Кадр из фильма «Баария»
|
Фильм открытия — масштабная фреска «Баария» режиссера Джузеппе Торнаторе с Моникой Белуччи и Микеле Плачидо.
Впервые за историю существования Венецианского смотра фильм открытия включен в основной конкурс. «Баария» – древний звук, магическая формула, ключ, способный открыть смысл моего самого личного фильма. Также это название сицилийского городка Багерии (на местном диалекте — Баария), где я родился. Жизнь жителей Баарии сосредоточена вдоль главной улицы, и каждый день, проходя по ней вверх и вниз в течение многих лет, можно понять вещи, которые целый мир никогда не сумеет передать вам», – объясняет режиссер самого дорогостоящего проекта современного итальянского кино. Кстати, звезда телесериала «Спрут» Микеле Плачидо представляет в Венеции собственный фильм «Большая мечта».
В рамках основного конкурса одна из самых ожидаемых премьер — фильм Майкла Мура «Капитализм: История любви» о мировом кризисе и переходе власти от администрации Буша к администрации Обамы. Самый скандальный документалист мира обещает животрепещущее зрелище: «В нем есть все: вожделение, страсть, романтика и 14 000 ежедневно уничтожаемых рабочих мест. Это запретная любовь, имя которой не осмеливаются произносить. Но оно очень простое: это – капитализм». На экраны США фильм выйдет 2 октября – ровно через год после принятия решения сенатом США о выделение 700 000 000 долларов налогоплательщиков для помощи Wall Street.
В основном конкурсе — «Душевная кухня» немецко-турецкого режиссера Фатиха Акина, «Военное время» Тодда Солондза, «Плохой лейтенант» Вернера Херцога с Николасом Кейджем и Евой Мендес (это ремейк фильма Абеля Феррары о симпатичном подлеце — оперуполномоченном полиции). Среди избранных — «Дорога» Джона Хиллкота с Вигго Мортенсеном и Шарлиз Терон, новый арт-ужастик Джорджа Ромеро «Выживание мертвецов», «Белый материал» Клер Дени с Изабель Юппер, любовная драма Патриса Шеро «Травля». Внимание журналистов привлекает режиссерский дебют харизматичного модельера Тома Форда «Холостяк». 81-летний классик Жак Риветт лично представит «36 видов с пика Сен-Лу» с Джейн Биркин в главной роли. В последний момент в программу добавлена документальная драма Ханы Махмальбаф «Зеленые дни», в которой использованы съемки недавних беспорядков в Иране. Хана Махмальбаф — дочь иранского классика Мохсена Махмальбафа, дебютировала именно в Венеции пять лет назад в возрасте 15 лет.
Вне конкурса — черная комедия «Информатор» Стивена Содерберга с Мэттом Деймоном, «К югу от границы» мэтра Оливера Стоуна, «Дыра» Джо Данте, а также документальная драма Абеля Феррары «Неаполь, Неаполь, Неаполь».
Мостра охотно разделяет всеобщее увлечение анимацией. 6 сентября на Лидо будет вручен почетный «Золотой лев» за заслуги перед кинематографом американскому аниматору и продюсеру Джону Лассетеру, одному из основателей Pixar («История игрушек», «Приключения Флика», «Тачки», «Валл-И»). Награду Лассетер получит из рук создателя киномиров и «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Жюри фестиваля возглавит китайский режиссер Энг Ли (у него два «Золотых льва» — за фильм «Вожделение» и за «Горбатую гору»). Вместе с ним в жюри вошли французская актриса Сандрин Боннэр, итальянский режиссер Лилиана Кавани, американский — Джо Данте, индийский — Анураг Кашияп и итальянский рокер Лучано Лигабуэ. В почетное судейство приглашен наш соотечественник Сергей Бодров. В работе жюри короткометражного конкурса участвует киновед Ситора Алиева, директор программ «Кинотавра».
Несмотря на отсутствие российских фильмов в основном конкурсе, в Венецию приезжает внушительный десант из России. Во второй по значимости программе «Горизонты» — альманах «Короткое замыкание», представляющий спектр нового российского кино. Пять режиссеров: Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Кирилл Серебренников, Борис Хлебников и Алексей Герман-младший сочинили свои вариации на тему любви и ее невозможности. Безмолвная кровавая трагедия Буслова, в которой глагол любить тождествен глаголу страдать, — история безответного и жертвенного чувства немого сапожника. Вырыпаев пытался ловить любовные настроения с помощью видеокамеры. Мрачная новелла Германа о катастрофическом разрыве идеальных представлений и душной действительности, из которой исчез кислород любви. Серебренников — автор абсурдистской трагикомической зарисовки об одинокой «Креветке» — ресторанном зазывале, который бросается на шею прохожим в поисках самого главного и необходимого чувства. Борис Хлебников минималистскими средствами показывает в новелле «Позор» невидимые барьеры страха признания.
