Полторы
комнаты,
или
сентиментальное
путешествие
на
Родину
Волчок
Кинофестиваль "Молодость" 2010 года Победитель - фильм
режиссера
Сергея
Лозницы Счастье мое
Юрий
Цурило, Игорь Сергеев
Мирон Алексеевич - директор
бумажно-целлюлозного комбината - едет хоронить жену Таню в те места,
где
они когда-то проводили медовый месяц. Едет не
один, а с фотографом
по имени Аист, которому по дороге рассказывает трогательные подробности
своей жизни с Таней. В повествование вплетаются воспоминания героев, а
также обряды и верования народа мери — малочисленного финского племени,
когда-то жившего в Северном Поволжье и растворившегося среди русских.Директор
фабрики
решает
похоронить
свою
жену по древнему обряду некоей
этнической народности мари. За этим он берет себе в попутчики
фотографа-подчиненного Аиста, тоже любившего покойную. Двое мужчин
отправляются в совместный автомобильный трип по местам, где супруги
когда-то провели медовый месяц.
Свердловчанин Алексей Федорченко сумел в 2010 году превзойти свой
венецианский триумф пятилетней давности, когда его дебютное
мокьюментари «
Первые на Луне» взяло награду в номинации «Лучший
документальный фильм». Его новая, уже более традиционная по форме
игровая работа «Овсянки», взявшая там же сразу три статуэтки, пусть и
носит отчетливо этнографический характер, очень любимый западной
фестивальной публикой, все же представляет пристальный интерес. Не в
последнюю очередь благодаря традиционно великолепным
Юрию
Цурило и
Игорю Сергееву, а также оператору
Михаилу
Кричману, снимавшему фильмы
Андрея
Звягинцева.
«Года два с половиной назад, общаясь с Алексеем (Федорченко),
я поинтересовался, над чем он работает, и он дал мне почитать несколько
сценариев. История «Овсянок» меня потрясла своей трогательностью и
нежным отношением героя к своей жене, которую играет очень красивая
актриса Юлия Ауг, необычностью, чистым эмоциональным посылом,
неожиданным взглядом на отношения мужчины и женщины, на варианты любви
— люди ведь по-разному любят друг друга. И это очень необычная история
любви, в основе которой лежит повесть блистательного литератора,
драматурга из Казани Дениса
Осокина», — поведал
КиноПоиску продюсер фильма
Игорь
Мишин.
(2010)
87 мин.
Россия, реж. Алексей Балабанов
(драма, криминал) Михаил Скрябин,
Юрий
Матвеев
В середине 1990-х ветеран Афгана, контуженный якут-кочегар (Михаил
Скрябин) день за днем долгое время печатает по памяти на старой
печатной машинке рассказ Вацлава Серошевского (о его прочтении он
просто забыл после контузии и теперь принимает за продукт собственного
сочинения). В кочегарку к нему постоянно заходят люди: дочь, владеющая
шубным бизнесом, дети, жаждущие посмотреть на огонь, а также бывшие
сослуживцы, теперь пробавляющиеся бандитскими разборками и сжигающие в
печи якута мертвых подельников и не только.
Буквально не так давно
Алексей
Балабанов превратился в русский эквивалент
Сэма
Пекинпа или
Ларса фон Триера. Теперь от каждой картины
постановщика непременно ждут чего-то мизантропичного и шокирующего,
будто режиссер не препарирует на пленке собственный опыт и размышления,
а вонзает скальпель в самого зрителя. Сам же Балабанов категорически
отвергает вообще все мыслимые трактовки и посягания рецензентов на
герменевтику при анализе его творчества: говорит, что просто снимает
истории, какие умеет и какие приходят в голову, пускай даже у многих
рядовых зрителей они вызывают отторжение, а в случае с «
Грузом
200» — страшнейшее негодование. И при этом он признается, что
сейчас сосредоточен больше на форме, что выглядит совсем не лукавством:
Балабанов один из самых техничных постановщиков страны, владеющий
кинопространством не хуже признанных минималистов мирового кино. Новый
фильм мэтра — максимально аскетичный и отточенный «
Кочегар»
—
выбирает
местом действия 1990-е годы и уже не столь ироничен по
отношению к эпохе, как, например, «
Жмурки»
(хотя
определенный
диссонанс с демонстрируемым на экране вызывает
музыка гитариста Дидюли), но при этом не так откровенно провокативен,
как «Груз 200» по отношению к советским 1980-м.
