"ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ" 2010

Лучший игровой фильм Стиляги

Номинанты:

 
Анна Каренина

Производство: Синема Лайн, Югра-фильм при поддержке Министерства культуры РФ,правительства Ханты-Мансийского округа и Ханты-Мансийского Банка.
Продюсеры: Сергей Соловьев, Олег Урушев.
Режиссер: Сергей Соловьев.

Палата №6 Производство: ФГУП Киноконцерн «Мосфильм».
Киностудия «Курьер».
Продюсер: Карен Шахназаров.
Режиссер: Карен Шахназаров.
Петя по дороге в Царствие Небесное Производство: кинокомпния АНО «Стелла Студио» при поддержке ФАКК.
Продюсер: Федор Попов.
Режиссер: Николай Досталь.
Стиляги Производство: кинокомпания «Рекун-Синема», кинокомпания «Красная Стрела» ,Телеканал «Россия» при поддержке Министерства культуры РФ.
Продюсеры: Леонид Лебедев, Леонид Ярмольник, Вадим Горяинов, Валерий Тодоровский.
Режиссер: Валерий Тодоровский.
Царь Производство: производство «Профит-Синема», «СПЛ-фильм».при поддержке «Банка -Москвы».
Продюсеры: Павел Лунгин.
Режиссер: Павел Лунгин.

Победители ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ 2010

Приз за особый вклад в киноискусство Олег Янковский.

Лучший игровой фильм Стиляги

"Золотого орла" за режиссуру получил Карен Шаханазаров за работу над фильмом Палата №6

Лучшая мужская роль: Богдан Ступка Тарас Бульба
Лучшая женская роль: Наталья Негода Бубен, барабан

«Лучшая женская роль второго плана»

«Лучшая мужская роль второго плана» Сергей Гармаш — «Стиляги».

Сценарист фильма "Стиляги" Юрий Коротков получил приз "Золотой орел" за лучший сценарий, передает корреспондент РИА Новости в пятницу.

"Совершенно неожиданно и тем более приятно, потому что рядом со мной были такие монстры литературы и кино, как Арабов, Хржановский, Иванов, Лунгин", - сказал Коротков, получая награду.

"Честно говоря, не ожидал, потому что в том году вроде получал. Очень благодарен. Но прежде всего благодарен Антону Павловичу Чехову, потому что он автор, а мы интерпретаторы. Я благодарен творцу, что 150 лет назад он послал нам этого человека", - сказал режиссер.

Приз за лучшую женскую роль на телевидении получила Людмила Нильская, сыгравшая дочь Брежнева в фильме "Галина". Номинировались также Нонна Гришаева и Елена Лядова.

Лучший актер - Александр Голубев. Награду ему принесла роль в фильме "Братья Карамазовы".

"Правдивая история о трех поросятах" получила "Золотого орла"

Специальный "Золотой Орел" присужден актеру Олегу Стриженову

Оскороносный фильм "Миллионер из трущоб" был признан "Лучшим зарубежным фильмом в мировом прокате", по мнению национальной премии РФ в области кинематографии "Золотой орел", передает корреспондент РИА Новости.

"Этот фильм был первый, который мы представляли в российском кинопрокате, но вся команда болела за него душой и полюбила этот фильм", - призналась со сцены представительница компании-прокатчика UPI.

В разделе "Лучший неигровой фильм" одержала победу картина "Рерберг и Тарковский, обратная сторона "Сталкера" режиссера Игоря Майбороды, который также написал сценарий картины. "Этот фильм делался очень долго, долго собирался материал. В этой картине показана жесткая тяжелая история, которая произошла. Но она показана не как скандал, а как трагедия. Мы должны знать правду, чтобы это больше не повторилось", - сказал он.

Оператор Максим Осадчий получил "Золотого орла" за "Лучшую операторскую работу" в фильме по роману братьев Стругацких "Обитаемый остров", и в этой же картине осуществил "Лучший монтаж фильма" Игорь Литонинский.

Приз за "Лучшую работу художника по костюмам" модельер Вячеслав Зайцев вручил Екатерине Шапкайц за "Тараса Бульбу". Правда, лауреатка призналась, что без своей команды, работавшей с ней на съемках фильма, она бы ни за что не справилась.