В той же программе документальная картина «Читаем блокадную книгу» Александра Сокурова, снятая по «Блокадной книге» Даниила Гранина и Олеся Адамовича. В картине отрывки из книги читают известные актеры, школьники, студенты, блокадники. «Сплошной поток лиц — самых разных. Выбирали людей не похожих друг на друга», — говорит оператор-постановщик Александр Дягтерев.
В «Неделю критики» приглашен фильм «Какраки» продюсера, московского ресторатора и поэта Ильи Демичева. «Про трагедию нереализованного человека, который живет не так, как хотелось бы, и вынужден приспосабливаться» — так режиссер характеризует свою картину. В главной роли Михаил Ефремов.
Фильм совместного производства Италии и России «Десять зим» режиссера Валерио Мьели включен в спецпрограмму, призванную отразить современное итальянское кино. В этой сентиментальной комедии снимались Сергей Никоненко, Сергей Жигунов, Людмила Зайцева.
В короткометражном конкурсе — лента «Объект номер один» Мурада Ибрагимбекова (в 2003 году режиссер был удостоен «Серебряного льва» за короткометражную картину «Нефть»). Фильмом закрытия станет китайская фантастическая мелодрама «Чэнду, я люблю тебя», снятая отцом китайского рока Цуй Цзянем и гонконгским режиссером Фрутом Чаном.
Наконец решился вопрос с показом скандальной картины «Видеократия» Эрика Гандини, живущего в Швеции. Итальянская государственная телевизионная сеть Rai отказалась транслировать трейлер фильма, разоблачающего деятельность премьер-министра Сильвио Берлускони. Авторы фильма пытаются доказать, что 72-летний итальянский премьер создал в стране выгодную ему систему «телевизионных развлечений и политики». «В условиях видеократии решающее значение имеет образ. А в Италии в течение последних 30 лет главенствует лишь один образ», — утверждает режиссер.
Фото: liveinternet
Главный кинофестивальный конкурент Венеции - Канн
Как всегда в начале сентября в Венеции открывается старейший
международный кинофестиваль - по счёту 66-й. Попасть в его программу не
только почётно, но и трудно. Особенно в последние годы
Программа нынешнего Венецианского кинофестиваля – настоящий подарок для синефилов
В английском языке существует слово lionize, от слова lion - лев. Означает: «носиться с кем-либо как со знаменитостью, поднимать вокруг кого-то шум». Это слово часто употребляют в статьях о Мостре, Венецианском кинофестивале, потому что победитель фестиваля получает статуэтку крылатого Золотого льва.
В этом году 66-я Мостра проходит со 2 по 12 сентября, и в основном конкурсе на «Золотого льва» претендуют 24 фильма. 23 из них названы заранее, а последний, по традиции Мостры, - это сюрприз. Кто победит, предсказать невозможно, да, в общем, не очень и важно. Главные мировые кинофестивали тем и хороши, что для них вопрос, какое кино сейчас актуально, важнее, чем вопрос, кто именно победит.
В отличие от гламурного и напыщенного Канна, для которого и мейнстрим, и артхаус - своего рода дань моде, Венеция всегда предпочитала визионеров, безумцев, шутников, синефильских кумиров. В этом году у синефилов в Венеции будет много радости. От «36 видов с пика Сен-Лу» родоначальника французской «новой волны» Жака Риветта до нового «Тецуо» сумасшедшего японского гения Шиньи Цукамото. И от новой работы жесткой дамы Клер Дени «Белый материал» с Изабель Юппер до «Выживания мертвецов» Джорджа Ромеро, главного специалиста по неуклюжей и недоброй нежити.
Самый ожидаемый фильм конкурсной программы - безусловно, «Плохой лейтенант» Вернера Херцога. Это не столько ремейк, сколько вариация на тему одноименного фильма Абеля Феррары, снятого в 1992 году, - коктейля из католицизма, кокаина, ярости и бейсбола. Если кто-нибудь в киномире и может сравниться с Абелем Феррарой по репутации циника и хитрого безумца, то это Вернер Херцог - во всяком случае, эти режиссеры произносят слово fuck одинаково часто и убедительно.
