КИНОТАВР

Режиссёры, представленные на Кинотавре  и их кино.

Победители и Призы

Кинотавр-2009 / День первый / Открытие

Кинотавр-2009 / День второй / Конкурс / "Кислород" и "Европа-Азия"

Кинотавр-2009 / День третий / Пресс-конференции фильмов "Европа-Азия" и "Кислород"

Кинотавр-2009 / День четвертый / Конкурс / "Сумасшедшая помощь" и "Я"

Кинотавр-2009 / День пятый

Кинотавр-2009 / День шестой

Кинотавр-2009 / День седьмой, предпоследний / Конкурс

Кинотавр-2009 / День восьмой / Закрытие

8.06

08:00 Пляж
Йога

12:00 ККЗ «Жемчужина»
Презентация программы «Россия вне России» с участием киноведа Натальи Нусиновой и журналиста Патрика Каменки

12:30 Россия вне России
ККЗ «Жемчужина»
УЖАСНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ,
реж. Яков Протазанов, Франция, 1920 (63 мин.)

14:00 Зал «Под люстрой»
Пресс-конференция фильма «Короткое замыкание»

14:30 Показ фильмов-финалистов конкурса «Город РР»
Зимний театр
НАБЛЮДАТЕЛЬ, реж. Андрей Загидуллин (11 мин.)
ТОПОРЫ В БАТОНАХ, реж. Михаил Местецкий (3 мин.)
ЧЕМ ВАМ ПОМОЧЬ?, реж. Надежда Горохова (23 мин.)

15:30 Конкурс. Короткий метр.
Зимний театр
УЛЫБКА БУДДЫ, реж. Баир Дышенов (20 мин.)
АРГЕНТИНА. ИНТЕРВЬЮ С МЕРТВЫМ НАРКОДИЛЛЕРОМ,
реж. Михаил Марескин (35 мин.)
ОЧНАЯ СТАВКА, реж. Игорь Хомский (18 мин.)
БОБО, реж. Азиз Сатторов (27 мин.)

16:00 Россия вне России
ККЗ «Жемчужина»
ДИТЯ КАРНАВАЛА, реж. Иван Мозжухин, Франция, 1921 (39 мин.)

17:00 Россия вне России
ККЗ «Жемчужина»
КИН, ИЛИ ГЕНИЙ И БЕСПУТСТВО,
реж. Александр Волков, Франция, 1923 (70 мин.)

17:00 Кинопробы
Зимний театр (фойе)
Мастер-класс кинорежиссера Александра Прошкина

18:00 Конкурс
Зимний театр
КИСЛОРОД, реж. Иван Вырыпаев, Россия, 2009 (75 мин.)

21:00 Конкурс
Зимний театр
ЕВРОПА-АЗИЯ, реж. Иван Дыховичный, Россия, 2008 (90 мин.)

21:30 Театральная площадь
Концерт. Дмитрий Колдун

22:30 Кино на площади
Театральная площадь
ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ 2,
реж. Максим Пежемский, Россия, 2008 (99 мин.)

23:00 Летняя эйфория
Зимний театр
2-АССА-2, реж. Сергей Соловьев, Россия, 2009 (112 мин.)

23:30 Пляж
DJ SESTRA (LOW BUDGET FAMILY)

00:30 «Мосфильму» 85, и он смеется
Театральная площадь
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ, реж. Михаил Калатозов, СССР, 1954 (102 мин.)

02:00 «Мосфильму» 85, и он смеется
Театральная площадь
ПЕС БАРБОС И НЕОБЫЧНЫЙ КРОСС,
реж. Леонид Гайдай, СССР, 1961 (10 мин.)

Журнал «Огонёк»   № 4 (5082) от 08.06.2009 
Фильм «Кислород» Ивана Вырыпаева — слепок с его знаменитой одноименной пьесы, которая взорвала русский театр в начале 2000-х
Фото: www.kinopoisk.ru


Юбилейный "Кинотавр" окончательно закрепил разрыв между молодым и старшим поколением в российском кино: на Московском кинофестивале теперь просто почетно, а в Сочи — еще и интересно

Нынешняя конкурсная программа 20-го, юбилейного кинофестиваля "Кинотавр" (с 7 по 14 июня) — последняя предкризисная. Большинство фильмов запущено и снято еще до того, как стало понятно: денег на кино в стране стало гораздо меньше. Впрочем, фильмы, попадавшие в последние годы на "Кинотавр", как правило, к большим частным деньгам отношения не имели. Это были картины со скромным бюджетом и без амбиций завоевания широкой публики. Ведь пока в стране не хватает экранов, а на имеющихся 1700 (вместо как минимум 3000, которые необходимы для нормального проката) один блокбастер сменяет другой, место артхаусу — в "Закрытом показе" на Первом.