"Лучшая работа художника-постановщика" в 2009 году также принадлежит "Тарасу Бульбе" и Владимиру Светозарову, Марине Николаевой и Сергею Якутовичу.

Композитор Юрий Потиненко получил награду за "Лучшую музыку к фильму" режиссера Федора Бондарчука "Обитаемый остров", а за "Лучшую работу звукорежиссера" статуэтку получил Сергей Чупров, трудившийся на съемках "Стиляг".

Фантастический фильм Обитаемый остров Федора Бондарчука получил три кинопремии Золотой орел во второстепенных номинациях, объявлено на церемонии вручения награды, которая проходит на киностудии Мосфильм. За музыку к фильму Обитаемый остров по роману братьев Стругацких приз получил композитор Юрий Потеенко. Эта же работа отмечена за операторскую работу и монтаж. Самые талантливые художник по костюмам и художник-постановщик, по мнению академиков, работали над лентой Тарас Бульба. А Стиляги удостоены Золотого орла за лучшую работу звукорежиссера, передает ИТАР-ТАСС . В номинации Лучший неигровой фильм победила картина Рерберг и Тарковский. Обратная сторона Сталкера. Наиболее удачным анимационным фильмом года названа Правдивая история о трех поросятах. Лучшим зарубежным фильмом в российском прокате стала картина "Миллионер из трущоб".

Премия, где члены жюри до сих пор анонимны

Сегодня в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм» состоялось награждение лауреатов премии «Золотой орёл», которая учреждена Национальной Академией кинематографических искусств и наук России и вручается с 2002 года. В этот раз на звание «Лучшего фильма года» претендовали картины «Анна Каренина» С.Соловьёва, «Палата номер шесть» К.Шахназарова, «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Стиляги» В.Тодоровского и «Царь» П.Лунгина.

В этой битве титанов российского кино победу одержал фильм «Стиляги» В.Тодоровского.

Мы решили поговорить о самой премии и о кино в целом с одним из патриархов российского кинематографа, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором ВГИК Леонидом Николаевичем Нехорошевым. Много лет он работал главным редактором «Мосфильма» и именно с его легкой руки у нас появились фильмы «Воскресенье» (реж.М.Швейцер), «А если это любовь?» (реж.Ю.Райзман), «У твоего порога» (реж.В.Ордынский), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (реж.Н.Михалков), «Солярис» и «Андрей Рублев» (реж. А. Тарковский) и многие другие.

«СП»: - Леонид Николаевич, что вы можете сказать о картинах, участвовавших в номинациях?

- К сожалению, не видел многих из этих фильмов. Из тех, что представлены в номинации «Лучшая режиссёрская работа», я смотрел только картины Лунгина и Досталя. Фильм «Петя по дороге в царствие небесное» мне не понравился. Я недоумевал, когда на международном фестивале эта лента получила первую премию, в то время, когда рядом была картина Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» - высочайшего, мирового уровня.

«СП»: - Как вам нашумевшая работа Павла Лунгина «Царь»?

- Что касается «Царя» – в целом фильм мне понравился, но я считаю, что предыдущая картина Лунгина «Остров» была сильнее.

«СП»: - Вы принимали участие в голосовании, проходившем при отборе картин?

- Нет, ведь картины отбираются киноакадемиками. А меня среди них нет. Я не киноакадемик. Поэтому все эти фильмы - их выбор.

«СП»: - Кроме премии «Золотой Орёл» в России существует и премия «Ника». Она вручаются киноакадемиками, правда, другой, альтернативной академии. Фильм Тодоровского «Стиляги» в прошлом году получил сразу шесть премий «Ника», а в этом номинировался на премию «Золотой орёл». Можно ли расценивать это как некое «перемирие» двух конфликтующих премий и киноакадемий?

- Про картины, которые номинируются и на премию «Ника», и на премию «Золотой орёл», я ничего сказать не могу, повторюсь, я не киноакадемик этих академий - для того, чтобы ответить на ваш вопрос, я должен бы находиться внутри этой ситуации. Но мне кажется, что это не нужно рассматривать как некий ход академиков: наверное, картина, действительно, заслуживает такого внимания и тех премий, которые она уже получила и получит. К сожалению, я не видел «Стиляг», но слышал о картине, что она очень интересная и удачная. Думаю, что в этой ситуации не усматривается никаких клановых войн.