Ферраровский плохой полицейский в исполнении Харви Кейтеля, купаясь в кокаине, расследовал изнасилование монашки. Он употреблял наркотики просто так. У героя Николаса Кейджа в фильме Херцога для страсти к наркотикам есть причина. Еще у него на столе огромная воображаемая игуана, а дело, которое он расследует, не имеет отношения к католицизму: убийство каких-то эмигрантов. Абель Феррара, узнав о проекте Херцога, сказал: «Чтоб эти люди в аду сгорели. Надеюсь, они все окажутся в одном трамвае и он взорвется». Вернер Херцог в ответ заявил, что не видел ни одного фильма Феррары, в том числе и «Плохого лейтенанта».
Еще один немолодой анфан террибль, Майкл Мур, привез на Мостру свой агрессивно-обсессивный документальный фильм «Капитализм: лав-стори». Как всегда у Мура, это детектив, и, как всегда у Мура, это комедия. А сам он уверяет, что это фильм про вампиров - про тех, кто высасывает кровь у простых людей и устроил весь этот кризис. Уже получив и каннскую «Золотую ветвь», и «Оскара», и много критики за свои ультралевые взгляды, на этот раз Мур с криками «Верните наши денежки!» трясет мешком на Уолл-стрит.
Гламурная публика не хочет думать о кризисе и не очень ценит разборки больших режиссеров. Для нее самой громкой премьерой станет «Одинокий мужчина», режиссерский дебют дизайнера Тома Форда - того самого, который одевал Джеймса Бонда в «Кванте милосердия» и Брэда Питта на церемонии вручения «Оскаров» в этом году.
Как всегда, в конкурсе много итальянцев, в том числе Микеле Плачидо с «Большой мечтой» и Джузеппе Торнаторе с «Баарией» (этим фильмом фестиваль откроется). Ну и вообще весь список - радость синефила. Фатих Акин, подкупивший всю Европу своим фильмом «Головой о стену», с новой картиной Soul Kitchen (у нас переводят и как «Кухня души», и как «Кухня в стиле соул»). Патрис Шеро, дрейфующий между театром и кино, привозит «Преследование». Джессика Хауснер, чей «Отель» пять лет назад поразил так и не разгаданной тайной, покажет «Лурд». Поу-Сой Чеанг, специалист по людям в крови и за гранью отчаяния, продолжает тему в картине «Убийцы». Жако ван Дормаэль, бывший клоун, автор поэмы бессилия «Тото-герой», представит «Мистера Никто». Тодд Солондз расскажет про «Жизнь во время войны». А «Дорога» Джона Хиллкоута с Шарлиз Терон, Вигго Мортенсеном и Гаем Пирсом уже сейчас числится среди главных фаворитов фестиваля.
Предыдущие фильмы Хиллкоута - «Предложение» по сценарию Ника Кейва и «Призраки гражданской смерти» - отличала ясно высказанная безнадежность: мир, окружавший персонажей его фильмов, и оказывался в них главным героем, насильником и убийцей. «Дорога» - экранизация постапокалиптического романа Кормака Маккарти, известного своим романом «Старикам тут не место». От тандема Хиллкоут–Маккарти ждут смертельного роуд-муви.
Во втором по значению конкурсе Мостры, «Горизонты», творится полный беспредел: тут и Repo Chick Алекса Кокса (вольный сиквел его же «Экспроприатора», в багажнике которого сиял радиоактивный инопланетянин), и «Пепперминта» Пипилотти Рист, известной прежде всего своими инсталляциями и видеоопытами, и альманах «Короткое замыкание» модных молодых режиссеров из России - Германа-младшего, Буслова, Хлебникова, Вырыпаева и Серебренникова. В этом же конкурсе - «Читаем “Блокадную книгу”» Сокурова и La Danse американского классика документального кино Фредерика Уайзмана.