Нельзя, конечно, сказать, что частные деньги совсем уже не интересуются такого рода кинематографом. Без государственного участия снимались фильмы студии "ВВП-альянс": "Скажи Лео" Леонида Рыбакова, представленный в программе прошлого "Кинотавра", и "Я" Игоря Волошина — в нынешней (продюсер обоих — Анна Михалкова), частные деньги вложены в "Европу—Азию" Ивана Дыховичного (конкурс "Кинотавра-2009"), но это скорее исключение. До последнего времени государство финансировало до 90 процентов картин, выходящих в стране, огромное количество картин исчезали бесследно, не дойдя ни до публики, ни до критики; некоторые добирались до экранов, но, выдержав один-два сеанса, исчезали из поля зрения.

Отборочная комиссия "Кинотавра" в этом году отсмотрела 62 фильма и выбрала 10. Конкурсная программа грозит оказаться сильной и свидетельствующей о том, что в отрасли начала складываться хоть сколько-то похожая на структуру система производства. В конкурсе есть, например, целых три картины от одного продюсера — Романа Борисевича. Его студия называется "Коктебель" — по имени фильма, принесшего в 2003 году первый успех его продюсеру и двум молодым режиссерам — Борису Хлебникову и Алексею Попогребскому. После "Коктебеля" Хлебников сделал "Свободное плавание" (приз за режиссуру "Кинотавра-2006"), а Попогребский — "Простые вещи" (главный приз "Кинотавра-2007"). То, что в кризис Борисевич фактически удвоил производство, казалось чистой воды безумием. Но вот результат: Борисевич поддержал Николая Хомерики со "Сказкой про темноту", а уже через несколько месяцев картина сорвала аплодисменты в "Особом взгляде" Каннского фестиваля. Предложил дебютировать в кино известному театральному драматургу Василию Сигареву — и тот снял картину "Волчок", историю мучительной любви матери и дочери, которая обещает стать одним из главных открытий нынешнего "Кинотавра". Пока совершенно неизвестная широкой публике исполнительница главной роли — театральная актриса из Свердловска Яна Троянова, полагаю, станет настоящей сенсацией фестиваля. Как и Алиса Хазанова из "Сказки про темноту".

Будет на "Кинотавре" и уже показанная на Берлинале "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова — история белорусского гастарбайтера (Евгений Сытый) и свихнувшегося московского инженера (Сергей Дрейден), вознамерившихся спасти человечество в одном отдельно взятом микрорайоне. В фильме место действия не обозначено, но в сценарии было четко указано — Царицыно, а один из персонажей "Сумасшедшей помощи" — свихнувшийся милиционер, убийца мирных граждан....

Хомерики, Хлебников, Сигарев плюс Иван Вырыпаев, который покажет в Сочи киноверсию своего "Кислорода", Андрей Прошкин с фильмом "Миннесота" по сценарию Александра Миндадзе, Алексей Мизгирев с картиной "Бубен, барабан", где после многолетнего перерыва главную роль сыграла Наталья Негода, Игорь Волошин со своим автобиографическим фильмом "Я" — примерно ровесники, им за тридцать. Именно это поколение и составляет в последние несколько лет основу "Кинотавра". Более того, как полагает программный директор фестиваля Ситора Алиева, "Кинотавром" оно и выращено. Из двадцатилетних в программе — сценарист и режиссер Клим Шипенко с триллером "Непрощенные". Из тех, кому за пятьдесят, — Иван Дыховичный с "Европой — Азией" по сценарию братьев Пресняковых и Сергей Снежкин с фильмом "Похороните меня за плинтусом". Вообще же младшие и старшие в этом году четко разделились: первые отправились на "Кинотавр", а вторые — на Московский международный, который начнется 19 июня, то есть ровно через пять дней после того, как раздадут призы в Сочи.

Лариса Юсипова
8 июня 2009

Кинотавр-2009 / День второй / Конкурс / "Кислород" и "Европа-Азия"

Второй день на «Кинотавре» ознаменовался весьма спорными, но во многом перекликающимися с реалиями нашей жизни фильмами.

Начав с «Кислорода» Ивана Вырыпаева, киносмотр поздно вечером жестко «добил» журналистов новой картиной Ивана Дыховичного «Европа-Азия», чье завершение с облегчением дождались самые стойкие. Но были и те, кто не выдержал этого «зрелища», несмотря на безусловно талантливый текст братьев Пресняковых.

Причина такого восприятия заключается в неправильном подходе к материалу. Абсурд сценария Дыховичный превратил в повторяющийся раз за разом балаган, чьи темы – водка, надувательство, секс, местоположение России на карте мира – уже настолько избиты и растасканы по более талантливым фильмам, что уже можно было бы поставить на этом жирную точку. Но режиссер рискнул и сам же увяз в мельтешении лиц и кадров.

Все цитаты из кино и литературы страдают крайней неуместностью и лишены своего взгляда на материал. Конечно, понятно стремление быть лучше «балаганного» гения Эмира Кустурицы, но если режиссеру изменяет вкус, то стоило бы передать эту идею кому-нибудь более чуткому и уверенному.

И все-таки не все так плохо.

Есть и удачные моменты. Виталий Хаев вернулся к образу, прославившему его после «Изображая жертву». Порой и Татьяна Лазарева выглядела по-настоящему гениально – жаль только, что мало с ней таких сцен. Нет претензий и к Шнуру, который полностью адаптировал к нашей действительности стиль Горана Бреговича.

Но в остальном… Ей-богу, можно было обойтись и без «Матрицы», и без Собчак, и без «Элвиса» - фальшивого героя Ивана Урганта. Да и сказочные элементы смотрелись на редкость дико.

Как сказал мне коллега после просмотра, «Дыховичному лучше заниматься фестивалем «Завтра» - это у него получается на порядок выше».

«Кислород», открывший конкурсную программу, также следует воспринять, как желание успеть за постоянно меняющимися событиями.

Несмотря на универсальность языка и темы, различные стили и жанры, а также виды изображения (вместе с игровым использованы анимация, документальные кадры и видеоарт), фильм неровный и перегруженный (а он идет всего 70 минут!).

Чувствуется, что режиссеру хотелось рассказать обо всем и сразу, но ему не хватило ни средств, ни времени. Поэтому сложилось впечатление мешанины, нелогичности и, как ни странно это звучит, недосказанности. И каждый, кто посмотрел фильм, не сразу понимает, о чем он.

Но в этом случае как раз все понятно, так как картина начинается с оглавления, где перечислены десять музыкальных композиций. Т.е. Вырыпаев переложил на современный лад заповеди Моисея. В каждом треке нам рассказывается про отдельно взятый грех, но при этом текст перенасыщен цитатами из других книг Библии и простыми житейскими фразами.

Фильм труден для восприятия не только из-за подачи изображения, но и актерской игры. Филимонов и Грушка читают свой текст речитативом, да еще под музыку таких композиторов, как Гайнуллин. И, в принципе, мы смотрим спектакль двух актеров, что отчасти так и есть. Ведь «Кислород» сначала появился в виде театральной постановки в театре «Практика».

Правда, фильм не настолько мрачный, как может показаться из моего обзора. Нашлось место и юмору. Например, очень смешная получилась рекламная пауза про «сушеные грибы из Санкт-Петербурга».

Как вы поняли, я отдаю предпочтение именно Вырыпаеву за его стремление как художника показать мир, который нам, может, и известен, но не под таким углом зрения. Дыховичному же действительно следует сконцентрировать внимание на своем детище – московском фестивале «Завтра».

Следите за дневником фестиваля!

Макс Милиан

Кинотавр-2009 / День второй

14.00.

Первая пресс-конференция фестиваля, посвященная фильму открытия, альманаху «Короткое замыкание» прошла в довольно нервной обстановке. В зале «Под люстрой» за круглым столом отвечали на вопросы продюсер фильма Сабина Еремеева и трое из пяти режиссеров – Хлебников, Буслов и Герман. Нельзя сказать, что журналисты задавали доброжелательные вопросы, часть вопросов нельзя было даже назвать умными: «Какова сверхзадача?», «Почему ваш фильм, тема которого «любовь», на самом деле ничего не говорит о любви?» «Неужели современное поколение такое пустое и им нечего сказать?», «В современном мире утрачено понятие любви, которая созидает, зачем вы это показываете?», «Почему в вашем фильме все так безнадежно?» «Считаете ли вы, что ваш фильм достоин быть фильмом открытия? Все-таки хотелось чего-то помасштабнее». Режиссеры, поначалу сдержанно пытавшиеся прояснить свои задачи, смысл проекта (который, конечно, заключается в том, что самые талантливые собрались вместе и дружно и легко сделали отличный фильм), под конец совсем рассвирепели. Хлебников констатировал, что «никакого негатива в фильме нет, то, что вы говорите – полная фигня», Герман посоветовал: «Если вы хотите более позитивной вселенной, смотрите канал Бибигон». Сабина Еремеева же вынесла недовольным диагноз: «Если вам не понравился этот альманах, то скорее всего вам не понравится весь Кинотавр».

Хочется сказать, что полностью поддерживаю съемочную группу. Ужасно неприятно и стыдно, когда так называемые журналисты «кидают предъявы» не по существу, а режиссерам приходится оправдываться, хотя оправдываться не в чем.

Тема альманаха – высказывание о любви молодых известных режиссеров, представителей одного поколения. Так уж получилось, что все фильмы объединены героями, которые испытывают сильные эмоции, но не могут выразить их словами. Невозможность высказать любовь, подобрать нужные слова показывает на преобладание чувств над разумом, а никак не на отсутствие чувств.

«Кино не может быть с положительным или с отрицательным зарядом. Оно может быть либо кино, либо не кино», - сказал в заключении Алексей Герман.

Один из немногих разумных и интересных вопросов звучал следующим образом: «Отдавали ли вы себе отчет в том, что ваши фильмы будут сравнивать, и кто-то окажется лучше, а кто-то хуже? Не боитесь ли вы конкурировать друг с другом?»

На это вопрос также ответил Алексей Герман: «Разумеется, в художественном забеге на дальние и ближние дистанции очень важно, кто победил. Конечно, каждый хотел сделать лучше, чем другие – это правда. При этом важно то, что удалось сделать такой фильм, в котором каждый зритель найдет что-то для себя – не в той, так в другой короткометражке».

15.30.

Алексей Герман убежал судить конкурс короткометражных фильмов (он – председатель жюри) страшно расстроенный. Я тоже пошла смотреть короткий метр, кино, которого нигде, кроме как на фестивалях. не увидишь. Перед конкурсными картинами показывали фильмы конкурса «Город РР», проводимого «Русским Репортером». Эти картины молодых режиссеров из провинции, объединенные темой жизни человека в условиях урбанистической среды. Качество работ соответствует ВГИКу, было любопытно посмотреть работы из Красноярска, Челябинска.

Конкурсных фильмов сегодня показывали четыре. «Улыбка Будды» бурятского режиссера Баира Дышенова с кошмарным звуком (картины показывали с DVD, наверное, этим объясняется плохое качество) – трогательная картина про мальчика, который возжелал конфету из корзиночки домашнего Будды. «Аргентина. Интервью с мертвым наркодиллером» Михаила Марескина - фильм о том, что быть наркодиллером плохо. «Очную ставку» Игоря Хомского по рассказу Василя Быкова мы смотрели на ВГИКовском фестивале, он и тогда произвел впечатление, хотя скорее лента напоминает эпизод полнометражного фильма о войне. И последняя работа – «Бобо» режиссера Азиза Сатторова, картина о первой любви сборщиков хлопка, снятая в духе Гуки Омаровой (она как раз является одним из членов жюри короткого метра). Всего в конкурсе фестиваля 16 короткометражек, которые будут показывать еще два дня.

17.00.

Состоялся небольшой мастер-класс Александра Прошкина, который говорил о своем опыте экранизаций, о своих отношениях с литературой, о том, что иллюстрация прозы – не искусство, а выношенное дитя. Режиссер рассказал о выборе натуры, о работе с актерами, насколько работа актера в кино принципиально отличается от работы в театре. Мастера пришло послушать несколько десятков человек, включая режиссера Бориса Хлебникова. Удивительное внутреннее достоинство, ум, тонкое психологическое чутье и спокойствие Прошкина подкупили аудиторию. К сожалению, поговорить толком не успели, время беседы с умным человеком всегда бежит быстро. Но все равно здорово, спасибо "Кинотавру" за возможность взглянуть в лица людей, чье кино мы хотим смотреть. Новый фильм Александра Прошкина «Чудо» по сценарию Юрия Арабова будет показан в конкурсной программе Московского Международного фестиваля через пару недель.


Вечером прошел показ двух конкурсных фильмов, а совсем поздно открылась "Летняя Эйфория" фильмом "2-Асса-2".

Следите за дневником фестиваля!

Екатерина Визгалова

Хостинг от uCoz