«СП»: - Что вы можете сказать о сегодняшней ситуации в кино в целом? Вы много лет преподаёте во ВГИКе, ваши студенты, как и студенты других мастеров, профессионалы, - будут ли эти люди востребованы в российской киноиндустрии?

- Вообще сейчас не каждый решится дать постановку молодому, начинающему режиссёру. Но, с другой стороны, не замечают особенно и действительно талантливых картин. О них умалчивается, они редко доходят до большого зрителя. Продюсерами делается некая ставка на авторитетных авторов - не хватает смелости дать шанс неизвестному режиссёру снять свою картину.

«СП»: - Может, дело в кризисе?

- Сейчас слово «кризис» довольно популярно, используется применительно к разным областям. Кинематограф - не исключение. Например, мой сын, который работает звукооператором, недавно закончил работу на картине. Фильм даже показывался в Доме Кино, а ему до сих пор не выплачен гонорар, - продюсер и режиссёр говорят: «Ну, нет у меня денег, и всё». И ссылаются на кризис. Но мне кажется, что здесь дело не в нем - в отношении к твоим коллегам, и в конечном счете - к профессии. А кризис, он просто обострил старые проблемы.

Удивительная птица этот «Золотой Орел»

Мы на самом деле были шокированы тем, что Леонид Николаевич, столько лет обучающий людей умению делать кино и столько сделавший для советского и российского кинематографа, оказался за дверью двух российских академий киноискусства.

Мы решили посмотреть, кто же удостоен чести голосовать И были шокированы на сайте «Киноакадеми» нет списков киноакадемиков! Есть все – регламент, второй регламент, экспертный совет. А вот кто же эти 200 академиков – непонятно. Уверены, что эти две сотни человек более достойные кинематографисты, имеющие богатый послужной список, но узнать фамилии все таки хочется.

И еще один вопрос.

По регламенту премии «Золотой Орел» экспертный совет рекомендует для голосования:

- 51 полнометражный игровой фильм,

- 20 неигровых фильмов,

- 20 мини-сериалов (до 10 серий включительно) и 15 сериалов (10 и более серий) из премьер сезона 2008-2009 гг.

- 29 анимационных фильмов,

- 26 игровых зарубежных фильмов в российском прокате.

Этот список рассылается академикам, они их все отсматривают и заполняют анкеты. После этого формируется список номинантов.

За один день до проведения торжественной церемонии вручения премий проводится «второй тур» голосования. Определение победителей производится путем тайного голосования членов Академии по специально подготовленным бюллетеням.

И вот тут самое интересное. Знакомые нам киноакадемики все эти годы голосуют только один раз (в первом туре). Кто голосует второй раз - непонятно. Может, есть еще какие-то секретные списки, секретные академики, о которых мы не знаем.

Может так и надо, группа анонимных 200-т академиков, что-то там выбирает, отбирает, потом еще более засекреченная группа определяет, собственно победителей и называется все это «Премия Национальной Академии кинематографических искусств и наук России».

Может учредить премию «Национальной Академии анонимных алкоголиков» , а что чем одни анонимы хуже других?

Сайт одной российской киноакадемии

Сайт второй российской киноакадемии


Наминации «Золотой Орел 2009»

Лучший игровой фильм

«Анна Каренина»

«Палата №6»

«Петя по дороге в Царствие Небесное»

«Стиляги» - победитель

«Царь»


Лучший мини-сериал (до 10 серий включительно)

«Без вины виноватые» - победитель

«Братья Карамазовы»

«Галина»


Лучший телевизионный сериал (11 серий и более)

«Глухарь»

«Папины дочки»

«Тяжелый песок» - победитель


Лучший неигровой фильм

Рерберг и Тарковский: Обратная сторона "Сталкера" - победитель

«Сумерки Богов»

«Этюды о Гоголе»


Лучший анимационный фильм

«Правдивая история о трех поросятах» - победитель

«Роберт Шуман. Письма»

«Смешарики»


Лучший режиссер

Валерий Тодоровский «Стиляги»

Николай Досталь «Петя по дороге в Царствие Небесное»

Карен Шахназаров «Палата №6» - победитель


Лучший сценарий

Юрий Коротков «Стиляги» - победитель

Алексей Иванов,Павел Лунгин «Царь»

Юрий Арабов,Андрей Хржановский «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину»