Впервые в истории Мостры на фестиваль приедет Джордж Лукас. Не за наградой, а наоборот: он выдаст пиксаровским умникам во главе с Джоном Лассетером специальный приз «За выдающиеся достижения». По такому случаю обещают показать 3D-версии первых двух «Историй игрушек» и куски из будущих «Истории игрушек-3» и «Принцессы и лягушки» (это важное кино, в нем студия Disney собирается отвернуться от компьютерной графики и вспомнить о рисованной анимации), а Лассетер с компанией проведут мастер-класс. Еще один спецприз - за «след в мировом кинематографе» - достанется простому и честному парню Сильвестру Сталлоне. Ранее этот приз получали Такеши Китано, Аньес Варда и Аббас Киаростами.
В получасе езды от Дворца кино проходит Биеннале современного искусства. Девиз биеннале этого года - «Создавая миры». Для кино этот девиз тоже подходит: возможно, на Мостре-2009 леонизируют, как это часто бывает на фестивалях, не самого талантливого кинематографиста, но уж точно - того, кто умеет создавать миры.
Сегодня открывается 66-й Венецианский международный кинофестиваль, на котором состоится 71 мировая премьера. 23 из них отобраны в конкурс. Обладатель главного приза «Золотого Льва святого Марка» определится 12 сентября.
65 «львов» тому назад возник этот старейший кинофестиваль в мире, наиболее утонченный из современных киносмотров. Скорее выставка, чем ярмарка, он и именуется соответственно – Мостра, сохраняя в историческом прозвании память о своем происхождении из венецианской биеннале. Биеннале современного искусства, устраиваемая раз в два года, продлится в Венеции до ноября, в следующем году ее сменит Биеннале современной архитектуры. Венецию традиционно отличает артистизм фестивальной концепции так же, как Берлин красят его гражданский пафос и прогрессивность, а Канны – их независимый шик и прерогатива снимать у коровы кинопроцесса свежайшие сливки.
Всемирная выставка достижений кинематографических художеств год за годом происходит на Лидо – одном из островов венецианской лагуны. Сегодня принято, что всякому событию уровня Мостры подобает собственная гражданская и финансовая активность. Поэтому выставке сопутствует ярмарка – один из эффективных кинорынков в мире, а параллельно красной дорожке что ни вечер проходят зеленые манифестации. В прошлом году поочередно сменяли друг дружку сторонники и противники системы дамб под названием «Моисей», придуманной, чтобы отгородить лагуну от Адриатического моря. В этом году в протестном кордебалете ожидается кампания против мер правительства Берлускони, направленных на сокращение финансирования фонда итальянской культуры. В планы ее активистов входил и бойкот фестиваля. Сама же тема финансового кризиса и нестроения достаточно иронически отражена во внеконкурсном «Информаторе» Стивена Содерберга и, хочется верить, достаточно иронически – в конкурсном документальном фильме человека-бомбы Майкла Мура «Капитализм: история любви».
В последние годы профильный характер Венецианского кинофестиваля под управлением его директора Марко Мюллера еще в большей степени, чем прежде, определен художественным уровнем программ. Личность директора фестиваля, поборника южноазиатского кинематографа и, как выясняется, авангардных сближений кино с другими искусствами и медиа, достаточно ярка, чтобы сделаться героем бесчисленных комиксов. Публика на Лидо ведет их на специальной стене поблизости от фестивального центра чуть не в режиме "Живого журнала".
При Мюллере Лидо удалось сохранить статус острова искусств и держаться кинематографа, понятого как разновидность современного арта. Годами раньше этой концепции нездоровилось. Фестиваль менял шефов, а вместе с ними – оттенки и акценты. Марко Мюллер, до того курировавший фестиваль в Локарно, немедленно освободился от пары второстепенных конкурсов, учредил новый – цифровой, чтобы споро избавиться и от него, и никогда не боялся вызвать неудовольствие эстетов количеством голливудских премьер.
В этом году их будет довольно, но вне конкурса, в том числе «Мужчины, вглядывающиеся в козлов» Гранта Хеслова с непременным венецианским гостем Джорджем Клуни. Шесть американских картин в конкурсе не вполне, как вы понимаете, равны голливудским. По крайней мере, фильмы Джорджа Ромеро, Тодда Солондза и Вернера Херцога, режиссеров если не превративших независимое кино в оплот искусства, то хотя бы сделавших искусством собственную независимость.
Если помните, именно Венецианский фестиваль впервые представлял ретроспективу кинематографических опытов мегазвезды актуального искусства Мэтью Барни. В этом году в конкурсе представлена первая киноработа равновеликой звезды, иранской художницы Ширин Нешат, живущей в Америке. Автор красивейших видеоработ, Нешат сняла на немецкие деньги игровую картину «Женщины без мужчин». В конкурсе «Горизонтов» заявлена равновеликая швейцарская художница и знаменитость контемпорари-арта Пипилотти Рист со своей яркой «Пепперминтой».
