Избранное
- Осенняя
соната (1978)
Höstsonaten Прототипом
образа Шарлотты Андергаст стала одна из жен
Ингмара Бергмана - пианистка Кэби Ларетай. На судьбах одной
семьи — известной пианистки Шарлотты Андергаст, ее мужа
архитектора Юсефа, и их дочерей, Евы и Елены в фильме
показывается крушение семейных уз, распад семьи. Оскар, 1979 год Номинации (2): Лучшая женская
роль (Ингрид Бергман). Лучший сценарий. Ингрид Бергман
("Касабланка") и Лив
Ульман ("Шепоты и крики") в драме Ингмара Бергмана - "Осенняя соната".
В
циклической сонатной форме показана история распада семьи пианистки
Шарлотты (Ингрид Бергман) и двух ее дочерей, Евы (Лив Ульманн) и Хелен
(Лена Найман). Шарлота, всемирно известная пианистка, только что
потеряла Леонарда - человека, с которым жила многие годы. Потрясенная
его смертью и оставшаяся в одиночестве, она принимает приглашение своей
дочери Евы и приехать к ней в Норвегию погостить в загородном доме. Там
ее ждет неприятный сюрприз: кроме Евы, в доме находится и вторая дочь -
Хелен, которую Шарлотта некогда поместила в клинику для душевнобольных.
Напряженность между Шарлоттой и Евой возрастает, пока однажды ночью они
не решаются высказать друг другу все, что накопилось за долгие годы.
"Лучшая актриса" (Ингрид Бергман) - Гильдия Нью-Йоркских кинокритиков
(NYFCCA), 1978
"Лучшая актриса" (Ингрид Бергман) - Национальное общество кинокритиков
США (NSFC) , 1979
"Лучший иностранный фильм" - Золотой глобус (США), 1979
- Седьмая
печать (1956),Det sjunde inseglet Top250: 169
Прочитать
сценарий на русском Каннский кинофестиваль, 1957 год – шахматная партия со смертью –
один из
самых смелых образов в истории киноискусства. Практически именно с этого фильма,
удостоившегося на фестивале в Канне в 1957 году
специального приза жюри (поровну с «Каналом» Анджея Вайды,
что по-своему знаменательно, учитывая несомненный символизм
«хождения по кругам ада» и в данной картине
об участниках Варшавского восстания в годы второй мировой
войны), началась всемирная слава шведского режиссёра Ингмара Бергмана.
Хотя ряд предшествующих работ мастера ретроспективно тоже были
признаны кинематографическими шедеврами — например, «Лето
с Моникой» и «Вечер шутов». Но «Седьмая печать»
представляет уже зрелого, пусть лишь 38-летнего по возрасту
художника, который, безусловно, склонен к богоборческим мотивам
и пытается вырваться за пределы внушаемого с детства
протестантизма (тем более что и отец Бергмана был пастором)
даже при обращении к материалу, имеющему религиозную тематику. (...
читать всё)
-
Сквозь
темное стекло (1961)
Såsom i en spegel
Только что вышедшая из психиатрической
лечебницы девушка Карин отдыхает вместе со своим мужем Мартином
врачом, отцом Дэвидом — известным писателем, и младшим
братом Фредериком, по прозвищу Минус, на небольшом островке.
Карин страдает галлюцинациями и истерическими
припадками — ей кажется, что ее посещает Господь Бог… Оскар, 1962 год
Это первая часть
так называемой «трилогии веры» выдающегося шведского режиссёра
Ингмара Бергмана, в которую входят ещё «Причастие»
и «Молчание». Вообще-то сам Бергман протестовал против
их тематического объединения в трилогию, считая,
что произведения всё-таки не связаны друг с другом.
А в качестве названия этого фильма были использованы слова
из философского высказывания святого апостола Павла в Первом
послании к коринфянам. Ведь героиня картины, молодая девушка
Карин, истово верящая в Бога, одержима именно из-за невозможности
постичь его до конца, приблизиться «лицом к лицу», проникнув
«сквозь тусклое стекло», устранив неясную границу, которая препятствует
полному и абсолютному познанию. (...
