На шестой день Кинотавра, все гости и участники фестиваля уже заметно подустали. Отчасти виной тому прошедшая накануне вечеринка "Книга Мастеров", на которой алкогольная составляющая была довольно высока. В то же время, смотреть авторское кино в таком количестве - испытание похлеще алкоголя. Фильмы очень сильные, преимущественно тяжелые по содержанию, сложные по форме. Хочется что-нибудь легкого наконец-то. Некоторые из нас (не я) уже "заходятся" в предвкушении "Трансформеров", а некоторые (я) вчера впервые ушли с половины конкурсного фильма.
Даже на круглом столе журнала "Искусство кино", посвященному проблеме кризиса в кино, все в итоге длительной дискуссии пришли к выводу, что в нашей стране не хватает в первую очередь массового кино, мейнстрима. И только мейнстрим может быть тем "паровозом", который выведет из ямы авторское кино. Вот, когда надо было показывать "Европу-Азию", а не в первый конкурсный день.
Тем не менее, фестиваль продолжается. На пресс-конференции фильма "Волчок" на вопросы ответил сценарист и режиссер фильма Василий Сигарев и исполнительница главной роли Яна Троянова. Напомню, что фильм посвящен непростым взаимоотношениям безымянных матери и ее семилетней дочери.
Есть ли у этой истории какой-то прототип?
Да, прототип есть, это Яна Троянова, исполнительница роли матери. Ее детские ощущения, которые она мне рассказала, сподвигли меня написать эту историю.
Расскажите, как вы нашли девочку и как с ней работали.
Девочку найти было сложно. Год поиска, пять тысяч девочек. Сначала мы искали по детским домам, ходили в детские театры на представления и на елки. Но потом появилась вдруг Полина Плучек. Она правнучка известного режиссера, но на тот момент, уверяю вас, мы про это не знали. Как я с ней работал? Я вообще не умею работать с детьми. Но с ней и не надо было работать. Я просто давал какие-то установки, и она все выполняла, что надо.
Вопрос Яне Трояновой: Все большие актеры ищут оправдание
героям, которых они играют. Вы нашли что-нибудь?
Яна: Да, Это женщина, которая ищет любви. Мы ведь по природе своей такие эгоисты. А тут девочка к ней прицепилась. И она очень честно ей говорит: Что ты от меня хочешь? Я оправдываю ее за эту честность. Лучше жить так, но честно, чем так лицемерно, как папа в фильме «Сынок».
Василий: Мне кажется, что показывать идеальных героев – это всегда лживо. И неправильно делать кино о любви.
Кто оператор картины?
Алексей Арсентьев, дебютант. Мне показалось, что для этой истории нужна первозданная чистота. У нас было из кого выбирать, но я решил оставить Арсентьева, я рад, что его работа вам понравилась.
Почему именно эта пьеса выбрана вами для вашего кинодебюта?
Это не пьеса, это сценарий, я специально написал ее для кино, специально для того, чтобы Яна снялась.
Яна, вы очень реалистично играете, где вы это подсмотрели?
Яна: Меня часто спрашивают, где я набралась, где черпала. Эта героиня – не я, но я черпала у себя. Я считаю, что кино для того и существует, чтобы срывать маски. В кино надо обнажаться. Страшно было, это же признание. Я вынашивала эту роль два года. Когда я пыталась взять что-то у своих подруг, получалось не то. Так что это все мои темные стороны.
Какой вы ждете зрительской реакции?
Я никогда не жду реакции, этот фильм я делал для себя и Яны. Это Рома (продюсер Роман Борисевич) должен ждать реакции, а мне хоть кол на голове теши.
Изменил ли этот фильм вас?
Яна: Я поняла, что надо слышать своих детей. Я не слышала своего сына.
У этих девочек на самом деле в жизни все благополучно?
Да
Ну, слава Богу!
Какой будет ваш следующий проект?
Это будет многофигурная история, она будет запущена, как только кризис минует и когда я разрожусь сценарием.
