КИНОТАВР

Режиссёры, представленные на Кинотавре  и их кино.

Победители и Призы

Кинотавр-2009 / День первый / Открытие

Кинотавр-2009 / День второй / Конкурс / "Кислород" и "Европа-Азия"

Кинотавр-2009 / День третий / Пресс-конференции фильмов "Европа-Азия" и "Кислород"

Кинотавр-2009 / День четвертый / Конкурс / "Сумасшедшая помощь" и "Я"

Кинотавр-2009 / День пятый

Кинотавр-2009 / День шестой

Кинотавр-2009 / День седьмой, предпоследний / Конкурс

Кинотавр-2009 / День восьмой / Закрытие

7.06

18:00 Театральная площадь
ЗВЕЗДНАЯ ДОРОЖКА

19:00 Зимний театр
ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ XX ЮБИЛЕЙНОГО ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»
Вход по приглашениям

20:30 Фильм Открытия

Зимний театр
КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

Вход по приглашениям церемонии Открытия.
urij_hursin_110

В ролях: Иван Добронравов, Карим Пакачаков, Алексей Филимонов, Юрий Чурсин, Александр Яценко, Ирина Бутанаева, Каролина Грушка, Алена Долецкая, Александр Виноградов, Владимир Дубосарский, Анна Екатерининская, Юлия Пересильд, Андрей Савельев, Евгения Свиридова, Павел Сергиенко, Андрей Фомин, Виталий Хаев, Илья Щербинин.

Производство: Студия «СЛОН» при поддержке Министерства культуры РФ.

Короткое замыкание (киноальманах)

Режиссеры: Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман (мл.), Кирилл Серебренников, Борис Хлебников, Илья Хржановский

Оператор: Фёдор Лясс

Продюсер: Сабина Еремеева

Год выпуска: 2009

Актеры: Юрий Чурсин, Анна Екатерининская

Полнометражный фильм, где шесть режиссеров сняли по новелле. Это фильм о любви, о встрече мужчины и женщины, и это всегда волнительно. Каждый режиссер снял по своей оригинальной истории, это разные стилистически, разные жанровые истории, с разными актерами, – но объединенные одной идеей.

22:00 Кино на площади
Театральная площадь
СТИЛЯГИ, реж. Валерий Тодоровский, Россия, 2008 (115 мин.)

22:30 Пляж
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ЧЕСТЬ ОТКРЫТИЯ XX ЮБИЛЕЙНОГО ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «КИНОТАВР»
Концерт. Группа «ЧАЙФ», DJ SESTRA (LOW BUDGET FAMILY)
Вход по приглашениям

00:30 «Мосфильму» 85, и он смеется
Театральная площадь
НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИИ
реж. Эльдар Рязанов, СССР/Италия, 1973 (104 мин.)

8.06

08:00 Пляж
Йога

12:00 ККЗ «Жемчужина»
Презентация программы «Россия вне России» с участием киноведа Натальи Нусиновой и журналиста Патрика Каменки

12:30 Россия вне России
ККЗ «Жемчужина»
УЖАСНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ,
реж. Яков Протазанов, Франция, 1920 (63 мин.)

14:00 Зал «Под люстрой»
Пресс-конференция фильма «Короткое замыкание»

14:30 Показ фильмов-финалистов конкурса «Город РР»
Зимний театр
НАБЛЮДАТЕЛЬ, реж. Андрей Загидуллин (11 мин.)
ТОПОРЫ В БАТОНАХ, реж. Михаил Местецкий (3 мин.)
ЧЕМ ВАМ ПОМОЧЬ?, реж. Надежда Горохова (23 мин.)

15:30 Конкурс. Короткий метр.
Зимний театр
УЛЫБКА БУДДЫ, реж. Баир Дышенов (20 мин.)
АРГЕНТИНА. ИНТЕРВЬЮ С МЕРТВЫМ НАРКОДИЛЛЕРОМ,
реж. Михаил Марескин (35 мин.)
ОЧНАЯ СТАВКА, реж. Игорь Хомский (18 мин.)
БОБО, реж. Азиз Сатторов (27 мин.)

16:00 Россия вне России
ККЗ «Жемчужина»
ДИТЯ КАРНАВАЛА, реж. Иван Мозжухин, Франция, 1921 (39 мин.)

17:00 Россия вне России
ККЗ «Жемчужина»
КИН, ИЛИ ГЕНИЙ И БЕСПУТСТВО,
реж. Александр Волков, Франция, 1923 (70 мин.)

17:00 Кинопробы
Зимний театр (фойе)
Мастер-класс кинорежиссера Александра Прошкина

18:00 Конкурс
Зимний театр
КИСЛОРОД, реж. Иван Вырыпаев, Россия, 2009 (75 мин.)

21:00 Конкурс
Зимний театр
ЕВРОПА-АЗИЯ, реж. Иван Дыховичный, Россия, 2008 (90 мин.)

21:30 Театральная площадь
Концерт. Дмитрий Колдун

22:30 Кино на площади
Театральная площадь
ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ 2,
реж. Максим Пежемский, Россия, 2008 (99 мин.)

23:00 Летняя эйфория
Зимний театр
2-АССА-2, реж. Сергей Соловьев, Россия, 2009 (112 мин.)

23:30 Пляж
DJ SESTRA (LOW BUDGET FAMILY)

00:30 «Мосфильму» 85, и он смеется
Театральная площадь
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ, реж. Михаил Калатозов, СССР, 1954 (102 мин.)

02:00 «Мосфильму» 85, и он смеется
Театральная площадь
ПЕС БАРБОС И НЕОБЫЧНЫЙ КРОСС,
реж. Леонид Гайдай, СССР, 1961 (10 мин.)

Кинотавр-2009 / День второй

14.00.

Первая пресс-конференция фестиваля, посвященная фильму открытия, альманаху «Короткое замыкание» прошла в довольно нервной обстановке. В зале «Под люстрой» за круглым столом отвечали на вопросы продюсер фильма Сабина Еремеева и трое из пяти режиссеров – Хлебников, Буслов и Герман. Нельзя сказать, что журналисты задавали доброжелательные вопросы, часть вопросов нельзя было даже назвать умными: «Какова сверхзадача?», «Почему ваш фильм, тема которого «любовь», на самом деле ничего не говорит о любви?» «Неужели современное поколение такое пустое и им нечего сказать?», «В современном мире утрачено понятие любви, которая созидает, зачем вы это показываете?», «Почему в вашем фильме все так безнадежно?» «Считаете ли вы, что ваш фильм достоин быть фильмом открытия? Все-таки хотелось чего-то помасштабнее». Режиссеры, поначалу сдержанно пытавшиеся прояснить свои задачи, смысл проекта (который, конечно, заключается в том, что самые талантливые собрались вместе и дружно и легко сделали отличный фильм), под конец совсем рассвирепели. Хлебников констатировал, что «никакого негатива в фильме нет, то, что вы говорите – полная фигня», Герман посоветовал: «Если вы хотите более позитивной вселенной, смотрите канал Бибигон». Сабина Еремеева же вынесла недовольным диагноз: «Если вам не понравился этот альманах, то скорее всего вам не понравится весь Кинотавр».