читать всё)
-
Причастие (1962) Nattvardsgästerna В главных ролях: Ингрид
Тулин Гуннар
Бьёрнстранд Гуннель
Линдблум Макс
фон Сюдов
«Причастие» —
вторая часть своеобразной «трилогии веры» Ингмара Бергмана, которую
он начал фильмом «Как в зеркале» и завершил картиной
«Молчание». Не получившее широкого резонанса (однако интересно,
что Андрей Тарковский включал эту ленту в десятку своих
любимых кинопроизведений), гораздо более скромное по манере
и выразительным средствам, самоограниченное до предела,
истинно протестантское по стилю
«Причастие» поражает и восхищает не только смелостью
художника, который решился подвергнуть сомнению истинность веры
священника. Ведь лишившись безграничной преданности и любви
к Богу, как бы завидуя Христу, пастор поступает в жизни
вовсе не добродетельно, не по-христиански.
Но Бергман не склонен доверяться святости
обряда причастия, возвышенности и духовности даже самого
«либерального» направления в христианской религии,
как протестантство, рассчитанного на индивидуальное, один
на один, общение с Богом, которое избавлено от пышных
массовых ритуалов поклонения. (...
читать всё)
-
Молчание (1963) Tystnaden
Две сестры, ощущающие в своих душах
одиночество, пытаются скрасить свою жизнь сексуальными переживаниями.
И все это происходит в молчании. Ведь оно «иногда
бывает выразительнее всяких речей». А это как раз
тот самый случай!
Время многое
переоценивает, раскрывает подлинное значение явлений. Несмотря
на злопыхательство, презрение и даже физиологическое
отвращение не только зрителей, но и критиков, поносивших
с пеной у рта мерзкое сочинение Ингмара Бергмана
под названием «Молчание», спустя годы убеждаешься,
что это — несомненно, великое произведение, одно из тех,
которым может гордиться мировой кинематограф. Прежде всего, оно на
удивление чисто и возвышенно, ясно и прозрачно, необъяснимо
просто и исполнено высокого смысла — словно
тот очищающий, врывающийся, захлёстывающий лицо живительной влагой
дождь в финале ленты. (...
читать всё)
-
Сцены
из супружеской жизни (1973) Scener ur ett äktenskap
IMDB: 8.30 (4 476)
(1974 г., 167 мин.) Лив Ульман ("Персона"), Эрланд Юсефсон
("Фанни и Александер") в драме Ингмара Бергмана - "Сцены супружкеской
жизни". Фильм
состоит из шести "сцен", каждая из которых представляет собой фрагмент
двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана. Вначале подробно,
шаг за шагом показано, как аборт, неверность и лицемерие постепенно
приводят семью к разводу. Но развод неожиданно оказывается отличным
поводом проявить друг другу понимание, сострадание, искренность - и вот
уже чувства бывших супругов друг к другу вспыхивают с новой силой.
Этот
фильм считается одной из самых глубоких историй любви в мировом кино.
Бергман признавался, что "Сцены…" потребовали всего четыре месяца на
съемки, но целую жизнь - на то, чтобы пережить их самому.
"Лучший иностранный фильм" - Золотой Глобус, 1975
"Лучшая
актриса" (Лив Ульман), "Лучший фильм", "Лучший сценарий" (Ингмар
Бергман) - Нью-Йоркское общество кинокритиков (NYFCC Award), 1974
"Лучшая
актриса" (Лив Ульман), "Лучший фильм", "Лучший сценарий" (Ингмар
Бергман), "Лучшая роль второго плана" (Биби Андерсон).
Национальное
общество кинокритиков США (NSFC Award), 1975
-
Фанни и
Александр (1982)
Fanny och
Alexander
После неожиданной смерти отца
десятилетнего Александра и его сестры Фанни их мать выходит
замуж за пастора. Из суматошного, светлого мира открытых
чувств дети попадают в фарисейский, душный мир схоластически
понятых религиозных догматов…
История семьи Экдаль, увиденная глазами двух
детей — сестры и брата Фанни и Александра. Пока
семья едина и неразлучна, дети счастливы и без страха могут
предаваться чудесным мечтам. С потерей близких людей в них
растет чувство горечи и неприязни к миру. Но там,
где Фанни пытается сохранить чистую душу, Александр
замыкается в темном и жестоком внутреннем мирке…
Оскар, 1984 год «Фанни
и Александр», выйдя в кинопрокат, является, на самом-то
деле, сокращённым вариантом минисериала. И вот эта полная
версия (пять с лишним часов) намного сильнее воздействует
благодаря своему неспешному, завораживающему ритму повествования
о детстве, которое кануло без возврата, а главное —
полнее и понятнее представляет подчас запутанные взаимоотношения
между многочисленными персонажами, жившими в начале XX века. (...
