Главный приз Лондонского кинофестиваля достался российской картине Алексея Попогребского

Как я провёл этим летом

 Объявляя название фильма-победителя, британская актриса Патрисия Кларксон назвала российскую картину "свидетельством кинематографического мастерства" его создателей, а также "захватывающим, берущим за душу, универсальным по своему масштабу" произведением. ИТАР-ТАСС 

Действие фильма происходит на полярной станции, где трудятся два сотрудника — совсем зеленый Павел (Григорий Добрыгин) и более опытный Сергей (Сергей Пускепалис). Старший работник отлучается на время, а на станцию как раз приходит радиограмма, сообщающая о несчастье, произошедшем с семьей Сергея. Павел не в силах передать подобную новость коллеге, отчего отношения между ними становятся очень напряженными, что приводит героев к непредсказуемому конфликту.

Награда «Лучший британский новичок» досталась Клио Барнард за фильм The Arbor, который член жюри Тони Гризони назвал «выдающимся дебютом». Призы за высокие художественные достоинства получили картины Don't Be Afraid, Bi! Фэн Данг Ди и «Високосный год» Майкла Роу. Лучшим документальным фильмом признан «Броненосец» Януса Мец Педерсена. Особым упоминанием жюри фестиваля отметило ленту Archipelago Джоэнны Хогг.

Почетной премией The BFI Fellowship за достижения в мировом кино был отмечен режиссер Дэнни Бойл. Его фильм «127 часов» закрывал смотр, проходивший с 13 по 28 октября. Также среди членов жюри форума были такие мастера британской режиссуры, как Майкл Уинтерботтом и Кевин МакДональд.
После Берлинале американский журнал Variety назвал ленту Попогребского "потрясающим исследованием природы человеческой слабости", а самого режиссера - "одним из самых ярких и талантливых режиссеров из России, чьи фильмы могут быть с успехом экспортированы за рубеж".

Помимо "Как я провел этим летом", это "Перемирие" Светланы Проскуриной (лауреат сочинского "Кинотавра" этого года), "Овсянки" Алексея Федорченко, с успехом показанные на недавних фестивалях в Венеции и Торонто, и "Книга Мастеров" - первый российский фильм для знаменитой компании Walt Disney.


Как мы провели этим Лондонским кинофестивалем
// Российский фильм "Как я провел этим летом" стал лучшим в Лондоне
Ъ-Online, 28.10.2010   
1 из 5
Режиссер Алексей Попогребский
Фото: Валерий Левитин/Коммерсантъ

открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...
Главный приз Лондонского кинофестиваля получил фильм российского режиссера Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" — психологическая драма из жизни заполярников. По словам жюри, это "захватывающий, берущий за душу, универсальный по своему масштабу" фильм. Напомним, картина уже была удостоена нескольких наград Берлинского кинофестиваля.

"Режиссер Алексей Попогребский соединил потрясающее киноискусство с живописным описанием деталей и показал нам сильную и тонкую игру актеров Григория Добрыгина и Сергея Пускепалиса. Фильм обыгрывает тему охотника и жертвы, переворачивая ее с ног на голову, чтобы поднять через нее такие темы, как жизнь и смерть, стойкость и человеческое сострадание", — отметила председатель международного жюри этого года, американская актриса Патриша Кларксон. В борьбе за главный приз Лондонского кинофестиваля с фильмом Алексея Попогребского соперничали такие картины, как триллер из жизни мира балета "Черный лебедь" режиссера Даррена Аронофски, британский фильм "Король говорит" режиссера Тома Хупера, а также лента, обладательница главного приза Каннского фестиваля, "Дядюшка Бугми, вспоминающий свои прошлые жизни" таиландского режиссера Апичатпонга Вирасетакула.

Всего на фестивале накануне вечером было вручено пять наград. Британская кинематографистка Клио Барнард с фильмом "Беседка" получила два приза — за лучший кинодебют и за лучшую картину начинающего британского режиссера. Лучшим документальный фильмом была признана лента датского режиссера Януса Метца "Броненосец", рассказывающая о датских солдатах, воюющих с талибами в Афганистане. Премия за вклад в киноискусство вручена британскому режиссеру Дэнни Бойлу — автору фильмов "На игле", "28 дней спустя", а также оскароносного "Миллионера из трущоб".