Есть предвкушение праздника. Приятен уже факт отбора фильма в одну из программ Венеции – это программа «Неделя критики». Приятно, что заметили, что картину увидят профессионалы, видевшие все лучшее мировое кино. Ну и волнение, конечно, присутствует – примут ли, поймут ли иронию повествования. Я уверена, что фильм состоялся. Он заставляет думать и сопереживать героям, и это дорогого стоит. Это то, чего, на мой взгляд, зачастую не хватает современному кинематографу, – чувство сопричастности происходящему.
На днях были раскрыты названия трех фильмов-сюрпризов из секции «Горизонты» и внеконкурсной программы. Ими оказались не мейнстримные Коэны с Джармушем, а, соответственно, деликатесы. Во-первых, весьма ожидаемая международная премьера монтажного фильма Джо Данте «Кинооргия – окончательная версия» и, во-вторых, занудный, но авангардный 40-минутный фильм Питера Гринуэя «Брак». Данте живенько перемонтировал для фестиваля оригинальный семичасовой вариант, скомпонованный им в 1968 году из фрагментов би-мувиз, такого бульварного чтива кинематографа 50—60-х годов, из телевизионных и рекламных роликов и структурно организованный отрывками из «Атаки пятидесятифунтовой женщины».
И все равно эта студенческая работа киноманьяка в окончательном виде весит все 280 минут. Гринуэй, в свои годы пополнивший программу «Горизонтов», уместно смотрелся бы в садах Джардини или ангарах Арсенала, где происходит Биеннале современного искусства. В этом видеоперформансе Гринуэй цифровыми методами работает с сюжетом и изображениями картины Паоло Веронезе «Брак в Канне Галилейской». Сходным образом Гринуэй уже интерпретировал «Ночной дозор» Рембрандта и «Тайную вечерю» Да Винчи. Цикл, скорее всего, будет продолжен до Пикассо или Поллока. Вне конкурса же состоится мировая премьера картины Ханы Махмальбаф «Зеленые дни». Хана, одна из умненьких дочек иранского режиссера Мохсена Махмальбафа, соединила в фильме игровое и документальное кино, чтобы в очередной раз отчитаться перед общественностью о положении женщины Востока.
К традиционным фестивальным наградам («Золотой Лев святого Марка», «Серебряный Лев» за режиссуру, специальный приз жюри, Кубки Вольпи лучшим актрисе и актеру, «Озеллы» за операторскую работу и сценарий) добавлен приз за лучший стереоскопический фильм года. На эту награду претендуют девять фильмов, среди которых «Вверх» Питера Доктера, «Коралина» Генри Селика, последний «Ледниковый период» и «Дыра» Джо Данте.
Стало известно, что впервые на Венецианский кинофестиваль приедет Джордж Лукас. Автор «Звездных войн» 6 сентября вручит почетного «Золотого льва» за вклад в искусство Джону Лассетеру и режиссерам студии Pixar. Перед церемонией награждения состоится мировая премьера новой 3D-версии «Истории игрушек», первой полнометражной работы Лассетера для Pixar. Кроме того, Disney представит 10-минутный фрагмент «Принцессы и лягушки» и эпизод из новой «Истории игрушек – 3». Церемония завершится мировой премьерой 3D-версии «Истории игрушек – 2». Кроме того, 12 сентября будет вручен еще один приз за вклад в кинематограф – Сильвестру Сталлоне по совокупности его актерских и режиссерских заслуг.
Актриса и продюсер Мария Грация Кучинотта будет вести церемонию открытия, в заключение которой состоится премьера фильма Джузеппе Торнаторе «Баария». Фильмом закрытия станет китайская фантастическая мелодрама "Чэнду, я люблю тебя", сработанная в соавторстве Цуй Цзянем и Фрут Чаном.