читать всё)
-
Девичий
источник (1959)
Jungfrukällan
Оскар, 1961 год Источникам всегда приписывают
целебные свойства, и их происхождение часто связывают
с чудесами, которым не всегда предшествуют радостные события…
И эта скандинавская средневековая легенда тому подтверждение. Этот
фильм шведского мастера кино Ингмара Бергмана, созданный на основе
легенды XIV века об источнике, который возник на том
месте, где была изнасилована юная дочь крестьянина, ехавшая
в церковь, поражает и до сих пор. Но отнюдь
не натурализмом и откровенностью сцены поругания. Простота,
ясность, чистота и словно прозрачность избранной режиссёром манеры
ненавязчиво заставляют нас почувствовать невинность
и святость уединённого в самой глуши незамысловатого мира
скромных людей, в том числе — девушки Карин, нежного
и кроткого создания. А эпизод насилия над ней
воспринимается особенно обострённо и даже шокирующе только потому,
что показан отражённо — глазами сводной сестры Карин,
язычницы и ворожейки Ингери, которая пожелала ей смерти
и уже успела раскаяться в этом, а также через потрясение
и ужас мальчишки, не принявшего вместе с другими
бродягами участие в надругательстве. (...
читать всё)
-
Земляничная
поляна (1957)
Smultronstället
Рецензия: Сергей
Кудрявцев Берлинский кинофестиваль, 1958 год Пожалуй,
«Земляничная поляна» стала самой прославленной лентой шведского
режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя сейчас, наверно, трудно поверить
в то, что новаторский по средствам кинематографической
выразительности (прежде всего — по использованию приёма
«внутреннего монолога») фильм о старом профессоре, который
на склоне лет подвергает беспощадному и в то же
время спасительному для самого себя мысленному суду всю свою
жизнь, поставил 39-летний автор. Между прочим, идея этой картины пришла
к Бергману в момент вынужденного пребывания в больнице,
где людям поневоле приходится задумываться о смерти и,
вероятно, заново переоценивать уже пройденный путь.
(...
читать всё)
-
Шепоты
и крики (1972)
Viskningar
och rop Что происходит
в семье, когда тяжелобольной человек умирает от рака?
Как родственники способны помочь ему или как им самим
надо помогать? А, может быть, помощь в данном случае взаимная?
Фильм состоит из шести «сцен», каждая
из которых представляет собой фрагмент двадцатилетней совместной
жизни Марианны и Йохана. Вначале подробно, шаг за шагом показано,
как аборт, неверность и лицемерие постепенно приводят семью
к разводу.
Но
развод неожиданно оказывается отличным поводом проявить друг другу
понимание, сострадание, искренность — и вот уже чувства
бывших супругов друг к другу вспыхивают с новой силой. Оскар, 1974 год Победитель (1): Лучшая работа оператора
Номинации (4):
Лучший фильм. Лучший режиссер. Лучший
адаптированный сценарий. Лучшие костюмы. В главных ролях:
-
Персона (1966) Persona
Психологическая драма,
в которой раскрывается одна из важнейших проблем современного
мира, когда, несмотря на казалось бы нормальное течение
профессиональной и личной жизни, человек вдруг ощущает одиночество
и бессмысленность своего существования. Будучи знаменитой
актрисой, госпожа Фоглер внезапно замолкает прямо во время
спектакля и с тех пор перестает разговаривать со всеми. Пребывание в больнице показывает,
что психически она здорова. Медсестра Альма должна вывести
ее из этого состояния, и они отправляются вдвоем к морю,
где им предстоит нелегкие дни общения. Одна
из самых лучших и действительно ключевых картин
в обширном творчестве Ингмара Бергмана. Особый парадокс
заключается в том, что в ней выражен в максимально
сжатой, концентрированной, лаконичной форме практически весь комплекс
идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний большого художника,
который испытывает боль и радость собственного существования,
враждебность и гармонию окружающего мира. Фильм «Персона», снятый
после другого бергмановского шедевра «Молчание», кажется невероятно
загадочным, зашифрованным, усложнённым, многозначным, непостижимым…
И одновременно — классически (почти классицистски, согласно
«единству места, времени и действия») простым, ясным, строгим
до полнейшего самоограничения, законченным по мысли
и форме произведением. (...
