают телевизионную реконструкцию событий из передачи "Жди меня" (и это не единственная картина, вызвавшая у меня такие ассоциации).
Приезжает белорус в Москву на подработку, а там его ждет теплый прием: избили, обобрали, обогрели и даже сперли ботинки. Натянув на ноги пакеты, мужик прячется в строящемся ларьке, что в подземном переходе, где его и находит городской сумасшедший. С этого момента трагическое полностью перемешивается с комическим, и перед нами мелькает ряд смешных и абсурдных сцен: то эта парочка женщину пострижет, то они пытаются попасть в домик для уток в пруду.
Все меняется, когда появляется дочка безумца. Она объясняет гастарбайтеру, что ее папа болен, и за ним нужен присмотр. Но это лишь усугубляет трагедию, к которой все действие впрочем и стремится.
Фильм хорош тем, что в нем много ярких второстепенных персонажей. Черневич в роли озабоченного своей карьерой и по-настоящему безумного мента. Его коллег играют Емшанов и Яценко. Михалкова на редкость удачно попала в свою роль.
Но нельзя сказать, что "Сумасшедшая помощь" удалась на все сто. Для манифеста времени он слишком прост. Для развлечения не хватает эмоций и действия. Хотя ни к сценарию, ни к режиссеру, ни к актерам нет никаких претензий.
Наверно, причина в том, что от Хлебникова ждут очередное "Свободное плавание" или "Коктебель". А он пытается нащупать свою тему...
Безумие - не совсем его стезя, но за юмор и очарование ему большое спасибо.
Вторая картина - "Я" Игоря Волошина - уже полностью, можно сказать, погружена в мир безумцев - наркоманов и наркодилеров.
Действие разворачивается в психбольнице, где главный герой, сыгранный Артуром Смольяниновым, пытается "откосить" от армии. Он вспоминает свою жизнь, своих друзей, свои поступки, а в конце, как и у Дэнни Бойла, отправляется в новую жизнь.
Как всегда, у Волошина художник - главное звено. Яркие костюмы, живописные кадры, потрясающая картинка (особенно в финале, где демонстрируется "пыль времени"). Но за избыточной формой всего лишь одна мысль - я выжил, а они нет. Т.е. нам не показывают жизнь, а всего лишь смутное воспоминание о ней. Да и жизнь ли это вообще. Скорее это бред главного героя.
Реальность перемешалась в выдумкой, и в результате мы уже не знаем, какие чувства надо нам испытывать...
Более подробно об этих фильмах читайте в будущем - у обоих прокатная
судьба планируется неплохая, а пока следите за дневником
фестиваля.