«Так или иначе я всегда основываюсь на своем опыте, я записываю то,
что я знаю про людей. Я очень много общался с людьми: полмира объехал,
хорошо знаю разные страны, нашу страну хорошо знаю, знаю менталитет
северных народов, я среди них много жил, мне все это близко, и я это
понимаю. Основываясь на своем опыте, на рассказах разных людей, я
придумываю кино. Когда я снимал про войну, я общался с людьми, которые
сидели в этих ямах — они мне столько историй интересных рассказали, я
их перенес на экран. Пришлось воспользоваться их опытом, потому что сам
я этого не переживал. Так же и с «Грузом 200». Я даже написал, что
фильм основан на реальных событиях. Это же все истории — либо те, что
мне рассказали, либо те, свидетелем которых я был», — поведал в
интервью Елизавете Окуловой режиссер «Кочегара» Алексей Балабанов.
«Брестская крепость»
22 июня 1941 года
на расположенную в Белоруссии Брестскую крепость совершено
нападение немецких сил, что обозначило собой начало
Великой Отечественной войны, а также стало историей подвига многих
советских солдат, предпочетших умереть, но не сдаться.
В истории нынешнего российского кино положение военного фильма остается
достаточно шатким: нет однозначных шедевров, встретивших
бы общее одобрение, хотя достаточно крепкие фильмы есть
в наличии (что первая часть дилогии «
Мы
из будущего»
Андрея
Малюкова, «
Свои»
Дмитрия
Месхиева или, как ни странно, «
Звезда»
Николая
Лебедева). Стремление попытаться встать
вровень с патриотичными и одновременно очень техничными советскими
лентами, посвященными тематике, пока ни к чему толковому
не приводит, однако все новые и новые шаги
на данном поле предпринимаются с завидной постоянностью.
Последним крупным и тем более
относительно недавним проектом подобного рода была
первая
часть сиквела «
Утомленных солнцем», несмотря на огромный бюджет
и профессиональную репутацию ее постановщика,
не снискавшая успеха. Российско-белорусская лента «
Брестская
крепость»
Александра Котта (не первая в российской
истории экранизация данных событий, например, есть «
Я
— русский солдат», снятый все тем же Андреем
Малюковым) в своем роде попытка разрушить такой стереотип, причем
более-менее осмысленная и не лишенная изобретательности
и содержащая ряд по-настоящему сильных сцен. Бюджет
у фильма был полностью сформирован за счет
государственных средств, а рекомендацию к просмотру картины
выдал аж российский премьер-министр, в последний
раз раздававший такие щедрые авансы, еще будучи президентом, «
Девятой
роте»
Федора Бондарчука. «Брестская крепость» выигрывает
у данной ленты как минимум в фактологической точности, и
хотя бы уже одно это свойство многого стоит.
«Получившаяся смесь не трогает в итоге
ни истинностью, ни зрелищностью, а богато поставленные
и по замыслу полные кровавого реализма бои смотрятся, увы,
не более чем репортажами с хорошо профинансированной
съемочной площадки», — Петр Фаворов, журнал
«Афиша».
«Приличная компьютерная графика и отличная работа
гримеров, исторически-достоверный материал и достойные работы
актеров - все это выглядит словно капсула времени,
в которую положили послание для потомков. Чтобы те, через
сто лет достали ее на праздничном митинге, открутили крышку,
достали записку и прочли: «Война была», — Мила Краснова,
gazeta.ru.
(2010)
93 мин.