Лучшая женская роль в кино

Наталья Негода «Бубен, барабан»

Светлана Крючкова «Похороните меня за плинтусом»

Чулпан Хаматова «Событие»


Лучшая актриса на ТВ

Нонна Гришаева «Папины дочки»

Елена Лядова «Братья Карамазовы»

Людмила Нильская «Галина» - победитель


Лучшая мужская роль в кино

Богдан Ступка «Тарас Бульба»

Олег Янковский «Анна Каренина»

Владимир Ильин «Палата №6»


Лучший актер на ТВ

Александр Голубев «Братья Карамазовы» - победитель

Сергей Горобченко «Братья Карамазовы»

Максим Аверин «Глухарь»


Лучшая женская роль второго плана

Полина Кутепова «Чудо»

Нина Усатова «Поп» - победитель

Анна Михалкова «Сумасшедшая помощь»


Лучшая мужская роль второго плана

Сергей Гармаш «Стиляги» - победитель

Сергей Маковецкий «Чудо»

Сергей Юрский «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину»


Лучшая операторская работа

«Анна Каренина»

«Обитаемый остров: Фильм первый» - победитель

«Стиляги»


Лучшая работа художника-постановщика

«Анна Каренина»

«Тарас Бульба» - победитель

«Царь»


Лучшие костюмы

«Анна Каренина

«Тарас Бульба» - победитель

«Царь»


Лучшая музыка

«Обитаемый остров: Фильм первый» - победитель

«Петя по дороге в Царствие Небесное»

«Поп»


Лучший монтаж

«Морфий»

«Обитаемый остров: Фильм первый»

«Царь»


Лучшая работа звукорежиссера

«Обитаемый остров: Фильм первый»

«Стиляги» - победитель

«Тарас Бульба»


Лучший зарубежный фильм в российском прокате

«Бесславные ублюдки»

«Вики Кристина Барселона»

«Миллионер из трущоб» - победитель

Специальным почетным призом за вклад в отечественный кинематограф награжден посмертно народный артист СССР Олег Янковский. В начале 2009 года Олег Иванович был выдвинут на премию в номинации «Лучшая мужская роль» за фильмы «Царь» и «Анна Каренина».


Справка "СП":

Национальная киноакадемия, вручающая "Золотого Орла", стала второй кинематографической академией в России. В октябре 2001 года состоялось учредительное собрание Академии кинематографических искусств, президентом которой, тогда сталЭльдар Рязанов. По итогам голосования членов этой академии вручается другой общенациональный приз в области кино - "Ника".

Известны только некоторые члены Национальной киноакадемии, вручающей "Золотого Орла", которые были озвучены еще в самом начале ее создания в 2002 году. Некоторые из них уже, к сожалению с нами нет. Итак в 2002 году, президентом стал режиссер Владимир Наумов.

Академиками кино "Золотого Орла" стали режиссеры Никита Михалков, Андрон Кончаловский, Глеб Панфилов, Сергей Колосов, Георгий Данелия, Эмиль Лотяну, Евгений Матвеев, Алексей Балабанов, актеры Олег Басилашвили, Алексей Баталов, Генрих Боровик, Олег Табаков, Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, композиторы Тихон Хренников, Геннадий Гладков, министр культуры Михаил Швыдкой, председатель ВГТРК Олег Добродеев, глава ОРТ Константин Эрнст.

Номинанты:

Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)


«БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ»
2 серии

Производство: Кинокомпания «Вера» по заказу телеканала «Россия».
Продюсеры: Максим Панфилов, Антон Златопольский.
Режиссер: Глеб Панфилов.

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
8 серий

Производство: Студия Колибри по заказу компании «Централ Партнершип».
Продюсеры :Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян, Юрий Мороз.
Режиссер: Юрий Мороз.
«ГАЛИНА»
8 серий
Производство: БФГ-ФИЛЬМ.
Продюсеры: Юрий Глоцер, Алексей Пиманов.
Режиссер: Виталий Павлов.

 Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)


«ГЛУХАРЬ»
48 серий

Производство: телекомпания DIXI-TV по заказу НТВ.
Автор идеи Илья Куликов.
Продюсер: Ефим Любинский.

