Берлинале-2011

Берлинале-2010

Берлинале—2011: Победители

Главный приз - Золотого медведя получил Надер и Симин: Развод

Иран, режиссер Асгар Фархади. Симин хочет покинуть Иран вместе с мужем Надером и дочерью Термех. Она уже подготовила все необходимые документы, но супруг не жаждет уезжать, поскольку не хочет бросать больного отца. В результате Симин подает на развод, суд отклоняет ее требование, но это лишь начало цепочки печальных событий в жизни пары.

Гран-при жюри у картины Туринская лошадь

Венгрия, режиссер Бела Тарр.
 В январе 1886-го Фридрих Ницше остановил возницу, избивавшего плетью строптивую лошадь. Философ затем сошел с ума, а что было с лошадью никто не знает. По версии Тарра, она постепенно умирает в стойле дома полупарализованного извозчика и его дочери. Черно-белая картина хронометражом в 150 минут скрупулезно показывает шесть дней из жизни старика и дочери, привыкших влачить жалкое существование.

Ульрих Келер за фильм Сонная болезнь удостоился Серебряного медведя

 Германия—Франция—Голландия, режиссер Ульрих Кёлер. Эббо и Вера Велтер прожили последние 20 лет в разных странах Африки. Эббо изучает сонную болезнь, но, несмотря на это, так и не сумел успешно ассимилироваться на чужом континенте. Его супруга страдает от разлуки с дочерью, живущей в Германии, и в один прекрасный день уезжает на родину. Со временем Эббо сходится с африканкой, которая постепенно начинает вытягивать из него деньги.

Наше кино «В субботу» - без наград, Россия—Германия—Украина, режиссер Александр Миндадзе. 26 апреля 1986 года партработник Валерий Кабыш узнает об аварии на Чернобыльской АЭС и бежит за своей подругой Верой, чтобы спастись из города. Но паспорт Веры находится в залоге: девушка должна выступать в ресторане. Жители Припяти продолжают жить, несмотря на полыхающий реактор.
Ожидается, что на церемонию вручения премий в фестивальном дворце соберутся порядка 1600 гостей. Количество зрителей, за полторы недели посмотревших фильмы Берлинале, не менее внушительное: было продано свыше 300 000 билетов.

Журналисты во многом остались недовольны конкурсной программой, лейтмотивом которой стала тема попытки ухода героев от сложившихся обстоятельств, а также эффективность этих попыток. Большинство фильмов были откровенно слабыми, но зато на их фоне моментально выделялись стоящие проекты. Посмотрим на краткие содержания конкурсных фильмов. Они выставлены в порядке убывания критических оценок, опубликованных в европейском издании SCREEN.

Margin Call, США, режиссер Джей Си Чендор. Группа финансистов с Уолл-стрит узнает о грядущем кризисе ценных бумаг. Перед героями дилемма: или продолжать работать и погореть вместе со всеми, или же продать фирму, выйти из бизнеса и навсегда забыть о своей профессии.

«Кориолан», Великобритания, режиссер Рэйф Файнс. Трагедия Шекспира, перенесенная в наше время. Римский генерал Кай Марций одерживает победу над вольсками и получает прозвище Кориолан в честь города, где происходило сражение. Властолюбивая мать толкает Кая в политику, но там Кориолан терпит поражение. Изгнанный из города, он обращается за помощью к своему врагу Титу Афвидию.

«Наше великое отчаяние», Турция—Германия—Голландия, режиссер Сейфи Теоман. Двое друзей, которым уже хорошо за тридцать, живут в одной квартире в Анкаре. Они знакомы с самого детства и еще в школе мечтали влюбиться в одну девчонку. Им предоставляется такой случай, когда друг просит позаботиться о своей младшей сестре. Девушка переезжает к героям, и они начинают завоевывать ее сердце.

«Сказки на ночь», Франция, режиссер Мишель Осело. Анимационная история в формате 3D о том, как каждую ночь мальчик, девочка и женщина встречаются в волшебном кинотеатре и оказываются в мире своих снов.