читать всё)
-
Стыд (1968) Skammen Общая идея фильма прекрасно выражена
в словах Бенджиамина Франклина: «Что началось гневом, кончается
стыдом». И герой фильма — музыкант, показанный
как олицетворение главных человеческих пороков, возможно,
еще способен осознать это?
Этот фильм может
показаться неожиданным для тех зрителей, которые знают
и любят Ингмара Бергмана, прежде всего, как поэта глубоко
личных исповедей и в то же время хирурга интимного мира
человеческих отношений, упорного исследователя замкнутой вселенной
отдельного индивидуума, который уже утратил способность
к контактам с другими людьми, а вот в себе
обнаружил разверзнувшуюся пропасть. Однако политическая
и антивоенная по своей сути притча «Стыд» снята
в резкой, почти хроникальной манере, даже с внешней
экспрессией. (...
читать всё) В главных ролях:
-
- Лицо (1958) Ansiktet
- Лето с
Моникой (1953)
Sommaren
med Monika
- Час
волка (1968)
Vargtimmen
- Улыбки
летней ночи (1955)
Sommarnattens leende Каннский кинофестиваль, 1956 год
- Лицом к лицу
- У истоков жизни Каннский кинофестиваль, 1958 год
- Музыка во тьме
Основные
темы
творчества Ингмара Бергмана — это человек, оказавшийся в
пустоте, наедине с самим собой, и поиски настоящих отношений между
людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную
гамму чувств, Бергман помогает актёрам выражать сложнейшие переживания
экзистенциальной встречи с не всегда приятной правдой о мире внутри и
вокруг себя.
Дата рождения: 14 июля 1918 года
Эрнст Ингмар Бергман — режиссёр театра и кино, сценарист, писатель. (14
июля 1918 - 30 июля 2007)
Окончил Стокгольмский университет, где изучал литературу и историю
искусств. Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году,
редактируя сценарии. Однако вскоре он написал собственный сценарий под
названием Травля, который был экранизирован в 1944 году.
Позднее
Бергман
начал снимать и собственные фильмы. Мировое признание
получили его режиссёрские работы 1950-х — 1960-х годов — «Земляничная
поляна», «Седьмая печать», «Улыбки летней ночи», «Молчание», «Персона»
— эти фильмы принесли Ингмару Бергману известность и уважение
профессионалов.
Режиссёр продолжал активно работать в кино и последующие десятилетия,
причём почти для всех своих картин сценарии писал сам. В 1970-е —
1980-е годы на экраны вышли «Прикосновение», «Осенняя соната», «Из
жизни марионеток», «Змеиное яйцо», «Фанни и Александр».
Кроме того, Ингмар Бергман, начинавший свой творческий путь как
театральный режиссёр, впоследствии не расставался с театром и ставил
пьесы Уильяма Шекспира, Ибсена, Антона Чехова, Стриндберга.
Его восемь детей также стали деятелями культуры и искусства. Сын
Даниэль Бергман, был режиссером художественного фильма "Воскресные
дети". Согласно оценкам Бергман оставил наследникам около $7,1 млн.
Бергман являлся владельцем акционерной кампании «Цинематограпхы
Актиеболаг», связанной с производством кино. Последние годы
кинорежиссёр проводил на маленьком острове Фарё в Балтийском море, где
у него был собственный дом.
"Мир узнал Бергмана – а вместе с ним и все шведское послевоенное кино
– благодаря Девичьему источнику, напоенной суровой скандинавской
экзотикой трагедии о преступлении и наказании. Однако сам режиссер этот
фильм недолюбливал, называя его открыткой для туристов и «убогим
подражанием Куросаве».
Стихия Бергмана – камерная драма. Именно
здесь он мог на полную мощность включить свой режиссерский арсенал:
отточенное в сотнях театральных спектаклей искусство мизансцены и
работы с актерами, прихотливую игру светотени, знаменитые
«бергмановские» крупные планы.
Как исследователь эмоционального
мира Бергман не знает себе равных. Он почти c медицинской
скрупулезностью проникал в самые интимные уголки человеческой души,
предоставляя затем дотошным кинокритикам годами разбираться в
хитросплетениях околофрейдистской символики.
Несмотря на
сложность натуры, в жизни Бергман был довольно практичным человеком.
Главным врагом режиссера он считал большой живот: стоит его отрастить,
потерять физическую легкость – как вслед за этим придет и леность ума.
Сам Бергман сохранил поджарость до 89 лет."
Алексей Сахалтуев
Обязательно к просмотру
Земляничная поляна – бергмановское
понимание
«роуд-муви».
Персона – две женщины в комнате, одна говорит, другая
молчит; как ни странно, оторваться от экрана невозможно. Любимый фильм
Бергмана.
Фанни и Александр – эталон семейной саги.
Выдающийся деятель
скандинавского театра 20 века, наряду с М.
Антониони, Л. Бунюэлем, А. Куросавой, Ф. Феллини, международно
признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве.
Родился в Упсале в семье пастора. Окончив в 1944 факультет литературы и
искусства Стокгольмского университета, работает режиссером в городских
театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946-1949) и Мальме
(1952-1958). С начала 60-х годов ставит спектакли на сцене
стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963-1966 является его
директором. В кино дебютирует в качестве сценариста в 1944 («Травля»,
Hets, режиссер А. Шеберг). Творческое наследие Бергмана огромно. На
сценах Швеции и других стран им поставлено более 70 спектаклей по
произведениям классической и современной драматургии, осуществлен ряд
постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по 1986 режиссер снял
46 фильмов (в основном по собственным сценариям), ряд фильмов по его
сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат престижных
международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии
«Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного МКФ в Канне (1997).
Раннее кинотворчество Бергмана проходит под знаком типичной для
представителей шведского литературного авангарда 40-х годов (так
называемых «фюртиоталистов») бескомпромиссной критики социальной
несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и
процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма.
Герои его картин — люди трудной судьбы — «Кризис» (Kris, 1946);
«Корабль в Индию» (Frustration, 1947); «Музыка во тьме» (Musik I Moker,
1947), юные изгои из регламентированного социума в фильме «Дождь над
нашей любовью» (Det Regnar Pa Var Karlek, 1946); «Портовый город»
(Hamnstad, 1948), испытывающие крушение эмоционального мира влюбленные
в фильмах «К радости» (Till Gladje, 1949); «Летняя игра», 1950; «Лето с
Моникой» (Sommaren Med Monika/Monika, 1952), неблагополучные
супружеские пары в фильмах «Жажда» (Thirst, 1949); «Женщины ждут»
(1952). Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному
психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов
о природе бытия и месте человека в нем («Тюрьма», 1949). С новой
остротой Бергман выдвигает эти вопросы, рассматривая их на пространстве
истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу
новаторских лентах 50-х: пронизанном горьким социально-критическим
пафосом, приводящем на память Ф. Достоевского, «Вечере шутов» (1953),
восходящей к истокам средневекового народного театра «Седьмой печати»
(1956, премия МКФ в Канне) и погружающем в легендарное прошлое
«Источнике» (1959), балансирующем на грани реального и фантастического
«Лицей» (1958, премия МКФ в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского
этико-художнического максимализма становится в этот период отмеченная
виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма
переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого
пути «Земляничная поляна» (Smultronstallet, 1957). Поиск истоков
одиночества, некоммуникабельности, генезис отчуждения — в центре
внимания Бергмана в этапных фильмах 60-х годов, сложившихся в
тематическую трилогию о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (Sasom I En
Spegel, 1960) (премия «Оскар»), «Причастие» (1962), «Молчание»
(Tystnaden, 1963). Напоминая по форме «камерные пьесы» А. Стриндберга
(небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства),
они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению
философская драма «Персона» (Persona, 1965), весомо свидетельствовали,
что с Бергманом в мировое кино приходит принципиально новое,
экзистенциальное, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни
людей измерение. Анализ граней «несчастного сознания» (в терминологии
одного из духовных учителей режиссера С. Кьеркегора), принимаемый в
фильме о теряющем рассудок художнике («Час волка», 1965),
ленте-антиутопии о неостановимой деградации одинокой личности под
натиском антигуманной среды «Стыд» (Skammen, 1967), картинах о
безболезненном сломе устоев буржуазного брака и семьи, таких как
«Страсть» (1968); «Прикосновение» (Beroringen, 1970); «Шепоты и крики»
(Viskningar Och Rop, 1971), практически не знает себе равных в опыте
современного киноискусства. 70-е годы отмечены в творчестве Бергмана
усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов.
Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении
«Сцен из супружеской жизни» (Scenes From A Marriage, 1972) и их
своеобразного продолжения — фильма «Лицом к лицу» (Face To Face/Ansikte
Mot Ansikte, 1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного
миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками
научно-фантастического «прогноза», картине о психосоциальных истоках
фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976). На грани 80-х годов в манере
режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных
мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и
первооснова существования), по Бергману, — семья. Именно в рамках семьи
развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из
психологических шедевров Бергмана — «Осенней сонаты» (Hostsonaten,
1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (Fanny Och
Alexander, 1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю
шведского кинопроизводства.
Последние годы Бергман жил в одиночестве и писал новые сценарии.
Описание Коллекция Ингмара Бергмана. том 1
После
репетиции / Efter repetitionen (1983 г., 70 мин.)
Лена
Олин ("Фанни и Александер"), Эрланд Юсефсон ("Жертвоприношение") и
Ингрид Тулин ("Гибель Богов") в драме Ингмара Бергмана - "После
репетиции".
Театральный режиссер Хенрик Воглер часто остается после
репетиций один, чтобы в одиночестве поразмыслить над постановками. В
этот день в театр неожиданно возвращается Анна, ведущая актриса, якобы
в поисках утерянного браслета, которого у нее никогда не было. Анна
рассказывает Воглеру о том, как ненавидит свою умершую мать, которая
была любовницей режиссера и алкоголичкой. Ее слова погружают Воглера в
воспоминания о взбалмошной Ракель, к которой он испытывал странное
чувство симпатии и отторжения. Однако вечер ещё не окончен, и Воглеру
еще предстоит узнать многое другое…
Сцены
супружеской жизни / Scener ur ett aktenskap (1974 г., 167 мин.)
Лив Ульман ("Персона"), Эрланд Юсефсон
("Фанни и Александер") в драме Ингмара Бергмана - "Сцены супружкеской
жизни".
Фильм
состоит из шести "сцен", каждая из которых представляет собой фрагмент
двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана. Вначале подробно,
шаг за шагом показано, как аборт, неверность и лицемерие постепенно
приводят семью к разводу. Но развод неожиданно оказывается отличным
поводом проявить друг другу понимание, сострадание, искренность - и вот
уже чувства бывших супругов друг к другу вспыхивают с новой силой.
Этот
фильм считается одной из самых глубоких историй любви в мировом кино.
Бергман признавался, что "Сцены…" потребовали всего четыре месяца на
съемки, но целую жизнь - на то, чтобы пережить их самому.
"Лучший иностранный фильм" - Золотой Глобус, 1975
"Лучшая
актриса" (Лив Ульман), "Лучший фильм", "Лучший сценарий" (Ингмар
Бергман) - Нью-Йоркское общество кинокритиков (NYFCC Award), 1974
"Лучшая
актриса" (Лив Ульман), "Лучший фильм", "Лучший сценарий" (Ингмар
Бергман), "Лучшая роль второго плана" (Биби Андерсон) -Национальное
общество кинокритиков США (NSFC Award), 1975
Осенняя
соната
/ Hostsonaten (1978 г., 93 мин.)
Ингрид Бергман ("Касабланка") и Лив
Ульман ("Шепоты и крики") в драме Ингмара Бергмана - "Осенняя соната".
В
циклической сонатной форме показана история распада семьи пианистки
Шарлотты (Ингрид Бергман) и двух ее дочерей, Евы (Лив Ульманн) и Хелен
(Лена Найман). Шарлота, всемирно известная пианистка, только что
потеряла Леонарда - человека, с которым жила многие годы. Потрясенная
его смертью и оставшаяся в одиночестве, она принимает приглашение своей
дочери Евы и приехать к ней в Норвегию погостить в загородном доме. Там
ее ждет неприятный сюрприз: кроме Евы, в доме находится и вторая дочь -
Хелен, которую Шарлотта некогда поместила в клинику для душевнобольных.
Напряженность между Шарлоттой и Евой возрастает, пока однажды ночью они
не решаются высказать друг другу все, что накопилось за долгие годы.
"Лучшая актриса" (Ингрид Бергман) - Гильдия Нью-Йоркских кинокритиков
(NYFCCA), 1978
"Лучшая актриса" (Ингрид Бергман) - Национальное общество кинокритиков
США (NSFC) , 1979
"Лучший иностранный фильм" - Золотой глобус (США), 1979
Из
жизни марионеток / Aus Dem Leben Der Marionetten (1980 г., 101 мин.)
Хейнц Беннет ("Мария Бонапарт") и
Мартин Бенрат ("Моритури") в криминальной драме Ингмара Бергмана - "Из
жизни марионеток".
Одна
из самых жестких лент позднего Бергмана, снятая им за два года до того,
как он решил покинуть кинематограф. Питер Егерманн, обуреваемый
различными комплексами, главным из которых постепенно становится
комплекс сексуальной неполноценности, убивает проститутку. Весь фильм -
фирменное бергмановское расследование психологии преступления,
совершенного в самой первой сцене. Жертва известна как "Ка"- это
псевдоним Катарины, которой не повезло иметь имя жены преступника…
Коллекция Ингмара Бергмана. том 2
Сцены
из супружеской жизни / Scener ur ett aktenskap (1974 г., 167 мин.)
Лив Ульман ("Персона"), Эрланд Юсефсон
("Фанни и Александер") в драме Ингмара Бергмана - "Сцены из супружеской
жизни".
Фильм
состоит из шести "сцен", каждая из которых представляет собой фрагмент
двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана. Вначале подробно,
шаг за шагом показано, как аборт, неверность и лицемерие постепенно
приводят семью к разводу. Но развод неожиданно оказывается отличным
поводом проявить друг другу понимание, сострадание, искренность - и вот
уже чувства бывших супругов друг к другу вспыхивают с новой силой. Этот
фильм считается одной из самых глубоких историй любви в мировом кино.
Бергман признавался, что "Сцены…" потребовали всего четыре месяца на
съемки, но целую жизнь - на то, чтобы пережить их самому.
Дата рождения: 14.7.1918
Дата смерти: 30.7.2007
Биография:
Режиссер, сценарист, актер, продюсер, оператор.
Имя при рождении: Эрнст Ингмар Бергман (Ernst Ingmar Bergman)
Выдающийся деятель скандинавского театра 20 века, наряду с М. Антониони, Л. Бунюэлем, А. Куросавой, Ф. Феллини,
международно признанный лидер «авторского» направления в мировом
киноискусстве. Родился в Упсале в семье пастора. Окончив в 1944
факультет литературы и искусства Стокгольмского университета, работает
режиссером в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга
(1946-1949) и Мальме (1952-1958). С начала 60-х годов ставит спектакли
на сцене стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963-1966
является его директором. В кино дебютирует в качестве сценариста в 1944
(«Травля», Hets, режиссер А. Шеберг). Творческое наследие Бергмана
огромно. На сценах Швеции и других стран им поставлено более 70
спектаклей по произведениям классической и современной драматургии,
осуществлен ряд постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по
1986 режиссер снял 46 фильмов (в основном по собственным сценариям),
ряд фильмов по его сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат
престижных международных кинопремий, включая премию Европейской
киноакадемии «Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного МКФ в
Канне (1997). Раннее кинотворчество Бергмана проходит под знаком
типичной для представителей шведского литературного авангарда 40-х
годов (так называемых «фюртиоталистов») бескомпромиссной критики
социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и
процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма.
Герои его картин — люди трудной судьбы — «Кризис» (Kris, 1946);
«Корабль в Индию» (Frustration, 1947); «Музыка во тьме» (Musik I Moker,
1947), юные изгои из регламентированного социума в фильме «Дождь над
нашей любовью» (Det Regnar Pa Var Karlek, 1946); «Портовый город»
(Hamnstad, 1948), испытывающие крушение эмоционального мира влюбленные
в фильмах «К радости» (Till Gladje, 1949); «Летняя игра», 1950; «Лето с
Моникой» (Sommaren Med Monika/Monika, 1952), неблагополучные
супружеские пары в фильмах «Жажда» (Thirst, 1949); «Женщины ждут»
(1952). Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному
психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов
о природе бытия и месте человека в нем («Тюрьма», 1949). С новой
остротой Бергман выдвигает эти вопросы, рассматривая их на пространстве
истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу
новаторских лентах 50-х: пронизанном горьким социально-критическим
пафосом, приводящем на память Ф. Достоевского, «Вечере шутов» (1953),
восходящей к истокам средневекового народного театра «Седьмой печати»
(1956, премия МКФ в Канне) и погружающем в легендарное прошлое
«Источнике» (1959), балансирующем на грани реального и фантастического
«Лицей» (1958, премия МКФ в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского
этико-художнического максимализма становится в этот период отмеченная
виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма
переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого
пути «Земляничная поляна» (Smultronstallet, 1957). Поиск истоков
одиночества, некоммуникабельности, генезис отчуждения — в центре
внимания Бергмана в этапных фильмах 60-х годов, сложившихся в
тематическую трилогию о «молчании Бога»: «Как в зеркале» (Sasom I En
Spegel, 1960) (премия «Оскар»), «Причастие» (1962), «Молчание»
(Tystnaden, 1963). Напоминая по форме «камерные пьесы» А. Стриндберга
(небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства),
они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению
философская драма «Персона» (Persona, 1965), весомо свидетельствовали,
что с Бергманом в мировое кино приходит принципиально новое,
экзистенциальное, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни
людей измерение. Анализ граней «несчастного сознания» (в терминологии
одного из духовных учителей режиссера С. Кьеркегора), принимаемый в
фильме о теряющем рассудок художнике («Час волка», 1965),
ленте-антиутопии о неостановимой деградации одинокой личности под
натиском антигуманной среды «Стыд» (Skammen, 1967), картинах о
безболезненном сломе устоев буржуазного брака и семьи, таких как
«Страсть» (1968); «Прикосновение» (Beroringen, 1970); «Шепоты и крики»
(Viskningar Och Rop, 1971), практически не знает себе равных в опыте
современного киноискусства. 70-е годы отмечены в творчестве Бергмана
усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов.
Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении
«Сцен из супружеской жизни» (Scenes From A Marriage, 1972) и их
своеобразного продолжения — фильма «Лицом к лицу» (Face To Face/Ansikte
Mot Ansikte, 1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного
миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками
научно-фантастического «прогноза», картине о психосоциальных истоках
фашизма в Германии «Змеиное яйцо» (1976). На грани 80-х годов в манере
режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных
мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и
первооснова существования), по Бергману, — семья. Именно в рамках семьи
развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из
психологических шедевров Бергмана — «Осенней сонаты» (Hostsonaten,
1977) и масштабной эпической саги «Фанни и Александр» (Fanny Och
Alexander, 1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю
шведского кинопроизводства.
Последние годы Бергман жил в одиночестве и писал новые сценарии. "Мне
трудно общаться с новыми людьми. Я с удовольствием говорю по телефону.
Я считаю телефон замечательной вещью. Этот аппарат дает возможность
получить радость от общения с добрыми друзьями. Но сейчас я провожу
время в одиночестве. В полном. И это мне нравится. Так мне легче
переносить мое положение".
Это был один из последних
мастеров интеллектуального, философского кино, убежден директор
Института культурологии, известный киновед Кирилл Разлогов:
"Бергман
пришел в кино из театра со своими актерами, своими традициями, своей
концепцией и завоевал весь мир. Когда кино стали признавать как
искусство, Бергман стал его символом. Именно он основал Европейскую
киноакадемию и объединил кинематографистов-художников. Ингмар Бергман -
фигура уникальная. Это мастер с большой буквы, принадлежащий не только
Скандинавии, но всей мировой культуре."
- Глава 1. Бергман на родине
- Глава 2. Бергман в России
- Глава 3. Бергман в мире
- Глава 4. Космос Бергмана