«ПАПИНЫ ДОЧКИ»
настоящее время

Производство: СТС и  продюсерская компания «КОСТАФИЛЬМ».
Генеральный продюсер и автор идеи: Вячеслав Муругов.
Режиссеры : Александр Жигалкин,Сергей Алдонин.

«ТЯЖЕЛЫЙ ПЕСОК»
16 серий
Производство: киностудия «РИСК».
Продюсер: Дмитрий Барщевский.
Режиссер: Антон Барщевский

Лучший неигровой фильм

«РЕРБЕРГ И ТАРКОВСКИЙ.ОБРАТНАЯ СТОРОНА «СТАЛКЕРА».

режиссер: Игорь Майборода.

«СУМЕРКИ БОГОВ» режиссер: Сергей Мирошниченко.
«ЭТЮДЫ О ГОГОЛЕ» режиссер: Евгений Потиевский.

Лучший анимационный фильм

«ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О ТРЕХ ПОРОСЯТАХ»
(проект «Современные сказки Мира»)

Студия "М.И.Р." при поддержке Министерства  культуры РФ.
режиссер: Константин Бронзит.
«ПРОЕКТ «СМЕШАРИКИ»
(сезон 2009 г.)

Студия компьютерной анимации «Петербург», худ. руководитель проекта - Анатолий Прохоров, ведущий режиссер проекта - Денис Чернов.

«РОБЕРТ ШУМАН. ПИСЬМА»
(проект «Сказки старого пианино»)

Студия "М.И.Р." при поддержке Министерства культуры РФ.
режиссеры: Ирина Марголина, Елена Петкевич.

Лучшая режиссерская работа

Николай Досталь «Петя по дороге в царствие небесное»
Валерий Тодоровский «Стиляги»
Карен Шахназаров «Палата № 6»

Лучший сценарий

Юрий Арабов,
Андрей Хржановский

«Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину»

Алексей Иванов,
Павел Лунгин

«Царь»

Юрий Коротков

«Стиляги»

Лучшая женская роль в кино

Светлана Крючкова «Похороните меня за плинтусом»
Наталья Негода Бубен, барабан
Чулпан Хаматова «Событие»

 

Лучшая женская роль на телевидении

Нонна Гришаева «Папины дочки»
Елена Лядова «Братья Карамазовы»
Людмила Нильская «Галина»

Лучшая мужская роль в кино

Владимир Ильин «Палата № 6»
Богдан Ступка «Тарас Бульба»
Сергей Маковецкий «Поп»

По решению Президиума Национальной Академии кинематографических искусств и наук России Академии Олег Иванович Янковский награждается Специальным Золотым Орлом за работы в фильмах последних лет. В связи с этим изменяется состав номинантов в категории «За лучшую мужскую роль», и третьим номинантом становится Сергей Маковецкий.

Лучшая мужская роль на телевидении

Максим Аверин «Глухарь»
Александр Голубев «Братья Карамазовы»
Сергей Горобченко «Братья Карамазовы»

Лучшая женская роль второго плана

Полина Кутепова «Чудо»
Анна Михалкова «Сумасшедшая помощь»
Нина Усатова «Поп»

Лучшая мужская роль второго плана

Сергей Гармаш «Стиляги»
Сергей Маковецкий «Чудо»
Сергей Юрский «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину»

Лучшая операторская работа

Сергей Астахов,
Юрий Клименко

«Анна Каренина»
Роман Васьянов «Стиляги»
Максим Осадчий «Обитаемый остров»

Лучшая работа художника постановщика

Александр Борисов,
Сергей Иванов

«Анна Каренина»
Сергей Иванов «Царь»

Владимир Светозаров,
Сергей Якутович,
Марина Николаева

«Тарас Бульба»

Лучшая работа художника по костюмам

Наталья Дзюбенко «Анна Каренина»

Наталья Дзюбенко,
Екатерина Дыминская

«Царь»
Екатерина Шапкайц «Тарас Бульба»

Лучшая музыка к фильму

Юрий Потеенко «Обитаемый остров»
Алексей Рыбников «Поп»
Алексей Шелыгин «Петя по дороге в царствие небесное»

Лучший монтаж фильма

Альбина Антипенко «Царь»
Татьяна Кузьмичева «Морфий»
Игорь Литонинский «Обитаемый остров»

Лучшая работа звукорежиссера

Наталия Аванесова «Тарас Бульба»
Кирилл Василенко «Обитаемый остров»
Сергей Чупров «Стиляги»