Хочется сказать, что полностью поддерживаю съемочную группу. Ужасно неприятно и стыдно, когда так называемые журналисты «кидают предъявы» не по существу, а режиссерам приходится оправдываться, хотя оправдываться не в чем.

Тема альманаха – высказывание о любви молодых известных режиссеров, представителей одного поколения. Так уж получилось, что все фильмы объединены героями, которые испытывают сильные эмоции, но не могут выразить их словами. Невозможность высказать любовь, подобрать нужные слова показывает на преобладание чувств над разумом, а никак не на отсутствие чувств.

«Кино не может быть с положительным или с отрицательным зарядом. Оно может быть либо кино, либо не кино», - сказал в заключении Алексей Герман.

Один из немногих разумных и интересных вопросов звучал следующим образом: «Отдавали ли вы себе отчет в том, что ваши фильмы будут сравнивать, и кто-то окажется лучше, а кто-то хуже? Не боитесь ли вы конкурировать друг с другом?»

На это вопрос также ответил Алексей Герман: «Разумеется, в художественном забеге на дальние и ближние дистанции очень важно, кто победил. Конечно, каждый хотел сделать лучше, чем другие – это правда. При этом важно то, что удалось сделать такой фильм, в котором каждый зритель найдет что-то для себя – не в той, так в другой короткометражке».

15.30.

Алексей Герман убежал судить конкурс короткометражных фильмов (он – председатель жюри) страшно расстроенный. Я тоже пошла смотреть короткий метр, кино, которого нигде, кроме как на фестивалях. не увидишь. Перед конкурсными картинами показывали фильмы конкурса «Город РР», проводимого «Русским Репортером». Эти картины молодых режиссеров из провинции, объединенные темой жизни человека в условиях урбанистической среды. Качество работ соответствует ВГИКу, было любопытно посмотреть работы из Красноярска, Челябинска.

Конкурсных фильмов сегодня показывали четыре. «Улыбка Будды» бурятского режиссера Баира Дышенова с кошмарным звуком (картины показывали с DVD, наверное, этим объясняется плохое качество) – трогательная картина про мальчика, который возжелал конфету из корзиночки домашнего Будды. «Аргентина. Интервью с мертвым наркодиллером» Михаила Марескина - фильм о том, что быть наркодиллером плохо. «Очную ставку» Игоря Хомского по рассказу Василя Быкова мы смотрели на ВГИКовском фестивале, он и тогда произвел впечатление, хотя скорее лента напоминает эпизод полнометражного фильма о войне. И последняя работа – «Бобо» режиссера Азиза Сатторова, картина о первой любви сборщиков хлопка, снятая в духе Гуки Омаровой (она как раз является одним из членов жюри короткого метра). Всего в конкурсе фестиваля 16 короткометражек, которые будут показывать еще два дня.

17.00.

Состоялся небольшой мастер-класс Александра Прошкина, который говорил о своем опыте экранизаций, о своих отношениях с литературой, о том, что иллюстрация прозы – не искусство, а выношенное дитя. Режиссер рассказал о выборе натуры, о работе с актерами, насколько работа актера в кино принципиально отличается от работы в театре. Мастера пришло послушать несколько десятков человек, включая режиссера Бориса Хлебникова. Удивительное внутреннее достоинство, ум, тонкое психологическое чутье и спокойствие Прошкина подкупили аудиторию. К сожалению, поговорить толком не успели, время беседы с умным человеком всегда бежит быстро. Но все равно здорово, спасибо "Кинотавру" за возможность взглянуть в лица людей, чье кино мы хотим смотреть. Новый фильм Александра Прошкина «Чудо» по сценарию Юрия Арабова будет показан в конкурсной программе Московского Международного фестиваля через пару недель.


Вечером прошел показ двух конкурсных фильмов, а совсем поздно открылась "Летняя Эйфория" фильмом "2-Асса-2".

Следите за дневником фестиваля!

Екатерина Визгалова

Юбилейный «Кинотавр» стартует 7 июня

XX Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» раскроет свои двери в воскресенье — 7 июня. Фестиваль начнется минутой молчания в честь бывшего президента мероприятия Олега Янковского. Актер возглавлял его с 1993 года и до своей кончины в мае 2009-го. КиноПоиск будет держать читателей в курсе всех событий «Кинотавра» в специальном фестивальном блоге.

Нынешний киносмотр предстоит несколько более скромным, чем раньше по причине мирового экономического кризиса. Из-за него фестиваль будет проходить на день меньше, а количество фильмов участвующих в конкурсной программе сократилось до 12. Исчезли и некоторые специальные программы вроде продюсерского питчинга, но все традиционные мероприятия «Кинотавра» пройдут по расписанию.

Председателем жюри в этом году стал Сергей Сельянов. Кроме него выбирать лучшие отечественные картины будут оператор Михаил Агранович, режиссер Сергей Бодров, актеры Сергей Маковецкий и Дарья Мороз, а также сценарист Авдотья Смирнова.

Полный список претендентов на главную награду фестиваля выглядит следующим образом: «Кинотавр» считается крупнейшим национальным фестивалем в мире. Каждый год в рамках мероприятия показываются самые интересные авторские ленты, снятые на территории России. В честь двадцатой по счету церемонии организаторы планируют собрать вместе лауреатов прошлых лет. В свое время награды на фестивале получали Алексей Балабанов, Вадим Абдрашитов, Никита Михалков, Александр Рогожкин и многие другие.

По словам организаторов «Кинотавра», всего в этом году ожидается не менее четырех тысяч посетителей. Продлится действо с 7 по 14 июня.
Журнал «Огонёк»   № 4 (5082) от 08.06.2009 
Фильм «Кислород» Ивана Вырыпаева — слепок с его знаменитой одноименной пьесы, которая взорвала русский театр в начале 2000-х
Фото: www.kinopoisk.ru


Юбилейный "Кинотавр" окончательно закрепил разрыв между молодым и старшим поколением в российском кино: на Московском кинофестивале теперь просто почетно, а в Сочи — еще и интересно

Нынешняя конкурсная программа 20-го, юбилейного кинофестиваля "Кинотавр" (с 7 по 14 июня) — последняя предкризисная. Большинство фильмов запущено и снято еще до того, как стало понятно: денег на кино в стране стало гораздо меньше. Впрочем, фильмы, попадавшие в последние годы на "Кинотавр", как правило, к большим частным деньгам отношения не имели. Это были картины со скромным бюджетом и без амбиций завоевания широкой публики. Ведь пока в стране не хватает экранов, а на имеющихся 1700 (вместо как минимум 3000, которые необходимы для нормального проката) один блокбастер сменяет другой, место артхаусу — в "Закрытом показе" на Первом.