Россия, отмеченная в прошлом году наградами «Бумажного солдата» Алексея А. Германа, на сей раз участвует в разных программах и качественно по-разному. В «Неделю критики» отобран, например, фильм Ильи Демичева «Какраки». Это дебют, вспоминающий о современных рядовых Башмачкиных без особого умиления. Роль чиновника в нем блистательно играет Михаил Ефремов. В «Горизонтах» заявлены фильм Александра Сокурова «Читая «Блокадную книгу» и альманах «Короткое замыкание», открывавший «Кинотавр» и собранный из новелл современных и важных отечественному кинопроцессу авторов – того же Германа, Вырыпаева, Серебренникова, Буслова. Одна новелла по крайней мере выдающаяся – «Оля – Сиська» Бориса Хлебникова. Российской картины в основном конкурсе нет. Однако среди претендентов на Кубок Вольпи актриса Ксения Раппопорт, исполнившая главную роль в драме итальянского режиссера Джузеппе Капотонди «Двойной час».
Кем бы ни гордилось наше село, на почетной доске все это роение высокохудожественной по большей части жизни осядет в крайне ограниченном количестве, предрешенном жюри. Да, к ранее объявленному составу жюри основного конкурса присоединился кинорежиссер из России Сергей Бодров-старший. Напомним, что председатель жюри, дважды обладатель «Золотого льва» кинорежиссер Энг Ли объединит интернациональную команду, в которую вошли французская актриса Сандрин Боннер – лауреатка Кубка Вольпи, венецианского приза за лучшую женскую роль, монстр итальянской кинорежиссуры Лилиана Кавани – автор «Ночного портье» и «Франциска», Джо Данте – создатель «Гремлинов», представитель современного индийского кино, режиссер и драматург Анугар Кашьяп, а также итальянский светоч поп-культуры, певец, версификатор и режиссер Лючано Лигабуэ.
В конкурсную программу, о которой GZT.RU уже писала, напомним, включены два китайских фильма «Несчастный случай» Чжэна Баожуя и «Принц слез» Йоньфаня, картина со Шри-Ланки «Между двумя мирами» Вимухти Джаясундры и «Тецуо: человек-пуля» японца Шиньи Цукамото, фильмы из Египта и Израиля: «Путешественник» Ахмеда Махера и «Ливан» Сэмюэля Маоза. Фильмы из США: «Плохой лейтенант» Вернера Херцога, «Жизнь в военное время» Тодда Солондза, «Капитализм: история любви» Майкла Мура, «Одиночка» Тома Форда, «Дорога» Джона Хиллкоата и доблестное «Выживание мертвецов» Джорджа Ромеро.
Французское кино представят Клер Дени, Патрис Шеро, бельгиец Жако Ван Дормель и, самое замечательное, Жак Риветт, патриарх некогда «Новой волны». За Германию – «Душевная кухня» Фатиха Акина, за Австрию – «Лурд» Джессики Хауснер. От Италии заявлены «Белое пространство» Франчески Коменчини, «Двойной час» Джузеппе Капотонди, «Большая мечта» Микеле Плачидо и грандиозная «Баария» Джузеппе Торнаторе. Этот южноитальянский эпос с Моникой Белуччи и сицилийским диалектом закроет Венецианский фестиваль.
Европа помимо открывающей "Баарии", будет представлена, двумя фильмами из Италии - триллером "Двойное время", дебютной работой в полном метре клипмейкера Джузеппе Капотонди, а также ностальгической картиной "Больше, чем мечта" Микеле Плачидо. Кстати, исполнитель главной роли в памятном сериале "Спрут" будет представлен на фестивале и как актер - вместе с Моникой Белуччи он исполнил одну из главных ролей в "Баарии" Торнаторе. А в "Двойном времени" главную роль сыграла наша соотечественница Ксения Раппопорт, сыгравшая в прошлом фильме Торнаторе главную роль.
Франция представит себя "Белым материалом " Клер Дени с Изабель Юппер в главной роли, "36 видов с пика Сен-Лу", в котором сыграла певица и актриса Джейн Биркин, а также "Преследование" Патриса Шеро, в котором сыграла Шарлоттой Гензбур, дочь Биркин и Сержа Гейнсбура. Немецкий турок Фатих Акин привезет "Кухню души", а Джессика Хаузнер из Австрии представит фильм "Лурд". Остальные же участники конкурсной программы приедут из Гонконга, Израиля, Тайваня Шри-Ланки и Японии.
Фильм закрытия приедет из Китая - им станет фантастическая мелодрама "Чэнду, я люблю тебя" (снятая отцом китайского рока Цуй Цзянем и гонконгским режиссером Фрутом Чаном).