Россия, реж. Дмитрий Дьяченко
(комедия)
Леонид
Барац, Александр Демидов
О чем говорят мужчины? Конечно,
о женщинах. Нет, еще о работе, о деньгах,
о машинах, о футболе,… но в основном, все-таки,
о женщинах. А уж если у них впереди два дня,
которые они, вырвавшись из офисов и семей, уехав от всех
забот и обязательств, проведут в дороге — два дня,
насыщенные событиями и приключениями — то можете быть
уверены, что за это время они успеют обсудить немало тем…
И еще. Из этих разговоров — это мы точно
знаем — многие женщины узнают о себе очень много нового…
Четверо друзей отправляются в Одессу на концерт
Би-2.
По
дороге
они коротают время бесчисленными разговорами о насущном. Чаще
всего — о женщинах.
«Квартет И» можно воспринимать как противовес юмору многочисленных
телевизионных шоу вроде
Comedy
Club или «
Нашей Раши», успех которых как на ТВ, так и на большом
экране заставит позавидовать любого. Четверо участников комик-группы,
создавшей «
День выборов» и «
День
радио», в своих остротах куда более умны, изящны и обаятельны, чем
многие их коллеги (и в откровенную маргинальщину не пускаются), что
тоже привлекает к ним свою часть аудитории: сборы обоих их фильмов
(полнометражных вариаций одноименных спектаклей) блуждают в районе 6
миллионов долларов, что для отечественной комедии вполне достойный
результат.
Третий полноценный художественный фильм коллектива «
О чем
говорят мужчины» — по сути, набор скетчей, связанных одной не особо
серьезной сюжетной линией, будто бы служащей исключительно ради того,
чтобы картина не распадалась на отдельные эпизоды. Фильму это вряд ли
играет на руку, но зритель в любом случае в накладе не останется и свою
порцию искрометных шуток получит сполна.
«Единственная проблема, которая может возникнуть у вас с этим
фильмом, связана не с тем, что говорят, а с тем, кто говорит. Главные
герои, успешные люди чуть за 40, любящие группу «Би-2», должны вызывать
как минимум симпатию; если же это невозможно из-за субъективного
восприятия, фильм не работает, это верно в отношении практически любого
актерского кино. Тем, кому приятны герои «Дней радио» и «Дней выборов»,
«О чем говорят мужчины» придется по душе. Для всех остальных
прилагаются «звездные» высказывания-максимы от Алексея
Кортнева, Олега Меньшикова и Андрея
Макаревича. Не знаю, правда, насколько это подходит в качестве
«утешительного приза», — считает обозреватель
maptype.com
Дмитрий Карпюк.
Объявляя название
фильма-победителя,
британская актриса Патрисия Кларксон назвала российскую картину
"свидетельством кинематографического мастерства" его создателей, а
также "захватывающим, берущим за душу, универсальным по своему
масштабу" произведением. ИТАР-ТАСС
Помимо "Как я провел этим летом", это "Перемирие" Светланы Проскуриной
(лауреат сочинского "Кинотавра" этого года), "Овсянки" Алексея
Федорченко, с успехом показанные на недавних фестивалях в Венеции и
Торонто, и "Книга Мастеров" - первый российский фильм для знаменитой
компании Walt Disney
Лихой машинист Игнат (
Владимир
Машков) оказывается в отдаленном от цивилизации поселке Край, в
котором проживают провинившиеся перед властью граждане страны
Советской. Волею судьбы он решает пойти вглубь тайги, где якобы
заброшен паровоз и где, как оказывается, диким Маугли живет немка Эльза
(
Аньорка
Штрехель), чей отец-инженер давно погиб, а она все последние годы
войны прожила в этой глуши, ничего не зная о ведущейся где-то Великой
Отечественной войне.