Нельзя, конечно, сказать, что частные деньги совсем уже не интересуются такого рода кинематографом. Без государственного участия снимались фильмы студии "ВВП-альянс": "Скажи Лео" Леонида Рыбакова, представленный в программе прошлого "Кинотавра", и "Я" Игоря Волошина — в нынешней (продюсер обоих — Анна Михалкова), частные деньги вложены в "Европу—Азию" Ивана Дыховичного (конкурс "Кинотавра-2009"), но это скорее исключение. До последнего времени государство финансировало до 90 процентов картин, выходящих в стране, огромное количество картин исчезали бесследно, не дойдя ни до публики, ни до критики; некоторые добирались до экранов, но, выдержав один-два сеанса, исчезали из поля зрения.

Отборочная комиссия "Кинотавра" в этом году отсмотрела 62 фильма и выбрала 10. Конкурсная программа грозит оказаться сильной и свидетельствующей о том, что в отрасли начала складываться хоть сколько-то похожая на структуру система производства. В конкурсе есть, например, целых три картины от одного продюсера — Романа Борисевича. Его студия называется "Коктебель" — по имени фильма, принесшего в 2003 году первый успех его продюсеру и двум молодым режиссерам — Борису Хлебникову и Алексею Попогребскому. После "Коктебеля" Хлебников сделал "Свободное плавание" (приз за режиссуру "Кинотавра-2006"), а Попогребский — "Простые вещи" (главный приз "Кинотавра-2007"). То, что в кризис Борисевич фактически удвоил производство, казалось чистой воды безумием. Но вот результат: Борисевич поддержал Николая Хомерики со "Сказкой про темноту", а уже через несколько месяцев картина сорвала аплодисменты в "Особом взгляде" Каннского фестиваля. Предложил дебютировать в кино известному театральному драматургу Василию Сигареву — и тот снял картину "Волчок", историю мучительной любви матери и дочери, которая обещает стать одним из главных открытий нынешнего "Кинотавра". Пока совершенно неизвестная широкой публике исполнительница главной роли — театральная актриса из Свердловска Яна Троянова, полагаю, станет настоящей сенсацией фестиваля. Как и Алиса Хазанова из "Сказки про темноту".

Будет на "Кинотавре" и уже показанная на Берлинале "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова — история белорусского гастарбайтера (Евгений Сытый) и свихнувшегося московского инженера (Сергей Дрейден), вознамерившихся спасти человечество в одном отдельно взятом микрорайоне. В фильме место действия не обозначено, но в сценарии было четко указано — Царицыно, а один из персонажей "Сумасшедшей помощи" — свихнувшийся милиционер, убийца мирных граждан....

Хомерики, Хлебников, Сигарев плюс Иван Вырыпаев, который покажет в Сочи киноверсию своего "Кислорода", Андрей Прошкин с фильмом "Миннесота" по сценарию Александра Миндадзе, Алексей Мизгирев с картиной "Бубен, барабан", где после многолетнего перерыва главную роль сыграла Наталья Негода, Игорь Волошин со своим автобиографическим фильмом "Я" — примерно ровесники, им за тридцать. Именно это поколение и составляет в последние несколько лет основу "Кинотавра". Более того, как полагает программный директор фестиваля Ситора Алиева, "Кинотавром" оно и выращено. Из двадцатилетних в программе — сценарист и режиссер Клим Шипенко с триллером "Непрощенные". Из тех, кому за пятьдесят, — Иван Дыховичный с "Европой — Азией" по сценарию братьев Пресняковых и Сергей Снежкин с фильмом "Похороните меня за плинтусом". Вообще же младшие и старшие в этом году четко разделились: первые отправились на "Кинотавр", а вторые — на Московский международный, который начнется 19 июня, то есть ровно через пять дней после того, как раздадут призы в Сочи.
Лариса Юсипова

Кинотавр-2009 состоится. Пресс-конференция

Состоялась первая пресс-конференция юбилейного, 20-ого фестиваля «КИНОТАВР». О фестивале этого года рассказали директор программ Ситора Алиева, председатель попечительского совета Александр Роднянский и генеральный продюсер фестиваля Игорь Тостунов. Было приятно узнать главное – самый большой российский национальный фестиваль в этом году СОСТОИТСЯ. Он пройдет в привычные сроки – с 7 по 14 июня в городе Сочи. По его результатам можно будет судить, что представляет из себя российское кино 2008-09 гг, и что нас ожидает в будущем.

Александр Роднянский отметил, что Кинотавр в этом году особенный, юбилейный, и, «может быть, он не будет такой богатый, как обычно, но хочется надеяться, он будет живым, рабочим, ярким, дискуссионным». Ситора Алиева рассказала о составлении программ фестиваля и тенденциях этого года. В конкурс в этом году было отобрано 12 фильмов из 62-х абсолютно новых лент. «На первом этапе я отметала все фильмы, сделанные для телевидения» - сказала Ситора.

«Очень много пришло картин, посвященных Великой Отечественной войне. Неожиданно много, я даже не могу понять мотивировки режиссеров. Но, увы, они одинаково традиционно мейнстримны и не дают новых героев. Любовь русской девочки и немецкого мальчика или наоборот русского мальчика и немецкой девочки переходят из фильма в фильм. Много было молодежных историй. Это понятно: молодые режиссеры хотят снимать кино о своих друзьях. Увы, большинство этих фильмов на уровне первых шагов освоения кинематографа. Все-таки не хватает профессионализма».

В итоге конкурсная программа представляет собой фильмы смешанного жанра, совмещающие в себе традиционность и авангардизм. На 80% в конкурс попали «свои» режиссеры, которые уже были лауреатами и призерами Кинотавра. «Это наши герои, мы вырастили поколение режиссеров, которые являются надеждой российского кино» - сказала Ситора Алиева.

Основными претендентами на главный приз (материальный эквивалент 625 тыс. рублей) стали следующие картины:


«БУБЕН, БАРАБАН», режиссер Алексей Мизгирев, продюсеры Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Рубен Дишдишян.


«ВОЛЧОК», режиссер Василий Сигарев, продюсеры Роман Борисевич, Рубен Дишдишян.


«ЕВРОПА-АЗИЯ», режиссер Иван Дыховичный, продюсер Глеб Шагун.


«КИСЛОРОД», режиссер Иван Вырыпаев, продюсеры Вадим Горяинов, Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский.


«МИННЕСОТА», режиссер Андрей Прошкин, продюсеры Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Рубен Дишдишян.