«Будущее», США, режиссер Миранда Джулай. Софи и Джейсону в районе 35 лет. Однажды они понимают, что жизнь практически прожита, а они ничего не добились. Кроме того, их отношения зашли в тупик. Герои решают завести кота, сменить работу и кардинально изменить свои жизни.

«Приз», Мексика—Франция—Польша—Германия, режиссер Паула Маркович. Мать с дочерью скрываются в провинции Аргентины от властей в ожидании пропавшего без вести отца семейства. Они вынуждены врать всем о себе, но особенно трудно ложь дается девочке.

«Крик в небеса», США, режиссер Виктория Махони. Сладости 17 лет. У нее две сестры, больная мать и отец-алкоголик. Жизнь девушку не балует: будучи мулаткой, Сладость постоянно получает побои от своих черных одноклассников и соседей. Решение взять жизнь в свои руки приводит Сладость в окружение торговцев наркотиками.

«Загадочный мир», Аргентина—Германия—Уругвай, режиссер Родриго Морено. От Бориса уходит девушка. Он принимается искать новую подругу, а параллельно будет пить кофе, курить и бродить по улицам. Кроме того, у Бориса есть машина редкой марки и небесно-голубого цвета.

«Помада», Израиль—Великобритания, режиссер Джонатан Сагалл. Лара родом из Палестины, но 13 лет назад перебралась в Лондон. Она замужем за человеком, который ей изменяет, воспитывает семилетнего сына и не испытывает проблем в материальном плане. В один день прошлое настигает ее в лице подруги, вместе с которой Лара бежала из Палестины. Инам появляется на пороге дома героини, и оказывается, что женщин объединяет страшная тайна.

«Прощение крови», США—Албания—Дания—Италия, режиссер Джошуа Марстон. Албанцу Нику 17 лет, он мечтает открыть интернет-кафе. Сестре Ника Рудине — 15, и она тоже прекрасно знает, чего хочет от жизни, и готовится к поступлению в университет. Но отец Ника и Рудины обвиняется в убийстве, и согласно многовековым традициям семья убитого имеет право на месть. Никто из мужчин не имеет права покидать дом, так что вся забота о семье ложится на хрупкие плечи Рудины.

«Если не мы, то кто», Германия, режиссер Андрес Вейль. Германия, 60-е годы прошлого столетия. Бернвард Веспер хочет переиздать труды своего отца, которого заклеймили позором за поддержку Гитлера. Бенвард верит, что мир можно изменить словом, но его подруга Гудрун Энсслин считает иначе. Она становится у истоков террористической RAFF, действовавшей в Германии почти 30 лет.

«То дождь, то солнце», Южная Корея, режиссер Ли Юн Ки. Он отвозит Ее в аэропорт. По дороге Она сообщает, что хочет расстаться. Он не возражает. Через некоторое время из-за сильного дождя они вынуждены провести последнюю ночь вместе под одной крышей, и старые, почти забытые чувства постепенно возвращаются вновь.

10 февраля стартовал 61-й Берлинский международный кинофестиваль.

Открывает фестиваль лента братьев Коэн Железная хватка, представленная вне конкурса. На "Золотого медведя" будут претендовать 16 картин, в том числе наша лента  "В субботу" Александра Миндадзе.

Отборщики просто не могли пройти мимо - фильм повествует о Чернобыльской трагедии, которая потрясла мир 25 лет назад. Накануне Берлинале-2011 Александр Миндадзе рассказал о своей новой работе в интервью каналу "Россия-24".

"Это кино не блокбастер и совсем не исследование причин Чернобыльской катастрофы - правильно ли нажимали кнопки или были конструктивные особенности реактора, не подходящие для экспериментов. Это фильм о людях, живших 26 апреля 1986 года в субботу в городе Припять, после взрыва, о котором никто не знал. Целый день они жили под радиоактивным излучением, и только на другой день были эвакуированы из этого города", - поделился режиссер.