Как отмечал "Ъ", "Этим летом" — кино, жанр которого можно определить как арктический триллер, а его драматургия восходит к апробированным американским образцам. На чукотской метеостанции в полярном экстриме сошлись два посланца с Большой земли. Начальник станции Сергей — хоть и семейный, но по фактуре одинокий волк: он стоически, порой даже с надрывным фанатизмом выполняет миссию на краю света, всем своим обликом воплощает мужскую основательность и надежность. А вот юный стажер Павел — живой образ инфантила: халтурщик и пофигист, он неведомо как, словно шальная бабочка, залетел на лето в этот суровый край и спасается от скуки в мире компьютерных стрелялок. Два контрастных мужских персонажа связаны отношениями наставника и подопечного, суррогатного отца и сына; в какой-то момент герои становятся врагами и антагонистами, а бывает, что учат друг дружку чему-то полезному. Режиссер Попогребский сумел подняться над близкой ему эстетикой камерной драмы к стихии большого эпического кино.

Напомним, "Как я провел этим летом" на Берлинском кинофестивале 2010 года получил сразу трех "Серебряных медведей". Объездивший заповедные уголки планеты фанатик Вернер Херцог наградил в Берлине оператора Павла Костомарова, чьи пейзажи Чукотки, снятые цифровой камерой RED, можно уже сегодня причислить к кинематографическим достижениям нового века, а также артистов Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина.

Российский фильм получил главный приз фестиваля в Лондоне

28.10.2010 | Источник:

Правда.Ру

 
Сегодня в британской столице закрывается престижный Лондонский кинофестиваль, главный приз которого получил фильм российского режиссера Алексея Попогребского "Как я провел этим летом". Эта награда пополнила "копилку" ярославского кинематографиста, который до этого получил "Серебряного медведя" (Берлинский кинофестиваль) и "Золотого Хьюго" (Чикаго).

"Алексей рассказывал мне, что это была его давняя мечта – столкнуть двух разных людей в изолированной экстремальной зоне. И выдавить из этого максимум психологизма", - рассказал журналистам исполнитель главной роли Сергей Пускепалис.

Сам сюжет незатейлив: на полярной станции, где-то затерянной на краю Чукотки живут два человека – опытный начальник станции Сергей Гулыбин и практикант-стажер Паша. Связь с внешним миром – хрипящая радиостанция. И вот, однажды Паша, оставшись один, принимает радиограмму о гибели семьи Гулыбина и … не отдает ее. Не потому что, он боится, просто не знает, как поступить… Когда начальник узнает правду – Паша сбегает в сопки, на заброшенную станцию и учится выживать… И вынашивает план мести…

"Фильм получился предельно реальным, потому что снимался именно в тех же экстремальных условиях. В первый же день наш "Урал" ушел под воду. Мы чуть не лишились всех дорогостоящей аппаратуры. Погодные условия были дикими. У Гриши (актера Григория Добрыгина, сыгравшего Пашу) был настоящий животный страх, как у сумасшедшего котенка, которого сунули в клетку и резко врубили свет и музыку", - добавил Пускепалис, слова которого цитирует "Комсомольская правда".

За звание "Лучшего фильма" в Лондоне работа Попогребского соперничала с десятью другими картинами из разных стран мира. Среди них - "Не отпускай меня" американца Марка Романека и новая лента известного британского режиссера Дэнни Бойла "127 часов". Последняя основана на реальной истории американского альпиниста Арона Рэлстона.

Три престижнейших мировых награды за несколько месяцев – такого успеха у российских фильмов не было очень давно.


Лондон увидел мрачное, но метафоричное кино из России

Александр Кан

Обозреватель программы Би-би-си "Пятый этаж"

"Овсянки"

"Овсянки" получил премию "Озелла" за лучшую операторскую работу на Венецианском кинофестивале

"Знаешь, что мне нравится в русском кино? Его метафоричность" - такие слова, обращенные к своему спутнику, я услышал из уст немолодой интеллигентной британской леди за своей спиной сразу после окончания фестивального просмотра нового российского фильма "Овсянки".

И действительно, если следить за российским кино по программе Лондонского кинофестиваля, то год из года мы видим здесь серьезное, погруженное в довольно мрачную российскую реальность, но тем не менее поэтичное, экспрессивное, авторское или - как его окрестила неведомая мне поклонница русской киноэкзотики - метафоричное кино.

"Овсянки" Алексея Федорченко, "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского, "Перемирие" Светланы Проскуриной и примкнувший к ним фильм Сергея Лозницы "Счастье мое" (формально это картина совместного украинско-германского производства, но по языку, по реалиям и по жизни – чисто русская) – все эти фильмы укладываются в ставшую уже привычной модель так называемого "фестивального" русского кино.