«НЕПРОЩЕННЫЕ», режиссер Клим Шипенко, продюсеры Лев Карахан, Валентина Михалева, Галина Семенцева.


«ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ», режиссер Сергей Снежкин, продюсеры Михаил Литвак, Леонид Литвак.


«СКАЗКА ПРО ТЕМНОТУ», режиссер Николай Хомерики, продюсеры Роман Борисевич, Александр Кушаев.


«СКОРО ВЕСНА», режиссер Вера Сторожева, продюсер Вера Сторожева.


«СУМАСШЕДШАЯ ПОМОЩЬ», режиссер Борис Хлебников, продюсеры Роман Борисевич, Рубен Дишдишян.


«СЫНОК», Режиссер Лариса Садилова, продюсер Рустам Ахадов.


«Я», Режиссер Игорь Волошин, продюсеры Анна Михалкова, Максим Королев.


Председателем жюри в этом году станет продюсер, Генеральный директор кинокомпании СТВ Сергей Сельянов. Среди членов жюри основного конкурса сценарист и режиссер Авдотья Смирнова, актеры Дарья Мороз и Сергей Маковецкий, режиссер Сергей Бодров, оператор Михаил Агранович и критик Лариса Малюкова. Кроме основного смотра пройдет конкурс короткометражных работ (подробно о фильмах всех программ - на сайте www.kinotavr.ru).

После презентации программы участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.

Фильмом открытия и, в какой-то степени, фильмом закрытия будут альманахи. Почему?

C. Алиева: Альманахи – сейчас популярный жанр, в конкурсную программу мы не можем включить его, поскольку там разные режиссеры. Вообще в программе фестиваля три альманаха, это «Короткое замыкание», «Кошечки» и третий - «Кинопоезд» в программе Андрея Плахова. Жанр альманаха начинает доминировать в мире, особенно интересно, когда он объединяет режиссеров разных стран.

Есть информация, что вы не хотели брать «Кислород» в конкурс? Так ли это?

C. Алиева: Это не вопрос нашего желания. Дело в том, что картина не проста для зала, а сочинская аудитория очень своеобразна, и реакция на фильм бывает резко радикальная. И, поскольку картина спорная, для нас всегда существенен риск – выставлять такие фильмы. Это был вопрос дискуссионный.

Почему нет фильма Попогребского? Почему нет картины Бардина «Россия-88», которую мы все очень ждем? И почему Лунгин не в конкурсе?

А. Роднянский: Попогребский не готов, «Россию-88» мы уже показали на фестивале в Ханты-Мансийске, она уже «получила прессу», а Лунгин, по всей видимости, будет открывать Московский Международный Кинофестиваль.

C. Алиева: Лунгин должен быть в конкурсе ММКФ. Есть фильмы, которым мы не можем дать то, что может дать Московский фестиваль. А мы все-таки исходим из соображений «мы для фильмов, а не фильмы для нас».

А. Роднянский: Это дело продюсеров, они видят будущее своих картин и как-то его выстраивают. Так получилось, что картины старшего поколения оказались на Московском кинофестивале, а у нас – молодое поколение.

Были ли какие-то фильмы, которые вы отвоевали у ММКФ?

C. Алиева: Я вообще ни с кем не воюю. Я всегда очень мирно разговариваю.

Будет ли в этом году питчинг (презентация идей для будущих проектов)?

C. Алиева: Было бы глупо его устраивать, так как это будут идеи, озвученные в воздух, учитывая нынешнюю ситуацию.

В таком случае, как вы видите фестиваль 2010 года, когда приостановится финансирование большинства проектов?

C. Алиева: Я думаю, что фестиваль будет, но фильмов будет меньше. Фильмы, которые начаты, должны быть закончены. Мне хочется видеть, что это будет. Все-таки кино – не самая рискованная отрасль, в которую можно вкладывать деньги. В Голливуде ситуация такова, что деньги вкладываются и поныне.

А. Роднянский: Они в Голливуде финансируют кино, так как у них есть два миллиарда зрителей, а наши – только чтобы изредка массировать свое эго. Однако, я хочу сказать, что Кинотавр был и в худших ситуациях, чем в 2010 году. Давайте не будем преувеличивать.

Игорю Тостунову: В какой мере вас лично коснулся кризис? Сумеете ли вы выжить?

И. Тостунов: Конечно, затронул. Коммунизм в отдельно взятой продюсерской компании невозможен. Количество новых запусков, естественно, уменьшилось. Но у меня нет пессимистических переживаний. Кинотавр, и мы вместе с ним, переживали 90-е гг., когда выходило 30-35 фильмов в год. Не было ни кинорынка, ни кинотеатров, ни поддержки, ни телеканалов в нормальном виде. А фильмы были! Как-то их делали, а как – сейчас уже никто не скажет.

Кто подбирал темы для круглых столов и каких вы ожидате от них результатов?

А. Роднянский: Круглых столов будет три, один из них называется «Как мы готовили кризис» - речь на нем пойдет о главных проблемах кино, его готовит журнал «Искусство кино». Второй круглый стол организует журнал «Кинопроцесс», которому исполняется 10 лет. На нем будет обсуждаться, что случилось в российском кино за последние 10 лет и куда нам дальше двигаться. И третий, традиционный фестивальный круглый стол, его курирует Андрей Плахов, будет посвящен фестивалям. Ибо фестивали – это не только ярмарка тщеславия, но и маркетинговый инструмент для фильмов, нуждающихся в помощи. В нем примут участие маркетологи, дистрибьюторы и другие.

Будут ли специальные юбилейные мероприятия?

C. Алиева: Мы хотим собрать всех победителей за 20 лет и всех вывести на сцену. Это непросто. И второе – мы хотим выпустить книгу, посвященную фестивалю.

Какова финансовая поддержка?

А. Роднянский: Министерство культуры выделило нам 5 млн. рублей, Краснодарский край – 1,5 млн. рублей. Мы благодарны и за это. Спонсоры еще до конца не определились, только Martini активно включилось. Martini – официальный напиток фестиваля.

А призовой фонд изменился?

И. Тостунов: В рублях – все то же самое.

Екатерина Визгалова
ЛЕТНЯЯ ЭЙФОРИЯ

Куратор программы: известный российский кинокритик и президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов.

ФИЛЬМЫ НАСТРОЕНИЯ 

«Кинотавр» и так обладает способностью создавать эйфорическое настроение с помощью моря, солнца и кино, но наша цель - сохранить его до глубокой ночи. Именно это время наиболее благоприятно для восприятия особой категории фильмов, чей жанр трудно определить и которые рождаются на стыке игры и документа, поэзии и сюжета.
В этом году «Летняя эйфория» собрала новые работы Сергея Соловьева и дачную элегию Виталия Манского, а также работы менее известных, но обещающих режиссеров. Мы надеемся, что публика «Кинотавра» придет на наши просмотры не ради конкурсных страстей, а для самого бескорыстного художественного наслаждения.