Вторая пресс-коференция, посвященная фильму "Сынок" Ларисы
Садиловой получилась очень теплая, и чуть не превратилась
в женские посиделки с обменом опытом воспитания детей. Виктор
Матизен в какой-то момент не выдержал: "У нас тут
родительское собрание или мы кино обсуждаем?". А все потому, что "Сынок"
- это драма, которая в какой-то степени про каждого. Если не все были в
роли родителей, то уж в роли детей все себя помнят. Взаимоотношения
между поколениями, патологическая любовь, которая "напрягает", или даже
калечит, отсутствие взаимопонимания между самыми близкими людьми,
трагедия отца-одиночки - таких важных тем касается в своем фильме Лариса
Садидова.
"Я чувствую себя немножко изгоем на фестивале, потому что мы сняли такое доброе кино, понятное и простое. Я очень хотела снять фильм, который будет смотреть зритель", - сказала Лариса, когда начали задавать вопросы.
Виктор Сухоруков, блистательно сыгравший роль отца, успокоил ее: "Лариса, не надо оправдываться. Тут сидят люди, обожравшиеся искусством. Не надо их удивлять, я считаю. Надо только иногда что-то делать, чтобы показать, что ты жива-здорова".
Виктор, вы играли монархов, царей, высокопоставленных лиц, как
вы согласились на роль такого простого человека, тишайшего, никчемного
мужчины?
С удовольствием согласился, потому что никогда раньше я такие роли не играл. Мой персонаж - сгусток комплексов неполноценности. Он хочет быть всем - мамой, папой, бабушкой, дедушкой, а в итоге он никакой. Этого мужичонку я чуть-чуть играл в фильме Ренаты Литвиновой "Богиня", там она не дала мне развернуться. Когда я прочитал сценарий "Сынка", я подумал, а потащу как я сюда его.
Лариса, где вы снимали этот фильм?
Я с радостью отвечу на этот вопрос. Это город Трубчевск в
Брянской области. Там живут удивительные, очень хорошие люди. Они очень
бедно живут, но они такие спокойные и приветливые. Никакой агрессии к
москвичам, они нам очень помогали и снялись у нас в качестве
непрофессиональных актеров. Директор колледжа - это настоящий директор
колледжа, школьники - это студенты местного колледжа, которые там
тусовались, и главный герой наш, Олег Фроленков, тоже
оттуда. Возможно, фильм получился именно потому, что там есть живые
люди.
Удивительно, каким образом все составляющие Кинотавра органично рифмуются друг с другом. Почти во всех картинах ругаются матом, почти во всех есть образы плохих милиционеров, темы фильмов словно перекликаются между собой: безумие - безумная, патологическая любовь - невозможность высказать любовь -одиночество - поиск любви - поиск границ дозволенного - поиска границ вообще. Когда сердце настраивается воспринимать такие рифмы, начинаешь замечать самые уникальные совпадения. Так, музыкальная композиция "Ярмарки краски", исполненная на открытии фестиваля певицей Мириам Сехон, неожиданно обнаружилась в фильме Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" с привычной нам мелодией, но на румынском (должно быть) языке.
Премьера "Похороните меня.." собрала
самое большое количество зрителей за все время Кинотавра. На премьере
присутствовали актеры Светлана
Крючкова, Алексей
Петренко, Мария
Шукшина. Светлана
Крючкова выступила с юмором: "Нам было очень сложно,
потому что вся Россия читала Санаева,
и каждый знает, как надо было делать этот фильм. Так что, если фильм
гениальный, то это мы, а если плохой - то это режиссер виноват".
Действительно, повесть Павла
Санаева,
по которой снят одноименный фильм (в титрах значится "по мотивам")
является любимой для многих, поэтому некоторые опасения лично я
испытывала перед просмотром, боялась фальши. Фильм оказался отличным.