Лучший зарубежный фильм в российском прокате

«БЕССЛАВНЫЕ УБЛЮДКИ»
режиссер: Квентин Тарантино
UPI
«ВИКИ КРИСТИНА БАРСЕЛОНА»
режиссер: Вуди Аллен
Централ Партнершип
«МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ»
режиссер: Дэнни Бойл
Вольга

«Стиляги» приглянулись «Золотому орлу»

Премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» объявила своих номинантов. Больше всего шансов получить статуэтку у «Стиляг» Валерия Тодоровского — фильм представлен в шести категориях. Картины «Царь» Павла Лунгина и «Анна Каренина» Сергея Соловьева претендуют на пять призов. Лентам «Тарас Бульба» Владимира Бортко и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука удалось попасть в четыре номинации.

Среди других претендентов также оказались и фильмы, отмеченные на различных крупных кинофестивалях: «Петя по дороге в Царствие Небесное» (главный приз ММКФ-2009) Николая Досталя, серебряный призер Карловых Вар «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского, а также «Палата №6» Карена Шахназарова (участник международных смотров, выдвинутый от России на соискание премии «Оскар»). Картины из так называемой «новой волны российского кино» представлены «Бубен, барабаном» Алексея Мизгирева и «Сумасшедшей помощью» Бориса Хлебникова.

В целом список номинантов в основных категориях выглядит следующим образом:

«Лучший игровой фильм» «Лучшая режиссерская работа» «Лучший сценарий» «Лучшая женская роль» «Лучшая мужская роль» «Лучшая женская роль второго плана» «Лучшая мужская роль второго плана» «Лучшая операторская работа» «Лучшая работа художника постановщика» «Лучшая работа художника по костюмам» «Лучшая музыка к фильму» «Лучший монтаж фильма» «Лучшая работа звукорежиссера» «Лучший зарубежный фильм» «Лучший анимационный фильм» Церемония вручения премии «Золотой орел» пройдет 29 января 2010 года.

«Золотой орел» накануне высокого полета

Заозерская Анжелика
№ 015, 29 Января 2010г.
Сегодня вручают одну из главных кинопремий страны

С первого дня своего полета, который начался в 2002 году, «Орел» — главный соперник, а с годами и враг более опытной «Ники» под предводительством Юлия Гусмана. Опыт прошедших лет показывает, что режиссеры, которым удалось сохранить нейтралитет и не примкнуть ни к одному из враждующих лагерей, становятся обладателями либо «Орла», либо «Ники», причем получают лишь какую-нибудь одну из этих премий. Так, в прошлом году «Золотой орел» неожиданно достался фильму Михаила Калатозишвили «Дикое поле», а «Нику» тогда получила картина Валерия Тодоровского «Стиляги». Поскольку «Ника» присуждается после «Орла», то у нее больше возможностей для гибких решений. В свою очередь, тон или стратегию по праву «первой ночи» задает «Золотой орел».

Судя по списку номинаций в категории «Лучший игровой фильм» взор «Орла» упал в этом году прежде всего на исторические картины и экранизации классических произведений. Если «Царь» Павла Лунгина посвящен древнерусской истории, то действие «Пети по дороге в царствие небесное» и «Стиляг» происходит в 50-е годы прошлого века. «Анна Каренина» Сергея Соловьева и «Палата № 6» Карена Шахназарова — это классические экранизации русской прозы. «Стиляги» и «Петя по дороге в царствие небесное» уже получили «Нику» и Гран-при Московского кинофестиваля. Поэтому, как полагают многие кинокритики, шансов взять «Золотого орла» у них немного, хотя всегда есть место для неожиданностей.

Самые изощренные умы гадают, кому же дадут «Орла». «Своему человеку» Павлу Лунгину за фильм «Царь» или же сохранившему нейтралитет Сергею Соловьеву за «Анну Каренину»? Серьезным конкурентом считается и «Палата № 6» Карена Шахназарова — фильм, поставивший рекорд по участию в международных фестивалях. В прошлом году Карен Георгиевич получил «Золотого орла» как лучший режиссер за фильм «Исчезнувшая империя», а в этом году опять соревнуется в той же номинации с Николаем Досталем и Валерием Тодоровским. Ни одного из молодых режиссеров — Ивана Вырыпаева, Николая Хомерику, Василия Сигарева, Алексея Мизгирева, чьи работы получили высокие награды на «Кинотавре» и у Гильдии кинокритиков, — «Золотой орел» не заметил вовсе.