Один из героев знает о взрыве, пытается убежать, но сила мелочей не дает ему этого сделать. И в трудную, прощальную минуту жизнь вспыхивает особенно привлекательными цветами, отметил Александр Миндадзе.

По его словам, картина не интернациональна, то есть история, рассказанная в ней, связана с событиями в нашей стране. Но в фильме есть некий эмоциональный посыл, который пробивает незнание этой ситуации, подчеркнул режиссер, заметив, что делал картину не для фестиваля и даже не для западного зрителя.

   Среди конкурсных фильмов Берлинале-2011 — режиссерский дебют актера Ральфа Файнсса «Кориолан» (по мотивам Шекспира), «Туринская лошадь» Белы Тарра (о том, как сошел с ума Ницше), американское «Гарантийное требование» (о финансовом кризисе) с Кевином Спейси, Джереми Айронсом и Деми Мур. Менее именитые конкурсанты представляют Мексику, Иран, Турцию, Австрию, Израиль. Один из фильмов — анимационный. Это французские «Сказки ночи». В рамках спецпоказов пройдут премьеры документальных фильмов немецких классиков Вернера Херцога («Пещера забытых снов» — о древних наскальных рисунках) и Вима Вендерса («Пина» — об одном из главных хореографов ХХ века Пине Бауш).

  Среди российских кинематографистов, получавших награды Берлинале, - Сергей Соловьев ("Сто дней после детства", приз за лучшую режиссуру), Лариса Шепитько ("Восхождение", "Золотой медведь"), Глеб Панфилов ("Тема", "Золотой медведь"), Александр Сокуров (премия за творческий вклад в утверждение идеалов гуманизма), Анатолий Солоницын ("Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", "Лучший актер"), Инна Чурикова ("Военно-полевой роман", "Лучшая актриса"), Евгения Глушенко ("Влюблен по собственному желанию") и другие.

  Ретроспектива Ингмара Бергмана (Ingmar Bergman) украсит Берлинале шедеврами мирового кинематографа.
Всего в этом году в фестивале участвуют около 400 лент из 58 стран.

Основная программа:

"Наше великое горе" (Bizim вüyük çaresizliğimiz), реж. Сейфи Теоман (Seyfi Teoman, Турция);

"Кориолан" (Coriolanus), реж. Ральф Файнс (Raplph Fiennes, Великобритания);

"Липстикка" (Lipstikka), реж. Джонатан Сагалл (Jonathan Sagall, Израиль);

"Кто, если не мы?" (Wer wenn nicht wir), реж. Андрес Файель (Andres Veiel, Германия);

"Вопль в небо" (Yelling To The Sky), реж. Виктория Махони (Victoria Mahoney, США);

"Будущее" (The Future), реж. Миранда Джулай (Miranda July, США);

"Дополнительный залог" (Margin Call), реж. Джей Си Чендор (J.C. Chandor, США);

"Прощение крови" (The Forgiveness of Blood), реж. Джошуа Марстон (Joshua Marston, США);

"Сказки ночи" (Les contes de la nuit), реж. Мишель Осло (Michel Ocelot, Франция);

"Загадочный мир" (Un mundo misterioso), реж. Родриго Морено (Rodrigo Moreno,Аргентина);

"Надер и Симин, расставание" (Nader and Simin, A Separation), реж. Асгар Фаради (Asghar Farhadi, Иран);

"Сонная болезнь" (Die Schlafkrankheit), реж. Ульрих Келер (Ulrich Köhler, Германия);

"Мой лучший враг" (Mein bester Feind) реж. Вольфганг Мурнбергер (Wolfgang Murnberger, Австрия);

"То дождь, то солнце" (Come Rain Come Shine), реж. Ли Юн Ки (Lee Yoon-ki, Южная Корея);

"Туринская лошадь" (The Turin Horse), реж. Бела Тарр (Béla Tarr, Венгрия);

"Приз" (El premio), реж. Паула Маркович (Paula Markovitch, Аргентина/Мексика).

Братья Коэн откроют Берлинский кинофестиваль

Новая лента братьев Коэн «Железная хватка» откроет Берлинале 2011 года. Фильм будет демонстрироваться во внеконкурсной программе. Картина представляет собой новую экранизацию книги Чарльза Портиса, однажды уже воплощенную на экране Генри Хэтэуэем. Версия 1969 года стала единственной лентой, за работу в которой Джон Уэйн получил «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль».

В центре истории юная Мэтти Росс, разыскивающая убийц своего отца. Ее соратником становится помощник окружного шерифа (маршал) по имени Рустер Когберн. В ленте Хэтэуэя «Настоящее мужество» также снимались Роберт Дювалл, Деннис Хоппер и кантри-певец Глен Кэмпбелл. Позднее фильм обзавелся продолжениями «Рустер Когберн» Стюарта Миллара и True Grit: A Further Adventure, где роль маршала исполнял Уоррен Оутс. В картине Коэнов актерскую компанию Джеффу Бриджесу составляют Мэтт Дэймон и Джош Бролин.

Директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик так комментирует выбор жюри: «Джоэль и Итан стоят в первом ряду американского независимого кино. С их склонностью к иронии и неординарным персонажам и историям режиссерам удается постоянно захватывать воображение аудитории».

«Железная хватка» не так давно была отмечена американским Национальным советом кинокритиков в числе десяти лучших фильмов 2010 года.

Берлинале—2011 пройдет с 10 по 20 февраля.

Председатель жюри — Изабелла Росселлини

Актриса Изабелла Росселлини станет председателем жюри Берлинского кинофестиваля 2011 года. Прошлый созыв возглавлял Вернер Херцог. Тогда же на смотре впервые за долгие годы призы получила российская лента — картина «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Имена остальных участников жюри пока остаются неизвестными.

«Потрясающе, что Изабелла Росселлини будет президентом жюри Берлинале в 2011 году, — заявил директор фестиваля Дитер Кослик. — Она многогранный, творческий художник от кино, имеющая обширный опыт работы в европейском, американском и международном кинематографе».

Изабелла Росселлини родилась в семье звезд мирового кино — шведской актрисы Ингрид Бергман и итальянского режиссера Роберто Росселлини. Дебютировала в 1976 году в американо-итальянской ленте Винсента Миннелли «Дело времени». Первая роль на американской территории — кассовый хит Тейлора Хекворда «Белые ночи». Но визитной карточкой актрисы стала роль Дороти Вэлленс в картине Дэвида Линча «Синий бархат». После Росселлини снималась у режиссера и в другой его известной ленте «Дикие сердцем».

Росселлини востребована и в независимом кино, и в картинах, ориентированных на более широкую публику (например, она снималась в комедии «Смерть ей к лицу» Роберта Земекиса). На ее счету участие в фильмах Джона Шлезингера, Лоуренса Каздана и Питера Гринуэя. Среди последних ярких работ актрисы фильмы «Любовники» Джеймса Грэя и «Дурная слава» Дугласа МакГрата. Кроме того, Изабелла Росселлини часто снимается на телевидении и занимается режиссурой — ею поставлена серия изобретательных короткометражных фильмов «Зеленое порно», изучающих особенности полового поведения насекомых.

Грядущий Берлинский кинофестиваль пройдет с 10 по 20 февраля 2011 года.

ТОП - 100 фильмов Европы
Победители Европейской киноакадемии 2010
Ассоциация иностранных журналистов вручила лучшим французским фильмам премию Люмьер
Фильмом 2010 года Cahiers du cinéma счел «Сорняки» 
Номинанты премии "Сезар" 2010

Номинанты на премию BAFTA-2010

Европейское кино: новый реализм

Последний реализм
Европейское кино в Каннах 2010


Хостинг от uCoz