Получилось все: и трагедия, и юмор, и патология, и любовь. Есть ряд
существенных отличий от оригинала - изменен финал, внимание
акцентировано на бабушке, а не на мальчике, фигура матери не так
возвышена и очаровательна. Очевидно, что картина не является частной
историей жизни семьи Санаевых,
а несколько другой историей. Можно задаваться вопросом, зачем режиссеру
понадобилось менять акценты, но к качеству фильма - никаких претензий.
В фильме все основано на игре мощных актеров - Крючковой, Петренко, Шукшиной, Воробьева, однако гениальны не только артисты. Работа художников-постановщиков уникальна, они воссоздали досконально атмосферу Москвы восьмидесятых и абсолютно детально изобразили квартиру народного артиста на Аэропорте в те времена.
Уверена, что картину посмотрит огромное количество зрителей, и она потрясет многих.
Пресс-конференция фильма прошла в форме довольно жесткого диалога. Сергей
Снежкин
сразу занял оборонительную позицию по отношению к собравшимся
журналистам и критикам. Возможно, он и в жизни человек не простой, это
случается среди режиссеров. Не смотря ни на что, из беседы с режиссером
и актерами удалось узнать о картине интересные подробности.
Вы изменили финал. У вас получилось, что героиня отвоевала
ребенка. Это принципиальное расхождение - мать становится второй
бабушкой.
Знаете такую песню "Ничто на земле не проходит бесследно?" Это эстафета.
В книге показано детство героя как ад, эпицентром которого
является бабушка. Но тем не менее, когда бабушка умирает, мальчик
понимает, как сильно ее любил. Почему это отброшено? И как отнесся
Павел Санаев к вашему фильму?
Это вопрос к Санаеву. Книга написана про мальчика, а я снимал про бабушку. Мы не документалисты, это другая история, а не история Санаевых. Мальчик - только повод, чтобы рассказать про бабушку. На самом деле я снимал фильм про Ответственность.
Петренко:
Мне
очень хотелось, чтобы снимали кино не только про бабушку, но и про
дедушку. И поэтому я ходил и все время зудел, хотел, чтобы кто-то
пожалел этого мальчика. Но режиссер сказал "Нет". И мы скрепя сердце с
ним согласились.
Вопрос американской журналистки: Как защитить
ребенка от травмирования во время съемки?
Кино - вещь невероятно жесткая, и я заботился не только о ребенке, но и о всей съемочной группе. У нас был врач, детский психолог, отдельное питание, отдельное помещение для ребенка. Хотя слом психологии, безусловно, был.
Крючкова: С ребенком были хорошие отношения, мне режиссер даже говорил "отйди от ребенка, не проявляй прилюдно любовь, он должен тебя ненавидеть". Однако, мальчик этот неблагополучный, у него более жесткая жизнь в реальности, чем в нашем фильме.
Мальчик играл или просто не мог иначе?
Наверное, играл. Он другой - замкнутый как устрица, хитрый. На эту роль мы пробовали около 400 детей. Я понял, как надо с детьми работать - также, как с Петренко и с Крючковой. Очень жестко, также как и со взрослыми.
Вопрос Светлане
Крючковой: : Что вам дало общение с этим
мальчиком? Что вы для себя вынесли как женщина, как актриса?
Мне 60 лет почти, я прожила долгую жизнь, от мальчика этого я ничего нового, конечно, не узнала. Но я благодарна за то, что мне Сергей Олегович дал сыграть такую сложную роль. Я так вжилась в нее, что устала, и хочу поскорее забыть эту бабушку.
Светлана, вы сыграли патологию по наитию или советовались с
врачами?
Как я уже сказала, я прожила долгую интересную жизнь и очень много видела. Когда я играла, я не думала, как я говорю, я думала что я говорю.
Вопрос финской журналистки: У нас не очень
много российских фильмов выходит, и я была шокирована сценой, когда
бабушка ставит сама внуку клизму. У нас такое невозможно, для этого
есть специальные поликлиники и врачи. Это сцена из книги?
Это из книги. И из жизни.