Возможно, они не по вкусу Никите Михалкову. Один из прошлогодних фаворитов «Орла», режиссер Федор Бондарчук со своим «Обитаемым островом», а точнее, с двумя «Островами», на сей раз пролетел мимо. Его работа номинирована только за картинку, звук, монтаж и музыку.

Наталью Негоду в фильме Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» номинировали как лучшую актрису. Если у Негоды был большой перерыв в кино, то другие претендентки на это звание — Светлана Крючкова («Похороните меня за плинтусом») и Чулпан Хаматова («Событие») — снимаются и премируются часто. Правда, странно выдвигать актрис за роли в фильмах, которые больше не представлены ни в одной из номинаций.

Что касается соискателей в номинации «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана», то в ней дважды представлен Сергей Маковецкий — за «Чудо» (Александр Прошкин) и за «Попа» (Владимир Хотиненко). Обе картины так или иначе говорят о Русской православной церкви и о вере как главной опоре в трудные времена. По прогнозам, одну из наград Сергей Маковецкий все-таки получит. Будет странно, если он оставит позади себя Сергея Юрского в фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» или Богдана Ступку, создавшего образ Тараса Бульбы в фильме Владимира Бортко. Впрочем, «Золотой орел» — птица высокого полета, которая видит и далеко, и масштабно:.

Сергей Соловьев, режиссер:

«Анну Каренину» берут в прокат, но со слезами»

— Как будто злой рок преследовал вашу «Анну Каренину». Александр Абдулов сыграл в этом фильме свою последнюю роль, Олег Янковский — предпоследнюю: Да и фильм пришлось снимать долго — не год и не два.

— Мой друг Саша Абдулов успел не только закончить свою работу в «Анне Карениной», но и озвучить роль. Что же касается Олега Янковского, то во многом благодаря его настойчивости и постоянным напоминаниям нам удалось снять эту картину. От актеров остаются роли, и они остались. «Анну Каренину» берут в прокат, и она скоро выйдет, но со слезами. Прокатчики утверждают, что та аудитория, которая ходит в кинотеатр, ничего не знает про Анну Каренину, а следовательно, на ее страдания ей наплевать.

— Разве молодежь не способна оценить все настоящее и хорошее, что предлагают ей мастера?

— Недавно я разговаривал с актрисой Аллой Демидовой, которая сказала: «Последние 8 лет я мало играю на сцене и редко снимаюсь в кино, потому что ощущаю разрыв с моим зрителем». Я тоже ощущаю, что мы с моим зрителем разошлись. Надеюсь, ненадолго. Несколько поколений уже не вернешь, они потеряны. Сегодня я молюсь на наших молодых режиссеров, которые очень ярко заявили о себе в последние два года. Им говорили: «Станьте свиньями, как остальные. Покупайте, торгуйте, наживайтесь, обманывайте». Но они этого не делали, и своей отстраненностью отстояли честь великого нашего кинематографа.

— Как вы думаете, почему Анна не смогла дальше жить? Потому что стала жертвой самца, «заводского жеребца» Алексея Вронского?

— В том числе и поэтому. Мне хотелось донести до зрителя мысль, что «Анна Каренина» современнее всех баек, сериалов и бульварных романов, которые сегодня в избытке потребляют и молодые, и старые.

Николай Досталь, режиссер

«Мне нравятся люди, несущие в себе нестандартность»

 — Три года назад вы сняли картину, которая так и называлась «Коля — перекати поле». Еще у вас был фильм «Шура и Просвирняк». Откуда появился Петя и почему его именем названа картина?

— Коля, Шура, Петя: Мне интересны люди, которые несут в себе какую-то нестандартность и скромную индивидуальность. В основе фильма о Пете — реальная история.

— Петя ищет красоту в людях, в природе. И встречает красивую женщину, которую сыграла Светлана Тимофеева-Летуновская. Как вам удалось найти актрису с таким типажом?