Уйдя из одного – бандитско-гламурного - круга стереотипов, российское кино попадает в круг другой. Его уже окрестили дома "фестивальное кино", кино для европейских и американских фестивалей, где ему находится благодарный зритель – но зритель не широкий, не прокатный.

Сразу же скажу свое мнение – все это кино, на мой взгляд, совершенно замечательное. Острое, умное, проблемное, современное, поэтичное - метафоричное, наконец, как выразилась неведомая мне британка. Все эти фильмы далеко ушли от казавшихся еще недавно неизбывными бандитско-гламурных штампов. Все они погружены, как кажется, в реальность российской жизни, причем реальность глубинную провинциальную, неброскую, взятую из самой жизни и оттого правдивую.

Все фильмы разные. "Как я провел этим летом" - острый психологический триллер, дуэль двух характеров, двух поколений, двух мировоззрений, которые вроде вовсе не враждебны друг другу, но никак не могут найти язык понимания, даже оказавшись в суровой, побуждающей людей к сплочению обстановке крайнего Севера.

Нет - стереотипам!

"Перемирие" - насыщенная фарсовыми абсурдистскими ситуациями история бессмысленно скитающихся по бесцельной жизни людей. Лейтмотив этой жизни – то разухабистый, отчаянно-истерический Russian Dance Тома Уэйтса, то выскочившая откуда-то из подсознания старой советской жизни беззаботная "Королева красоты", которую совершенно ни к месту поет молодой деревенский попик.

Перемирие

Кадр из кинофильма "Перемирие" (Truce)

"Овсянки" - и вовсе чистая поэзия. Тут и смерть, и гибель, и странный диковатый даже на современный взгляд обряд, но нет зато ни отчаяния, ни безысходности, ни тоски. И в смерти, и в гибели есть чистота и вера.

Нет ни чистоты, ни веры в "Счастье моем" - мрачная, почти кафкианская история странствий обычной русской души по кругам постсоветского провинциального ада. А кино-реминисценции в годы войны не оставляют никакой надежды не только на будущее, но и на прошлое.

"Элитарное гетто"

Серьезное кино и должно быть таким, не правда ли? Кажется, именно из этого исходят и режиссеры, и селекционеры фестивалей. Картина получается достойная, но уж очень мрачная. Жизнь, скажете, мрачная? Но жизнь, наверное, все же разная. Неужели эта мрачность, будто вновь воскресшая из первых постперестроечных лет "чернушного" кино – неизбежный спутник высокого качества?

Уйдя из одного – бандитско-гламурного - круга стереотипов, российское кино попадает в круг другой. Его уже окрестили дома "фестивальное кино", кино для европейских и американских фестивалей, где ему находится благодарный зритель – но зритель не широкий, не прокатный.

Что, наверное, само по себе и не страшно. Хуже другое. Кино это, увы, почти не знают и в самой России кино. Парадокс – в гетто элитарности попадают фильмы о самых, казалось бы, простых людях, жителях глубинки. Но гетто, пусть и гетто элитарности – все равно гетто.

Надо из него выбираться.

P.S.

Особняком стоит в программе ЛКФ первая российская продукция для знаменитой компании Walt Disney мультипликационная сказка "Книга мастеров". Современный, чуть постмодернистский взгляд на старинную русскую сказку с изрядной долей киношной самоиронии. Успех небесспорный, но все же кино иное.

Глава Лондонского кинофестиваля: мы работаем на публику

Афиша Лондонского кинофестиваля

На фестивале в Лондоне представлены фильмы из 67 стран мира

"Лондонский кинофестиваль – главным образом фестиваль для публики. Так он начинался, и таким он остается и сейчас, более чем полувека спустя", - так начала отвечать на мой вопрос о том, что собственно отличает ЛКФ от десятков и сотен его собратьев, расплодившихся за последние десятилетия в великом множестве по всей планете, его арт-директор Сандра Хеброн.

"Самые известные мировые фестивали – Венеция, Канн, Берлин – ориентированы главным образом на профессионалов и на прессу. Мы ориентированы на публику", - добавила она.

Мне это определение кажется невероятно точным. Мне доводилось бывать на немалом количестве фестивалей, а Лондонский я освещаю и вовсе вот уже почти полтора десятка лет. Это действительно фестиваль для зрителей. Отсутствие конкурса, красной дорожки, безумного наплыва звезд с одной стороны и обширная, разнообразная, тщательно сбалансированная программа, представляющая лучшее, что есть в мировом кино.