Во внеконкурсной программе Мостры, как еще называют этот фестиваль, покажут "Информатора" Стивена Содерберга (с Мэттом Деймоном в главной роли), а "Дыру" Джо Данте, "К югу от границы" Оливера Стоуна и документальную драму Абеля Феррары "Неаполь, Неаполь, Неаполь", а также "Зеленые дни" молодой Ханы Махмальбаф, дочери прославленного иранского киномастера Мохсена Махмальбафа.
Наша страна будет представлена "Коротким замыканием" - альманахом из пяти историй любви в современной России, снятых Алексеем Германом-младшим, Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым, Кириллом Серебренниковым и Борисом Хлебниковым. Кроме него, свою "Блокадную книгу" в Венеции представит мастер Александр Сокуров, а свой дебют "Какраки" - московский продюсер Илья Демичев (интервью с ним читайте на сайте РГ).
Будет Россия представлена и в жюри: в числе судей - Сергей Бодров-старший. Вместе с Бодровым присуждать призы будут итальянский режиссер Лилиана Кавани, американский режиссер Джо Данте, индийский режиссер Анураг Кашьяп, французская актриса Сандрин Боннэр и итальянский музыкант Лучано Лигабуэ. Возглавляет жюри Мостры в этом году тайванец Энг Ли, обладатель двух "Золотых львов" - за "Горбатую гору" (2005) и "Вожделение" (2007). В день завершения фестиваля, 12 сентября, жюри определит обладателей "Золотого льва" за лучший фильм, "Серебряного льва" за лучшую режиссуру, специального приза жюри, "Кубка Вольпи" за лучшую мужскую и лучшую женскую роль, премии Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют и премии Озелла за лучшую операторскую работу и лучший сценарий.
Имя самого первого лауреата
В нынешнем году в Венеции будет вручен также приз
за лучший фильм, снятый в формате 3D. В битву
за награду ринутся «Ледниковый
Российские фильмы в венецианский конкурс не попали.
В программе
«Горизонты» будут показаны «Блокадная книга» Александра Сокурова,
снятая по произведениям Алеся Адамовича и Даниила Гранина,
и киноальманах «Короткое замыкание», состоящий из пяти новелл
о любви,
снятых Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым, Алексеем
«Русский след» на Венецианском фестивале оставят также Ксения Раппопорт, сыгравшая в конкурсной картине Джузеппе Капотонди «Двойной час», и режиссер Сергей Бодров, вместе с которым в состав фестивального жюри вошли актриса Сандрин Боннер, режиссеры Лилиана Кавани и Джо Дант, музыкант Лучано Лигабуэ и болливудский сценарист Анураг Кашьяп, который окажется в Венеции впервые. Возглавит жюри режиссер Энг Ли, обладатель двух «Золотых львов».
Среди 24 картин основного конкурса — шесть американских. Среди
них
«Спасение мертвецов» Джорджа Ромеро, который ранее не принимал
участия
в мероприятиях такого рода, «Военное время» —
А ещё в Венецию приедет Майкл Мур с собственной трактовкой финансового кризиса в фильме «Капитализм: история любви». Ранее Мур тоже в Венеции не бывал, предпочитая Канны, да и документальные картины в конкурсе не участвовали, так что это событие можно считать таким же следствием кризиса, как и потенциальное отсутствие на этот раз большого количества вечеринок, коктейлей и прочих милых излишеств фестивальной жизни.
Открываться фестиваль будет фильмом Джузеппе Торнаторе «Баария»,
о котором много говорят уже сейчас. Итальянские картины
не открывали
Венецианский кинофестиваль около 20 лет, к тому же бюджет
истории
о небольшой сицилийской деревне, где режиссер родился, составил
целых
30 миллионов евро. Главные роли в фильме Торнаторе сыграли
Моника
Беллуччи и Микеле Плачидо, который присутствует на фестивале
и как
режиссер картины «Большая мечта». Французских лент будет три: «Белый
материал» Клер Дени с Изабель Юппер, «Преследование» Патриса Шеро,
главную роль у которого сыграла Шарлотта Гейнсбур, и «36
видов с пика
Во внеконкурсных программах Венецианского фестиваля интересного
едва ли не больше, чем в конкурсе: «Бруклинские
полицейские» Антуана
Фукуа, «Стукач» Стивена Содерберга, документальный «Неаполь, Неаполь,
Неаполь» Абеля Феррары, «Люди, которые смотрят на козлов» Гранта
Хеслова с Джорджем Клуни, а также фантастический
С 1934 по 1942 год главным призом Венецианского фестиваля был Кубок Муссолини. Сейчас жюри главного конкурса Венецианского кинофестиваля обычно присуждает следующие награды: «Золотой лев» (главный приз лучшему фильму фестиваля), «Серебряный лев» (лучшая режиссерская работа), два Кубка Вольпи (лучшему актеру и лучшей актрисе, и в этом году победу прочат Ксении Раппопорт), Приз Марчелло Мастроянни (лучшему молодому актеру или актрисе), Osella (определяется индивидуально) и Спецприз жюри — за совокупный вклад в киноискусство.