— Мы тщательно искали лицо, которое соответствовало бы эпохе начала 50-х годов прошлого века. Ибо нельзя же актрису с внешностью топ-модели «поселить» в то время? А типаж Светланы, что называется, классический. Как говорится, женщины с такой внешностью, как у Светланы, вечные. Да и как было не взять в картину актрису с такой красивой фамилией.

— Роман Мадянов играет привычную для себя роль — человека в погонах. Разве этот артист не заслуживает другой, необычной роли?

— Как правило, я сторонюсь так называемых медийных лиц, но с Романом у меня отдельная история. Роман у меня снимался еще в «Мелком бесе», потом в «Гражданине начальнике», далее в «Штрафбате», с которого и началась «военная карьера» Мадянова. Кстати, в моем новом проекте, работа над которым уже началась, — это 16-серийный фильм под рабочим названием «Раскол» — Мадянов уже не будет военным. Я не боюсь его медийности, потому что очень его люблю как артиста и как человека.

Богдан Ступка, актер

«Я бы не смог убить своего сына, что бы он ни сделал»

— Что было самым сложным в работе над этой ролью?

— Для меня высший пилотаж в профессии — это мастерство перевоплощения, которое сейчас мало кому доступно. Когда актер перевоплощается в своего персонажа, то для этого ему необходимо не только изменить пластику, внешний вид, голос, привычки, но и свое мышление. Если не научиться мыслить так, как мыслит твой герой, то отобразить его сущность невозможно. Это умел делать, например, Анатолий Папанов. В моей душе одна цель — перевоплотиться в героя, стать им, хотя удается это не всегда. Например, в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» мне это перевоплощение стоило адского труда, и до сих пор не уверен, осилил ли эту глыбу. Хотя очень старался.

— Что же мешало создать образ Тараса Бульбы?

— По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом главное препятствие. Сам бы я как человек, как отец никогда бы не убил своего сына, что бы он ни совершил. Может, я бы не смог его простить, но убить свое дитя — для меня за гранью добра и зла. И в этой своей невозможности я уверен больше всего на свете. Мне трудно было это представить еще и потому, что я сам — ребенок войны. С трех лет я видел много убитых, повешенных, видел, как молодые ребята подрывались на минах. Я, маленький карапузик, подсматривал за минерами, молодыми парнишками. Они обезвреживали мины, у них отлетали головы, руки, и эти бедные обезглавленные мальчики до сих пор перед моими глазами. Поэтому для меня это очень больная, даже нехорошая тема, когда люди убивают друг друга. Но Гоголь так написал характер Тараса Бульбы, и это надо было играть.

Сергей Юрский, актер

«Раб — этот тот, у кого ни на что нет времени»

— Насколько важен для вас этот фильм?

— Фильм об Иосифе Бродском, его детстве, юности, разлуке с близкими — это некая фантазия. В основе фильма лежит эссе поэта, и в каком-то смысле — это его покаяние перед родителями. Я играю отца. Для меня эта роль — возможность покаяться перед своими родителями.

— Фильм Андрея Хржановского получил главную награду на фестивале в Выборге с символическим названием «Окно в Европу», а теперь вы претендуете на «Золотого орла». Эти победы помогут картине дойти до массового зрителя?

— В настоящее время проходит немыслимое количество фестивалей, и на каждом кого-то отмечают, говорят хорошие слова. Только фильмы для публики, которые идут в широком прокате и с большой рекламой, смотреть стыдно. Искусство сегодня превратилось в дизайн. Сегодняшний зритель — другой. Не хочу сказать, что он из разряда мутантов, но все же другой. Он привык к мельканию на экране, громкому звуку, эффектам: А всего этого нет и не должно быть в картине о Бродском. Что же касается интеллигенции, которая посмотрит и оценит картину, то ей сейчас не до этого. Она стала слишком суетливой, занятой, чтобы ходить в кино и перечитывать Бродского. Для себя я вывел определение, согласно которому в настоящее время раб — этот тот, у кого ни на что нет времени. И это касается интеллигенции.

— Вы номинированы на премию «Золотой орел» как «лучший актер второго плана». Что, на ваш взгляд, необходимо сегодня артисту, чтобы со временем стать лучшим?

— Сегодня востребованы те актеры, которые умеют быть натуральными, простыми, понятными. А также мобильными, универсальными: Такое качество, как мастерство, уже мало что значит.

 

Хостинг от uCoz