Судите сами: 197 художественных, 112 короткометражных, 36 документальных фильма из 67 стран мира. 11 мировых премьер, 33 европейские премьеры, 113 британских премьер. Как обычно - все это изобилие поделено на разделы. Несколько слов о каждом.

Что смотреть

"Гала-показы" – это, как правило, что-то грандиозное, громкое, привлекающее массовую публику.

Кадр из фильма

Фестиваль открылся показом британской ленты "Не отпускай меня"

"Новое британское кино" - тут все понятно – свое родное, как его не показать. "Французские обороты" - британцы традиционно со смешанным чувством любви и ревности тщательно следят за тем, что делается у соседей через Ла-Манш. "Кино Европы" - вся остальная старушка-Европа, кроме Франции, в том числе и Россия. "Мировое кино" - широчайшая палитра: Азия, Африка, Латинская Америка, здесь же и весь американский кинематограф (отдельной категории в отличие от французского он не удостоен), сюда же попадают и фильмы из бывших советских республик, в этом году есть фильм из Киргизии. "Эксперимент" - название говорит само за себя, как всегда, - настоящий пир для любителей новаторства.

"Сокровища из архивов" - тоже, в общем, понятно, хотя интересно, что в последние годы понятие "архива" стало меняться. Если раньше это были сугубо немые, черно-белые фильмы не позже, скажем, середины 30-х годов, то теперь в программу архива попадают и относительно недавние, по мнению организаторов, незаслуженно забытые шедевры – типа знаменитого "Мост через реку Квай", снятого в 1957 году фильма британского режиссера Дэвида Лина, считающегося одной из лучших картин о Второй мировой войне. Сюда же попал и шедевр ранней советской кинодокументалистики "Человек с киноаппаратом" легендарного Дзиги Вертова.

Одна из главных характеристик зрительского, а не профессионально-киношного фестиваля – почти полное отсутствие звездно-конкурсной программы.

Однако в последние годы я стал замечать, что фестиваль стал все же тяготеть если не к гламурности Канн и Венеции, то, во всяком случае, к царствующей там атмосфере конкурса. Нет, пока у нас в Лондоне нет ни Золотой пальмовой ветви, ни Золотого Льва или Серебряного медведя (видимо непросто будет придумать не захваченный еще другими фестивалями яркий образ для названия главного приза), как нет и привычной разветвленной сети призовых категорий – лучший режиссер, лучший актер, лучшая актриса и т.п.

Наград всего пять, и они довольно скромные: стипендия Британского киноинститута, лучший документальный фильм, лучший британский дебют, самый оригинальный и новаторский фильм, и, наконец, главный приз - лучший фильм фестиваля.

Кадр из фильма

Среди участников конкурса - картина "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского

Но и тут есть особенность. Из всего обилия показанного кино за главный приз борются всего-навсего 11 лент. Есть среди них, впрочем, и российская – "Как я провел этим летом" пользующегося растущим авторитетом в Европе Алексея Попогребского – в число конкурсантов ее поставила сама Сандра Хеброн ("невероятно сильная и мощная работа" - сказала в интервью Русской службе арт-директор фестиваля). Картина эта уже удостоена одного из главных призов Берлинского кинофестиваля.

Также в число конкурсантов попал и главный лауреат Каннского фестиваля этого года – фильм из Таиланда "Дядюшка Бунме, который помнит свои прошлые жизни". Ну и необычайно широкое представительство британского кино, пять из одиннадцати претендентов - фильмы британские. В их числе и два фильма, удостоенные особой чести – открывать и закрывать фестиваль. Это – соответственно – "Не отпускай меня" Марка Романека и "127 часов" прошлогоднего лауреата "Оскара" Дэнни Бойла.

Российская жизнь

Ну и, наконец, о фильмах российских. Их в программе официально четыре. Кроме уже упомянутого "Как я провел этим летом", "Перемирие" Светланы Проскуриной (лауреат Сочинского "Кинотавра" этого года), "Овсянки" Алексея Федорченко, с успехом уже показанные на недавних фестивалях в Венеции и Торонто, и "Книга Мастеров" - первый российский фильм для знаменитой компании Walt Disney.

Есть еще несколько короткометражек: "Маша и медведь: первая встреча" режиссера Дениса Червяцова, "Другая" режиссера Анны Шепиловой и "Вот" режиссера Виктора Олимпиева.

Следует, наверное, упомянуть и уже отмеченный в Каннах фильм "Счастье мое" Сергея Лозницы. Номинально картина совместная украинско-германская, но на самом деле – русский фильм, российского режиссера, о жизни в России.

Хостинг от uCoz