АННА КАРЕНИНА
Режиссер Сергей Соловьев.
Россия, 2009.

2-АССА-2
Режиссер Сергей Соловьев.
Россия, 2009.

ГОЛУБКА
Режиссер Сергей Ольденбург-Свинцов.
Россия, 2008.

КИНОПОЕЗД
Режиссеры: Никита Сутырин, Йохем де Вриес, Дениш Надь, Моника Баптиста, Андрей Танасе, Ирис Олссон.
Россия/Франция/Германия/Венгрия/Нидерланды/Румыния/Финляндия/
Болгария/Греция/Польша/Великобритания, 2009

ЛИРИКА
Режиссер Петр Шепотинник
Россия, 2008

НИКОЛИНА ГОРА. ПОСЛЕСЛОВИЕ
Режиссер Виталий Манский
Россия, 2009

КИНО НА ПЛОЩАДИ


Лидеры российского кинопроката 2008-2009, самые яркие и зрелищные фильмы сезона демонстрируются на площади у Зимнего театра под открытым небом. Наравне с блокбастерами, в программу «Кино на площади» включены также жанровые работы молодых режиссеров.

АДМИРАЛЪ
Режиссер Андрей Кравчук.
Россия, 2008.

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ
Режиссер Андрес Банке.
Россия/Швеция, 2009.

ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ 2
Режиссер Максим Пежемский.
Россия, 2008.

ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ
Режиссер Федор Бондарчук.
Россия, 2008.

ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. СХВАТКА
Режиссер Федор Бондарчук.

Россия, 2009.

ПЛАТОН
Режиссер Вартан Акопян.
Россия, 2008.

СТИЛЯГИ
Режиссер Валерий Тодоровский.
Россия, 2008.

ТАРАС БУЛЬБА
Режиссер Владимир Бортко.
Россия, 2009.

ТАРИФ НОВОГОДНИЙ
Режиссер Евгений Бедарев.
Россия, 2008.
 

ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
Режиссер Марюс Вайсберг.
Россия, 2009.

РОССИЯ ВНЕ РОССИИ
Куратор: Наталья Нусинова, киновед

Кинематограф русской эмиграции почти не известен отечественному зрителю, во всяком случае,  за пределами столицы и в масштабах целостной ретроспективы. 
В предлагаемой программе представлены ведущие кинорежиссеры русской европейской эмиграции «первой волны»: Яков Протазанов,  Александр Волков, Вячеслав (в эмиграции–Виктор) Туржанский, аниматор Владислав Старевич, актер и режиссер Иван Мозжухин. Русский Голливуд заявлен более поздним фильмом  Григория Ратова с участием Михаила Чехова. 
Конечно, подборка из шести фильмов лишь намечает подступы к теме. Однако на этом примере виден путь эволюции кинематографа русского зарубежья, от попытки консервации стиля русского дореволюционного кино на Западе до его постепенной ассимилляции в новом культурном контексте, а затем - до создания русского, и даже советского мифа, порой очень далекого от реальной жизни. 
Представлять ретроспективу на фестивале будут киновед Наталья Нусинова и французский журналист Патрик Каменка, внук  легендарного продюсера Александра Каменки, создателя студии «Альбатрос», ставшей центром российского кинопроизводства в Париже.   

УЖАСНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Режиссер Яков Протазанов.
Франция, 1920

ДИТЯ КАРНАВАЛА
Режиссер Иван Мозжухин.
Франция, 1921

КИН, ИЛИ ГЕНИЙ И БЕСПУТСТВО
Режиссер Александр Волков.
Франция, 1923

НОСТАЛЬГИЯ
Режиссер Виктор Туржанский.
Франция, 1937

РОМАН О ЛИСЕ
Режиссер Владислав Старевич.
Германия, 1936-1937 (существуют также французские версии фильма, немая - 1929-1930, звуковая - 1941)

ПЕСНЬ О РОССИИ
Режиссер Григорий Ратов.
США, 1944

МОСФИЛЬМУ 85, И ОН СМЕЕТСЯ

Куратор Сергей Лаврентьев, историк кино, кинокритик

"На «Мосфильме» были созданы едва ли не все знаменитые отечественные картины. Поклонники высокого искусства и сторонники массовых кинозрелищ могут найти и находят в продукции главной киностудии страны свои любимые киноленты. 85 лет назад началась история «Мосфильма». Веря и надеясь на то, что у этой истории будет славное продолжение, «Кинотавр» организует ретроспективу дивных комедий, сделанных на Потылихе за последние пятьдесят лет".

ВЕСНА
Режиссер Григорий Александров.
СССР, 1947.

ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Режиссер Михаил Калатозов.
СССР, 1954.

ЖЕНИХ С ТОГО СВЕТА
Режиссер Леонид Гайдай.
СССР, 1958.

ПЕС БАРБОС И НЕОБЫЧНЫЙ КРОСС
Режиссер Леонид Гайдай.
СССР, 1961.

ДЕВЧАТА
Режиссер Юлий Чулюкин.
СССР, 1961.

САМОГОНЩИКИ
Режиссер Леонид Гайдай.
СССР, 1961.

ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА
Режиссер Консантин Воинов.
СССР, 1964.

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ
Режиссер Александр Серый.
СССР, 1971.

НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦЕВ В РОССИИ
Режиссер Эльдар Рязанов.
СССР/Италия, 1973.

МИМИНО
Режиссер Георгий Данелия.
СССР, 1977.

МЫ ИЗ ДЖАЗА
Режиссер Карен Шахназаров.
СССР, 1983.

«Кинотавр» 2009: «чернуха», сплошная «чернуха»…

Рубрика: Бомонд // 16 июня '09 в 10:13

Просмотров: 304

В воскресенье юбилейный XX кинофестиваль завершился в Сочи

В этом году «Кинотавра» по известным всем причинам могло и не быть. Но он был – правда, звезд на этот раз пригласили раза в три меньше. Однако кризис, видать, все же подпортил настроение российским кинематографистам – фильмы в конкурсной, да и во внеконкурсной программе фестиваля были как на подбор: «чернуха-чернухой». Да и уже само открытие престижного кинофорума вышло, в отличие от предыдущих 19-ти лет, совсем невеселым…

Во-первых, впервые в истории фестиваля в Сочи не приехал Олег Янковский. Вся церемония открытия была, фактически, посвящена памяти великого артиста: минута молчания, воспоминания о нем, кадры с участием Янковского на экранах за спинами артистов, и по окончании церемонии – предпоследний фильм с участием Янковского – «Стиляги» – на растянутом на фронтальной части Зимнего театра полотне.