Несмотря на свое название, фильм «
Край»
состоит
в
числе самых передовых проектов отечественного кинематографа
2010 года. В составе съемочной группы лучшие в нашей стране мастера в
своей области — от оператора до художников-декораторов. В главной роли
— Владимир Машков, один из российских актеров, имеющий опыт работы в
Голливуде. Постановщик картины — когда-то документалист, а теперь уже
состоявший режиссер игрового кино —
Алексей
Учитель сам даст фору любому в мастерстве стилизации. Он всегда не
только хорошо воспроизводит атрибуты ушедших эпох, но и ухватывает их
эссенцию. Будь то 1940-е, 1950-е, или 1990-е, и даже его простенькая «
Прогулка»,
снятая
в
2003 году, отлично ухватила аромат своего вроде бы совсем
недавнего, но уже ушедшего времени. Дополнительную шумиху вокруг новой
работы режиссера произвело выдвижение фильма на крупнейшую кинопремию
мира — «Оскар», хотя ничто не гарантирует того, что лента и попадет в
шорт-лист.
И хотя Учитель находится в стане российского авторского кино, ему
доверили такой крупный проект (бюджет — 11 миллионов долларов), за
продвижение которого отвечает сам
Константин
Эрнст — человек, с чьим именем ассоциируются главные хиты
российского кинопрома. Однако «Край», будучи массовым кино, не
знаменует собой превращение режиссера-художника в очередного
коммерческого ремесленника, отнюдь. Подобно двум Павлам —
Чухраю
и
Лунгину,
Учитель
лавирует
между этими плоскостями очень ловко, не сваливаясь
лишь в одну крайность и выдавая более чем доступную самой широкой
публике историю — хоть и лубочную, но масштабную и местами красивую.
Основной локацией съемок «Края» стала Ленинградская область.
Подготовительный период занял около года, для фильма Машков учился
водить паровоз (он, кстати, потомственный машинист) и даже официально
получил удостоверение, а сценарий ленты переписывался в общей сложности
более сотни раз. Одним из тех, кто оказал финансовую помощь создателям
картины, стала РЖД, участие которой было поводом для частого и
очевидного ерничанья со стороны многих зрителей.
«Перед началом съемок меня немножко пугала Володина известность. Я
хотел выбить из него все, что было раньше, и получить нового,
необыкновенного Машкова. Я честно рассказал об этом Володе, и он
загорелся. Думаю, что зритель, мало того, что не узнает его внешне, но
и актерской работе Володи в хорошем смысле слова удивится. Эта работа
была и для него, и для меня одним из лучших творческих союзов, какие
только могут быть на съемках фильма», — рассказывает Алексей
Учитель о своем опыте работы с Владимиром Машковым.
«На съемочной площадке я старался вести себя как солдат: не задавать
лишних вопросов и исполнять приказания. Я хотел добиться от себя
максимального правдоподобия чувств и искренности страстей. Была
проведена невероятная работа. Ни в чем более масштабном и добавляющем
навыков мне еще не приходилось работать», — признается уже сам
Владимир Машков.
«Попав в руки продюсера Константина Эрнста, Учитель неожиданно выдал
нечто совершенно иное, по степени угара больше похожее на „Утомленных
солнцем
2“, чем на „Прогулку“. Судя по всему, он так влюблен в
паровозы и пар, что ему совершенно все равно, что снимать, лишь бы на
экране вовсю клубилось, шипело и посвистывало», — считает
обозреватель журнала
«Афиша» Петр Фаворов.
Этого города нет на карте,
он значится только в строке путевого листа. Именно туда
отправляется Егор Матвеев, сын Петра Матвеева. Он хочет жить,
может любить, а главное хочет узнать себя.
На церемонии закрытия XXI российского кинофестиваля «Кинотавр» в
Сочи вручены награды победителям основной конкурсной программы.
Гран-при очередного российского киносмотра получил
фильм
Светланы Проскуриной «
Перемирие».
По признанию Проскуриной, участвуя в конкурсе «Кинотавра», она меньше
всего думала о победе. «Решение дать главный приз всегда дается
дискуссиями, спорами. И я благодарна жюри за то, что они отметили мою
картину, захотели в нее войти и понять», — сказала в интервью
ИТАР-ТАСС обладатель главного приза сочинского
кинофорума. Как признался президент фестиваля «Кинотавр» Александр
Родзянский, присуждения
гран-при фильму
Проскуриной он не ожидал, но решение жюри его не удивило.