На шестой день Кинотавра, все гости и участники фестиваля уже заметно подустали. Отчасти виной тому прошедшая накануне вечеринка "Книга Мастеров", на которой алкогольная составляющая была довольно высока. В то же время, смотреть авторское кино в таком количестве - испытание похлеще алкоголя. Фильмы очень сильные, преимущественно тяжелые по содержанию, сложные по форме. Хочется что-нибудь легкого наконец-то. Некоторые из нас (не я) уже "заходятся" в предвкушении "Трансформеров", а некоторые (я) вчера впервые ушли с половины конкурсного фильма.
Даже на круглом столе журнала "Искусство кино", посвященному проблеме кризиса в кино, все в итоге длительной дискуссии пришли к выводу, что в нашей стране не хватает в первую очередь массового кино, мейнстрима. И только мейнстрим может быть тем "паровозом", который выведет из ямы авторское кино. Вот, когда надо было показывать "Европу-Азию", а не в первый конкурсный день.
Тем не менее, фестиваль продолжается. На пресс-конференции фильма "Волчок" на вопросы ответил сценарист и режиссер фильма и исполнительница главной роли Яна Троянова. Напомню, что фильм посвящен непростым взаимоотношениям безымянных матери и ее семилетней дочери. Василий Сигарев
Есть ли у этой истории какой-то прототип?
Да, прототип есть, это Яна Троянова, исполнительница роли матери. Ее детские ощущения, которые она мне рассказала, сподвигли меня написать эту историю.
Расскажите, как вы нашли девочку и как с ней работали.
Девочку найти было сложно. Год поиска, пять тысяч девочек. Сначала мы искали по детским домам, ходили в детские театры на представления и на елки. Но потом появилась вдруг Полина Плучек. Она правнучка известного , но на тот момент, уверяю вас, мы про это не знали. Как я с ней работал? Я вообще не умею работать с детьми. Но с ней и не надо было работать. Я просто давал какие-то установки, и она все выполняла, что надо. режиссера
Вопрос Яне Трояновой: Все большие актеры ищут оправдание
героям, которых они играют. Вы нашли что-нибудь?
Яна: Да, Это женщина, которая ищет любви. Мы ведь по природе своей такие эгоисты. А тут девочка к ней прицепилась. И она очень честно ей говорит: Что ты от меня хочешь? Я оправдываю ее за эту честность. Лучше жить так, но честно, чем так лицемерно, как папа в фильме «Сынок».
Василий: Мне кажется, что показывать идеальных героев – это всегда лживо. И неправильно делать кино о любви.
Кто оператор картины?
Алексей Арсентьев, дебютант. Мне показалось, что для этой истории нужна первозданная чистота. У нас было из кого выбирать, но я решил оставить Арсентьева, я рад, что его работа вам понравилась.
Почему именно эта пьеса выбрана вами для вашего кинодебюта?
Это не пьеса, это сценарий, я специально написал ее для кино, специально для того, чтобы Яна снялась.
Яна, вы очень реалистично играете, где вы это подсмотрели?
Яна: Меня часто спрашивают, где я набралась, где черпала. Эта героиня – не я, но я черпала у себя. Я считаю, что кино для того и существует, чтобы срывать маски. В кино надо обнажаться. Страшно было, это же признание. Я вынашивала эту роль два года. Когда я пыталась взять что-то у своих подруг, получалось не то. Так что это все мои темные стороны.
Какой вы ждете зрительской реакции?
Я никогда не жду реакции, этот фильм я делал для себя и Яны. Это Рома (продюсер ) должен ждать реакции, а мне хоть кол на голове теши. Роман Борисевич
Изменил ли этот фильм вас?
Яна: Я поняла, что надо слышать своих детей. Я не слышала своего сына.
У этих девочек на самом деле в жизни все благополучно?
Да
Ну, слава Богу!
Какой будет ваш следующий проект?
Это будет многофигурная история, она будет запущена, как только кризис минует и когда я разрожусь сценарием.
Вторая пресс-коференция, посвященная фильму "Сынок" получилась очень теплая, и чуть не превратилась
в женские посиделки с обменом опытом воспитания детей. Ларисы
Садиловойв какой-то момент не выдержал: "У нас тут
родительское собрание или мы кино обсуждаем?". А все потому, что Виктор
Матизен "Сынок"
- это драма, которая в какой-то степени про каждого. Если не все были в
роли родителей, то уж в роли детей все себя помнят. Взаимоотношения
между поколениями, патологическая любовь, которая "напрягает", или даже
калечит, отсутствие взаимопонимания между самыми близкими людьми,
трагедия отца-одиночки - таких важных тем касается в своем фильме . Лариса
Садидова
"Я чувствую себя немножко изгоем на фестивале, потому что мы сняли такое доброе кино, понятное и простое. Я очень хотела снять фильм, который будет смотреть зритель", - сказала Лариса, когда начали задавать вопросы.
, блистательно сыгравший роль отца, успокоил ее: "Лариса, не надо оправдываться. Тут сидят люди, обожравшиеся искусством. Не надо их удивлять, я считаю. Надо только иногда что-то делать, чтобы показать, что ты жива-здорова". Виктор Сухоруков
Виктор, вы играли монархов, царей, высокопоставленных лиц, как
вы согласились на роль такого простого человека, тишайшего, никчемного
мужчины?
С удовольствием согласился, потому что никогда раньше я такие роли не играл. Мой персонаж - сгусток комплексов неполноценности. Он хочет быть всем - мамой, папой, бабушкой, дедушкой, а в итоге он никакой. Этого мужичонку я чуть-чуть играл в фильме Ренаты Литвиновой "Богиня", там она не дала мне развернуться. Когда я прочитал сценарий "Сынка", я подумал, а потащу как я сюда его.
Лариса, где вы снимали этот фильм?
Я с радостью отвечу на этот вопрос. Это город Трубчевск в
Брянской области. Там живут удивительные, очень хорошие люди. Они очень
бедно живут, но они такие спокойные и приветливые. Никакой агрессии к
москвичам, они нам очень помогали и снялись у нас в качестве
непрофессиональных актеров. Директор колледжа - это настоящий директор
колледжа, школьники - это студенты местного колледжа, которые там
тусовались, и главный герой наш, Олег Фроленков, тоже
оттуда. Возможно, фильм получился именно потому, что там есть живые
люди.
Удивительно, каким образом все составляющие Кинотавра органично рифмуются друг с другом. Почти во всех картинах ругаются матом, почти во всех есть образы плохих милиционеров, темы фильмов словно перекликаются между собой: безумие - безумная, патологическая любовь - невозможность высказать любовь -одиночество - поиск любви - поиск границ дозволенного - поиска границ вообще. Когда сердце настраивается воспринимать такие рифмы, начинаешь замечать самые уникальные совпадения. Так, музыкальная композиция "Ярмарки краски", исполненная на открытии фестиваля певицей , неожиданно обнаружилась в фильме Мириам Сехон Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" с привычной нам мелодией, но на румынском (должно быть) языке.
Премьера "Похороните меня.." собрала
самое большое количество зрителей за все время Кинотавра. На премьере
присутствовали актеры , Светлана
Крючкова, Алексей
Петренко. Мария
Шукшинавыступила с юмором: "Нам было очень сложно,
потому что вся Россия читала Светлана
Крючкова ,
и каждый знает, как надо было делать этот фильм. Так что, если фильм
гениальный, то это мы, а если плохой - то это режиссер виноват". Санаева
Действительно, повесть ,
по которой снят одноименный фильм (в титрах значится "по мотивам")
является любимой для многих, поэтому некоторые опасения лично я
испытывала перед просмотром, боялась фальши. Фильм оказался отличным.
Получилось все: и трагедия, и юмор, и патология, и любовь. Есть ряд
существенных отличий от оригинала - изменен финал, внимание
акцентировано на бабушке, а не на мальчике, фигура матери не так
возвышена и очаровательна. Очевидно, что картина не является частной
историей жизни семьи Павла
Санаева,
а несколько другой историей. Можно задаваться вопросом, зачем режиссеру
понадобилось менять акценты, но к качеству фильма - никаких претензий. Санаевых
В фильме все основано на игре мощных актеров - , Крючковой, Петренко, Шукшиной, однако гениальны не только артисты. Работа художников-постановщиков уникальна, они воссоздали досконально атмосферу Москвы восьмидесятых и абсолютно детально изобразили квартиру народного артиста на Аэропорте в те времена. Воробьева
Уверена, что картину посмотрит огромное количество зрителей, и она потрясет многих.
Пресс-конференция фильма прошла в форме довольно жесткого диалога.
сразу занял оборонительную позицию по отношению к собравшимся
журналистам и критикам. Возможно, он и в жизни человек не простой, это
случается среди режиссеров. Не смотря ни на что, из беседы с режиссером
и актерами удалось узнать о картине интересные подробности. Сергей
Снежкин
Вы изменили финал. У вас получилось, что героиня отвоевала
ребенка. Это принципиальное расхождение - мать становится второй
бабушкой.
Знаете такую песню "Ничто на земле не проходит бесследно?" Это эстафета.
В книге показано детство героя как ад, эпицентром которого
является бабушка. Но тем не менее, когда бабушка умирает, мальчик
понимает, как сильно ее любил. Почему это отброшено? И как отнесся
Павел Санаев к вашему фильму?
Это вопрос к Санаеву. Книга написана про мальчика, а я снимал про бабушку. Мы не документалисты, это другая история, а не история Санаевых. Мальчик - только повод, чтобы рассказать про бабушку. На самом деле я снимал фильм про Ответственность.
:
Мне
очень хотелось, чтобы снимали кино не только про бабушку, но и про
дедушку. И поэтому я ходил и все время зудел, хотел, чтобы кто-то
пожалел этого мальчика. Но режиссер сказал "Нет". И мы скрепя сердце с
ним согласились. Петренко
Вопрос американской журналистки: Как защитить
ребенка от травмирования во время съемки?
Кино - вещь невероятно жесткая, и я заботился не только о ребенке, но и о всей съемочной группе. У нас был врач, детский психолог, отдельное питание, отдельное помещение для ребенка. Хотя слом психологии, безусловно, был.
: С ребенком были хорошие отношения, мне режиссер даже говорил "отйди от ребенка, не проявляй прилюдно любовь, он должен тебя ненавидеть". Однако, мальчик этот неблагополучный, у него более жесткая жизнь в реальности, чем в нашем фильме. Крючкова
Мальчик играл или просто не мог иначе?
Наверное, играл. Он другой - замкнутый как устрица, хитрый. На эту роль мы пробовали около 400 детей. Я понял, как надо с детьми работать - также, как с Петренко и с Крючковой. Очень жестко, также как и со взрослыми.
Вопрос : : Что вам дало общение с этим
мальчиком? Что вы для себя вынесли как женщина, как актриса? Светлане
Крючковой
Мне 60 лет почти, я прожила долгую жизнь, от мальчика этого я ничего нового, конечно, не узнала. Но я благодарна за то, что мне Сергей Олегович дал сыграть такую сложную роль. Я так вжилась в нее, что устала, и хочу поскорее забыть эту бабушку.
Светлана, вы сыграли патологию по наитию или советовались с
врачами?
Как я уже сказала, я прожила долгую интересную жизнь и очень много видела. Когда я играла, я не думала, как я говорю, я думала что я говорю.
Вопрос финской журналистки: У нас не очень
много российских фильмов выходит, и я была шокирована сценой, когда
бабушка ставит сама внуку клизму. У нас такое невозможно, для этого
есть специальные поликлиники и врачи. Это сцена из книги?
Это из книги. И из жизни.