Веселая лента о жизни «неформалов» в СССР была, пожалуй, первым и последним светлым пятном в киномассе юбилейного «Кинотавра».

Взять хотя бы фильм открытия «Короткое замыкание» – альманах, состоящий из пяти короткометражек о любви. То герой, засмотревшись на девушку, попадает рукой в шлифовальный станок и умирает, истекая кровью, то весь фильм героиня в ответ на светлое чувство терпит побои, то еще что-нибудь – не менее «жизнеутверждающее».

Конкурсная же программа по количеству расчлененки и психических заболеваний на миллиметр пленки не отставала от Каннской.

В общем, все умерли


Вот, например, фильм «Сумасшедшая помощь» – название говорит само за себя. Приезжает в мегаполис из провинции тихий мужичок. На вокзале у него сходу отбирают вещи-деньги-документы, но тут на помощь провинциалу приходит пожилой человек, как впоследствии выясняется – психически больной, одержимый «манией добра».

Сначала добрый псих своим добром доводит мужичка до безумия, а потом его самого забивает до смерти милиционер, по странному стечению обстоятельств – тоже псих. В общем, все умерли. Или вот фильм «Я» – история о пареньке, который сперва тусовался с наркоманами, а потом отправился в психушку косить от армии. В картине «Сынок» папаша – Виктор Сухоруков – изводит сына навязчивой любовью, тот бежит из дома и попадает в тюрьму.

А героиня картины «Бубен, барабан» в исполнении восставшей из небытия Наталии Негоды – просто очень злая, злая, очень злая библиотекарша, по ночам продающая казенные книжки, а в конце фильма сводящая счеты с жизнью.

Не оправдала ожиданий и экранизация самой популярной в России книжки этого сезона – «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. В интерпретации режиссера Сергея Снежкина добрая история о мальчике и его чуть странноватых бабушке с дедушкой превратилась в триллер о том, как истязают несчастного малыша его бабушка-монстр (Светлана Крючкова) и дедушка – самодовольный идиот (Алексей Петренко).

Ну а лучшими фильмами фестиваля жюри во главе с продюсером Сергеем Сельяновым назвало «Волчок» Василия Сигарева – бесконечно мрачную историю несчастной шестилетней девочки, которую ненавидит мать-алкоголичка, отчего дитя регулярно уходит на кладбище, где поедает конфеты с детских могил, – и «Кислород» Ивана Вырыпаева, герой которого убил лопатой некрасивую жену, не дававшую его организму «кислороду»…

«Волчку» еще достались призы за лучший сценарий и лучшую женскую роль – для дебютировавшей в кино жены Сигарева Яны Трояновой, а «Кислороду» – за лучшую режиссуру. Лучшим актером фестиваля стал некий Борис Каморзин за роль в «Сказке про темноту» Николая Хомерики – совсем, говорят, дрянном фильме…

Звезды в «отрыве»

Ну да если на экране был тотальный мрачняк, то вне кинозалов актеры – люди веселые – все же старались от негатива абстрагироваться. Кто поспортивней – уже с утра практиковал йогу на пляже, кто поразгульней – выползал из отеля ближе к вечерним показам, а то и к ночным пляжным вечеринкам. Более же всего звезды любили платформу на воде, куда простым смертным вход был заказан, – там и отрывались до зари.

В эти дни в Сочи можно было встретить Ирину Апексимову с гипсом на руке, Евгения Стычкина, Павла Лунгина, Аркадия Инина, Виктора Сухорукова, Дмитрия Дюжева, Дмитрия Диброва и Федора Бондарчука с супругами, Алену Свиридову, Анну Семенович, Ольгу Арнтгольц, Павла Волю и даже Юрия Шатунова с Андреем Разиным – прибыли на премьеру фильма о «Ласковом мае»… А «сладкая парочка» «Кинотавра» – Алексей Макаров и Анастасия Макеева – на этот раз явились по отдельности, но с новыми партнерами.

Главный весельчак фестиваля, Михаил Ефремов, был, кажется, одновременно везде. По вечерам играл на рояле в холле отеля, по утрам загорал на пляже, по ночам гулял на вечеринках, а на сольном вечере Гоши Куценко умудрился стать главной звездой, проникновенно спев «Там вдали за рекой». День России на «Кинотавре» отметили при помощи актеров «Нашей Раши» – Михаила Галустяна и Сергея Светлакова и 5-литровых кулеров, наполненных… водкой, а на церемонии закрытия устроили «битву нарядами» и гуляли до утра, чтобы в новый день вступить с весельем и больше не снимать таких мрачных фильмов…

Автор: Виктория АРОНОВА

«Кинотавр-2009»: блог Никифоровой

Виктория Никифорова · 08/06/2009
Медведев передал привет, Алена Долецкая поцеловала креветку, Буслов пустил кровь, Пахомов взнуздал киноиндустрию — и 20-й «Кинотавр» открылся

©  Юрий Кокошкин

«Кинотавр-2009»: блог Никифоровой
До открытия фестиваля меньше часа. Под колоннами Зимнего театра местные жители фотографируются рядом с Дмитрием Дюжевым. Он совершенно ослепителен — в белом костюме и со спутницей в красном платье, смиренно принимает внимание масс и очень походит на своего героя из «Жмурок» (который вдруг решил пустить на кинопроизводство чемодан кокаина — и вот уже приехал в Сочи, на «Кинотавр»). Загорелого до негроидного оттенка Федора Бондарчука публика побаивается и держит за начальника. Его фоткают издали и иногда подходят, чтобы выпросить контрамарку. Федор Сергеевич покрикивает на пристающих, но не всерьез; видно, что барин сегодня не сердит.

Да и чего, собственно, сердиться? Через полчаса откроется «Кинотавр» — кинофестиваль, возникший в то время, когда все кино было разрушено до первобытного состояния, но, несмотря на это, вполне успешно протянувший целых двадцать лет.

©  Юрий Кокошкин

«Кинотавр-2009»: блог Никифоровой
Поздравив самих себя с двадцатой годовщиной, организаторы помянули минутой молчания президента фестиваля Олега Янковского; выслушали поздравительную телеграмму от Медведева (ее зачитал Михаил Швыдкой); пригласили на сцену отца-основателя «Кинотавра» Марка Рудинштейна — и понеслось. Трогательную нотку добавил в происходящее мэр Сочи Анатолий Пахомов. Он явно волновался, не знал, куда девать руки, а слово «кино» произносил с таким сильным ударением на «но», словно понукал неповоротливую отечественную киноиндустрию.

Фильмом открытия фестиваля стало «Короткое замыкание» — сборник короткометражек от Петра Буслова, Ивана Вырыпаева, Бориса Хлебникова, Кирилла Серебренникова и Алексея Германа — младшего, разумеется. Самой смешной оказалась новелла Серебренникова, самой лучшей — Хлебникова, а самой жесткой — бусловская. Именно Буслов пролил первую на «Кинотавре» кровь — темную, венозную, изобильную. Судя по конкурсной программе, дальше крови будет еще больше.

Ну а подробнее о «Коротком замыкании» — и о том, зачем Алена Долецкая целуется с креветкой, — вы узнаете завтра.
Виктория Никифорова · 09/06/2009
Говорящий пенек с глазами от Ивана Дыховичного, бешеный спрос на Ивана Вырыпаева и лучшая роль Ивана Мозжухина

©  ИТАР-ТАСС

Режиссер фильма «Европа-Азия» Иван Дыховичный и исполнитель роли в фильме Сергей Шнуров

Режиссер фильма «Европа-Азия» Иван Дыховичный и исполнитель роли в фильме Сергей Шнуров

Вчера был день трех Иванов. Сначала открыли программу «Россия вне России: ретроспектива фильмов русской эмиграции» и показали совершенно завораживающий фильм «Кин, или Гений и беспутство». Режиссер Александр Волков, 1923 год, в роли Кина Иван Мозжухин — и, честное слово, конкурсные фильмы далеко уступают этому остроумному, тонко снятому и отлично сыгранному киноантиквариату.

Чуть позже Иван Вырыпаев представил «Кислород» — экранизацию, хотя, конечно, это не совсем то слово — своей же одноименной пьесы. На экране происходит нечто совершенно невероятное. Все правила нормального кино нарушены: текста невероятно много, характеров нет, связной истории нет, фильм состоит из десяти то ли глав, то ли, скорее, треков, к ним еще прилагаются бонусы, спецэффектов очень много, но смысл их не всегда понятен. Иногда мелко нашинкованные кадры поражают красотой, а иногда выглядят как рекламные ролики — к финалу, где герой и героиня тонут в замечательно синей воде, хорошо подошел бы слоган какого-нибудь геля для душа, а кадры с изображением кровеносных сосудов невольно напоминают рекламу каких-нибудь антихолестериновых биодобавок. От просмотра остается несколько невнятный месседж и совершенно чудесный драйв.

Коллеги постарше ворчат, что Вырыпаев просто не умеет снимать и все фишки «Кислорода» — от банального непрофессионализма. После премьеры в Зимнем театре пожилые критикессы аж шипели от злости. Впрочем, на утренней пресс-конференции все было благостно, и даже вечный возмутитель спокойствия критик Матизен не смог поддеть Вырыпаева, хоть и старался. Не знаю, мне кажется, что Вырыпаев вполне мог бы снять «как полагается». Просто он действительно, как и в «Эйфории», ищет новые отношения текста с видеорядом. Ему это интересно. Чем режиссера не устраивает традиционный видеоряд, я спрошу у него на днях, когда автор «Кислорода» найдет время для интервью: Вырыпаев сел на диету, похудел, он хорошо выглядит и пользуется у журналисток просто бешеным спросом.

А завершился денек абсурдистской комедией Ивана Дыховичного «Европа — Азия», в первом же кадре которого машина сбивает идущую по шоссе Ксюшу Собчак. Фильм поставлен по пьесе братьев Пресняковых, больших фанатов фильма «Копейка» — действительно великое было кино: помните, как там математик, чтобы не забыть внезапно пришедшую в голову формулу, выписывает ее струей мочи по девственно белому снежному покрову?

С «Копейкой» «Европу — Азию» сравнивать нечестно, но хочется. Тоже комедия, хотя абсурда здесь гораздо больше. Тоже предельно актуальная вещь, хотя репризы Пресняковых, конечно, попроще, чем у Сорокина. Проблема в том, что абсурд здесь зачастую используется не как стилистический прием, а как уловка, чтобы оправдать сценарные несуразности. Ну, например. Герои — группа обаятельных жуликов, которые делают вид, что играют свадьбу прямо у шоссе, тормозят водителей, чтобы подпоить их и развести на деньги. Казалось бы, ни один человек за рулем не станет пить водку с какими-то непонятными людьми у дороги. Но нет, один за другим жертвы жуликов соглашаются на дармовую выпивку. Если бы тут был какой-нибудь хитрый способ, с помощью которого герои ловят простаков, было бы здорово. А так все выглядит фальшиво.

Сам Дыховичный придумал всякие абсурдистские фенечки, и многие из них очень хороши. Например, пара венгерских пилотов, спасшихся при крушении самолета, отправляется куда-то в тайгу, обнявшись и распевая песню на венгерском языке, про которую режиссер сказал: «У них там такой мат, что даже на русский перевести нельзя». Еще появляются Аленушка с братцем и козленочком, а также какой-то заросший волосами говорящий пенек с глазами. Дыховичный явно вдохновлялся сказками Птушко и Роу.

«Европа — Азия» страшно неровное кино. Некоторые гэги замечательны (с той же Собчак, например), но смотреть на то, как семь человек полтора часа толкутся на одном месте, тяжеловато — экран все-таки не сцена. Какие-то сюжетные линии начаты и заброшены: особенно жалко историю со Шнуром — первым водителем, который на наших глазах попадает в лапы жуликов, а потом пропадает непонятно куда.

Бесспорно только, что Татьяна Лазарева — ну да, да, телеведущая — сыграла совершенно гениально, а ее роль авторы выписали с настоящей любовью. Да и вообще по настроению «Европа — Азия» очень правильное, человеческое кино. И Дыховичный говорит о нем очень правильные, человеческие вещи: «У нас ведь власть отдельно, а люди отдельно, и власти мы все до лампочки. Они все фашисты — наши начальники, милиционеры, органы внутренних дел, они прогнили все до предела. Все это знают, все молчат… Но при этом все как-то выживают. Вот об этом и фильм… Танина (Татьяны Лазаревой) подруга посмотрела его недавно и говорит мне: какая же это комедия, это страшнее, чем “Груз-200”».

Кинотавр-2009: «Волчок», «Бубен барабан», «Сынок»

Катя ТАРХАНОВА, 14 июня 2009

Слухи о сносе «Жемчужины» оказались сильно преувеличены. Конкурсная программа оказалась в хорошем смысле тенденциозной. Всем как-то дружно надоели походы вокруг Кремля с ночёвкой у храма Христа-Спасителя, на экране — сплошная провинция и никакого переписывания историй. Ни Невской битвы, ни Сталинградской, ни Кандагара, Дубровки или Цхинвали. На экране лишь сиюминутная частная жизнь простых советских граждан.

Кинотавр-2009: Волчок

Другое дело, пока не всё получается, а в большинстве случаев не получается ничего. Но это по-любому ближе к телу, чем сожжение Тараса Бульбы. Многие ставят на гран-при для «Волчка» Василия Сигарёва, и это действительно душераздирающая спекуляция на слезе советского ребёнка. Однако Сигарёв — не только не режиссер кино, он даже не театральный режиссёр. Популярный драматург, надиктовавший очередной текст (снова «фильм-текст») устами своей жены (хорошая актриса Яна Троянова), и почти в каждый кадр требует театрального занавеса. Он раздвигается, раздвигается, задвигается, и к кино «Волчок» отношения не имеет. К слезам имеет, а к кино — нет. Там ещё дети живут на кладбище и питают любовь к бабушкиным гробам.

Зато по фестивальной программе стало окончательно ясно, что кончилась эпоха «новой драмы», начатая как-то «Эйфорией» да «Изображая жертву». Экранизированный театр больше не работает, и это хорошо. «Кинотавр» снова уточнил, что такое кино.

Читайте в этом обзоре:
«Бубен барабан»
«Сынок»
Читайте в предыдущем обзоре:
«Кислород»
«Сумасшедшая помощь»
«Миннесота»


Библиотека блин

Кинотавр-2009: Бубен барабан

«Бубен барабан» (Россия, 2009)
Автор сценария и режиссёр: Алексей Мизгирёв
Оператор: Вадим Деев
Продюсеры: Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Рубен Дишдишян
В ролях: Наталья Негода, Елена Лядова, Дмитрий Куличков

Все ждали камбэка Натальи Негоды. На сцене перед началом она выглядела замечательно, в конструкции несостоявшегося философа Мизгирёва (диплом Томского университета) — старо и нелепо, и в целом жутковато. Причем речь не о «стародевичестве» провинциальной библиотекарши времён дефолта, а о том, что её экзистенциальный запал устарел задолго до рождения философа, во времена ночей кабирии, джульетты, духов, антониониевских подруг и ждущих бергмановских женщин.

Всё демонстративно банально. Библиотекарша — нищая, интеллигентная и несломленная. Появляется высокий морячок, забирает её «нутряными» «красивыми» жестами, живёт с ней, уходит к её молодой подруге. Но кусочек секса — большой подарок любой советской женщине. Поэтому библиотекарша пытается сломаться, убить и изуродовать обидчиков, живущих в соседней комнате общежития. Только книги не позволяют. Книги — источник знаний о том, что ад — давно уже другие, а Валгалла бывает лишь после смерти в бою, и её надо ждать и терпеть, ждать и терпеть. Чем же и как же можно разнообразить это бумажное моралите?

Полтора часа мрачно и аскетично длится смертный бой бобра с ослом, подкрепленный, простите, Пушкиным, Киплингом, унизительным минетом, отрезанной головой в морге, когортой голых юных стриптизёрок и употреблением опасной бритвы не по прямому назначению. Каждый из «спецэффектов» подкрепляется, в свою очередь, словесными баталиями под Фромма, Камю и Габриэля Марселя, царствие им небесное. Но вряд ли люди после 11 сентября согласятся, что этих доисторических семи печатей хватит на то, чтобы бить нас по голове целых полтора часа.

Библиотекарша, как бы сказать — она тот рояль, который «заперт, а ключ от него потерян». Мизгирёв полагает, что мысленно надавил на самые больные струны — чудовищную нищету, чудовищный бандитизм морячков и милиционеров, чудовищные отношения советских мужчин и женщин, их родителей и детей, братьев и сестёр, парикмахерш, шахтёров и зубных техников. На самом деле он полтора часа клеймит и гневно указует с высокого постамента, периодически отпуская пошлые анекдоты, чтобы заинтересовать студентов. Помните этот памятник с вытянутой рукой? За этакие памятники бьют не старых дев, а философов. Пусть даже мысленно. В одном кадре вскрытых вен из «Правил секса» Эйвери больше воздействия и правды жизни, чем в этом бесконечном грехе Онана.


Я родил себе убийцу

Кинотавр-2009: Сынок

«Сынок» (Россия, 2009)
Автор сценария и режиссёр: Лариса Садилова
Оператор: Дмитрий Мишин
Продюсер: Рустам Ахадов
В ролях: Виктор Сухоруков, Олег Фроленков, Евгения Симонова

Папа — зануда и экскурсовод в краеведческом музее (Сухоруков), в одиночку с пеленок воспитывал ребёнка. Сыночек (Фроленков) ныне учится в колледже, вдруг куда-то отваливает, и его обвиняют в угоне иномарки и убийстве местного олигарха из огнестрельного оружия. Пистолет ещё не найден, но следствие ведётся, провинциальная пресса тоже старается, сыночка ловят в соседних городах и сажают в СИЗО. Папе велят нанять адвоката, но даже адвокатесса (Симонова) иллюзий не питает. Убил, угнал и сядет навсегда, если под психа не закосим. Детективная составляющая не рассасывается почти до самого конца.

Это стильное и грамотное жанровое кино с хорошими ролями и качественной съёмкой не ограничено, однако, детективом. В Европе давно уже, начиная с Сименона, парадигма детектива используется для общих высказываний о жизни. Садилова, может быть, первая, кому это удалось на нашей территории. Она сделала фильм о странностях любви.

Когда человек кого-то сильно любит (неважно, кого — ребёнка, женщину, кошку, мышку), потом что-то с его объектом случается и ничего непонятно — ну, вот, как ему выносить это дикое напряжение? Сколько секунд, минут и часов пройдет, пока не станет ясно, жить будешь или всё? Без объекта не будешь, а если это дни? Недели? Стороннее любопытство, «кто убил» и «чем кончится», лишь высвечивает любовь как материальную ценность. Оно создает ощутимый контрапункт для абсолютной доброты безумно напрягшегося человека и его полной беззащитности.

Садилова наконец очень точно осознала, чего и сколько можно выжать из контрапункта. Оправданную условность, ненавязчивый лаконизм, пчёл на пасеке, кости мамонта, вполне приличных тинэйджеров, не сдающих своих друзей, непротивного следователя, неадекватный конвой, одинокую озабоченную женщину с цветами, наглую несчастную девчонку, «чёрных» следопытов, «желтых» журналистов, ненормальность наших злобных подозрений ко всем и по поводу всего, берёзки, рябины, куст ракиты над рекой…

Всюду жизнь, и даже в Брянской области она культурна, поскольку изображение фильма имеет в виду и Ханеке, и Дарденнов, и былого Озона, и даже Киру Муратову. Вроде бы — ничего особенного, но видится за «Сынком» начало нормального отечественного жанра.

Конечно, сегодня вечером призы все дадут иначе, чем хотела бы наша спаянная юмористическая компания («Кинокадр», «Коммерсант», РИА-Новости, «МК-Бульвар» и т.д.), однако не привыкать. Гильдия кинокритиков уже, например, извратилась, наградив своим «Белым слоном» две чёрные картины, «Волчок» и «Кислород».


Хостинг от uCoz