Существует также две награды конкурса «Горизонты» —
за лучший
игровой и документальный фильмы, три приза конкурса
короткометражек —
лучший фильм, лучший европейский фильм и спецприз жюри, Приз
Во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля можно будет увидеть отрывки из комедийного экшна, главную роль в котором играет Сильвестр Сталлоне, ставший также сценаристом и продюсером картины. По всей видимости, этот герой Сталлоне будет таким же «последовательным и светлым», как и остальные его персонажи, вдохновившие организаторов Международной выставки киноискусства на награду, которая в этом году будет вручена Сильвестру Сталлоне как «человеку, оставившему в современном кинематографе заметный след».
Оказывается, Сталлоне всю жизнь мечтал получить
Город на воде становится центром мирового кино
Сегодня начинает работу 66-й Венецианский международный кинофестиваль. Всего в конкурсную программу вошли 24 картины,общее количество представленных лент, как и общее число участников фестиваля, в этом году достигло невиданных прежде масштабов - 80 фильмов из 25 стран мира. И впервые за последние годы в большом конкурсе никак не представлено российское кино.
Отечественные ленты будут бороться за награду в специальной номинации "Горизонты". Совместный проект пяти молодых режиссеров Бориса Хлебникова, Ивана Вырыпаева, Петра Буслова, Алексея Германа-младшего и Кирилла Серебренникова "Короткое замыкание" участвует в конкурсе, а документальная картина "Читаем блокадную книгу" Александра Сокурова - вне конкурса.
В списке фильмов "Недели критики" фигурирует дебют московского ресторатора и продюсера Ильи Демичева под названием "Как раки" - лента про жизнь чиновников, с Михаилом Ефремовым в главной роли.
Кроме того, российская актриса Ксения Рапоппорт, которая в прошлом году вела церемония открытия Венецианского кинофестиваля, претендует на победу в номинации "Лучшая женская роль" в фильме-дебюте итальянского режиссера Джузеппе Капотонди "Двойной час", который включен в основную конкурсную программу.
Среди самых ожидаемых премьер в конкурсе фильм знаменитого левого документалиста Майкла Мура "Капитализм: история любви" и режиссёрский дебют модельера Тома Форда "Холостяк", "Душевная кухня" немца турецкого происхождения Фатиха Акина и "Плохой лейтенант" его соотечественника Вернера Херцога (ремейк культового фильма Абеля Феррары).
Жюри 66-го Венецианского фестиваля возглавляет тайванец Энг Ли – обладатель двух "Золотых львов" - за "Горбатую гору" (2005) и "Вожделение" (2007). Вместе с ним присуждать призы будут российский режиссер Сергее Бодров-старший, итальянский режиссер Лилиана Кавани, американский режиссер Джо Данте, индийский режиссер Анураг Кашьяп, французская актриса Сандрин Боннэр и итальянский рокер Лучано Лигабуэ, в последнее время переквалифицировавшийся в кинематографиста.
В день завершения фестиваля, 12 сентября, жюри назовет обладателей "Золотого льва" за лучший фильм, "Серебряного льва" за лучшую режиссуру, специального приза жюри, "Кубка Вольпи" за лучшую мужскую и лучшую женскую роль, премии Марчелло Мастроянни за лучший актерский дебют и премии Озелла за лучшую операторскую работу и лучший сценарий.
На "Льва будущего" имени Луиджи де Лаурентиса может претендовать любой дебют, включенный в любую из фестивальных программ, - и в том числе "Как раки".
Также в этом году в Венеции вручат награду за лучший 3D-фильм, а почетный "Золотой лев" за заслуги перед кинематографом достанется американскому аниматору и продюсеру Джону Лассетеру ("История игрушек", "Тачки") из студии Pixar.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КАПИТАЛИЗМ: ЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ»